Дело № 2а-39/2020
УИД 32RS0019-01-2019-000491-68
стр. отчета 3.202
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2020 года г. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Рудиковой Н.В.,
при секретаре Кондрат Т.В.,
с участием административного прокурора Мглинского района Брянской области Гуни Н.И.,
представителя административного ответчика администрации Мглинского района Брянскойц области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мглинского района Брянской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мглинского района Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мглинского района Брянской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, по тем основаниям, что на территории Мглинского района в г. Мглин на территории Больничного городка расположен памятник воинской славы, включенный на основании решения исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов № 406 от 10 июля 1979 года в региональный реестр объектов культурного наследия, подлежащий государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения - братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками в 1941 г., охранные зоны которого не определены. Прокурор просил признать бездействие ответчика в части не разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия - братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками в 1941 г., расположенной в г. Мглин на территории Больничного городка, незаконным, обязать ответчика разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия - братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками в 1941 г., расположенной в г. Мглин на территории Больничного городка.
В судебном заседании прокурор Мглинского района Брянской области исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Мглинского района Брянской области ФИО1, исковые требования признал, заявил об отсрочке исполнения решения до 01 июня 2021 года, так как исполнение решения требует значительных финансовых затрат, а денежные средства для этого в бюджет Мглинского района на 2020 год предусмотрены не были.
Представители заинтересованных лиц Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, Мглинского районного отдела культуры Мглинского района Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав мнение участвующи в деле лиц, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 1 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» увековечению подлежит память погибших при защите Отечества или его интересов. К формам увековечения памяти погибших при защите Отечества отнесены, в том числе, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших (статья 2 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1).
Согласно положениям статей 5, 6 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 11, 12 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях; создание резерва площадей для новых воинских захоронений.
Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац 3 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 №3 73-ФЗ к объектам культурного наследия отнесены памятники, ансамбли, достопримечательные места. Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ). В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия (пункты 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ под охранной зоной объекта культурного наследия понимается территория, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (абз. 2 пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В силу правовых положений абзацев второго и третьего пункта 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, их разработку организуют, в том числе органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 15 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
Таким образом, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия являются правовыми инструментами обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия и могут осуществляться по инициативе и за счет органов местного самоуправления, на территории которых они расположены. Между тем судом установлено, что администрацией Мглинского района проект зоны охраны объекта культурного наследия - братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками в 1941 г., расположенной в г. Мглин на территории Больничного городка, включенный на основании решения исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов № 406 от 10 июля 1979 года в региональный реестр объектов культурного наследия, подлежащий государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения, не разработан.
В силу п.19.3 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.
Отсутствие разработанного проекта зоны охраны объекта культурного наследия не позволяет в полной мере проводить мероприятия по обеспечению государственной охраны данного объекта культурного наследия, поскольку границы зоны охраны объекта культурного наследия не определены и не установлены, что создает угрозу сохранности объекта культурного наследия - братской могилы, имеющей историко-культурную ценность для жителей Мглинского района Брянской области и повлечь нарушение конституционного права неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям.
Согласно ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Мглинского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мглинского района Брянской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности- удовлетворить.
Признать бездействие администрации Мглинского района Брянской области в части не разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия- братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, расположенной в г. Мглин на территории Больничного городка, незаконным.
Обязать администрацию Мглинского района Брянской области разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия - братская могила мирных жителей, расстрелянных фашистскими захватчиками, расположенной в г. Мглин на территории Больничного городка.
Отсрочить исполнение настоящего решения до 01 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Рудикова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2020 года