ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3142/2016 от 21.04.2016 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-3142/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2016г..

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Рябых Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области к Галдину Н.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Галдину Н.Ю. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей по земельному налогу за (дата). в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество за (дата). в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области как собственник земельного участка и недвижимого имущества. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На территории г. Липецка земельный налог введен в действие Решением Липецкого городского Совета депутатов от 01.10.013г. №73, которым утверждено Положение об уплате земельного налога на территории г. Липецка, ст. 2 которого установлены ставки земельного налога на территории г. Липецка. Указывают, что административный ответчик являлся в (дата) собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , ему начислен земельный налог в размере <данные изъяты> руб. из расчета: кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> руб. и ставка-<данные изъяты>. Кроме того, указывают, что Гвоздева Ю.В. в (дата). являлась собственником имущества, признаваемого Законом РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения налога на имущество физических лиц, а именно: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в сумме <данные изъяты> руб. из расчета инвентаризационной стоимости <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> (ставка). На территории <адрес> ставки налога на имущество физических лиц установлены ст. 2 Положения «О налоге на имущество физических лиц в <адрес>». За (дата). единое налоговое уведомление направлено административному ответчику заказным письмом. В указанные в уведомлениях сроки уплаты, земельные и имущественные налоги уплачены не были. Налоговым органом заказным письмом было направлено требование об уплате налога. Согласно справки о состоянии расчетов задолженность по требованию налогового органа не была оплачена. В связи с чем они обратились в суд с данным административным исковым заявлением.

Определением от (дата) административное исковое заявление принято к производству суда, в котором сторонам разъяснена возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства. Административному ответчику предложено в десятидневный срок со дня получения копии определения о принятии представить в суд возражения относительно применения упрощенного порядка в соответствии с ч. 2 ст. 292 КАС РФ.

В связи с отсутствием возражений административного ответчика (дата) на основании ч. 4 ст. 292 КАС РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

В силу ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. (ч. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На территории г. Липецка земельный налог введен в действие Решением Липецкого городского Совета депутатов от (дата). , которым утверждено Положение об уплате земельного налога на территории г. Липецка, ст. 2 которого установлены ставки земельного налога на территории г. Липецка.

Одним из введенных в соответствии со ст.15 Налогового кодекса РФ на территории Российской Федерации Законом РФ от 09.12.1991 г. № 20003-1 местных налогов является налог на имущество физических лиц.

В силу п.1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 22.08.2004 года) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со ст.2 данного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Законом РФ №2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что ставка налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

На территории г. Липецка ставки налога на имущество физических лиц установлены ст. 2 Положения «О налоге на имущество физических лиц в г. Липецке».

Судом установлено, что Галдин Н.Ю. в (дата). являлся собственником земельного участка, жилого дома и ему с учётом представленных сведений Инспекцией в соответствии с положениями нормативно правовых актов представительных органов муниципальных образований был исчислен земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , ему начислен земельный налог в размере <данные изъяты> руб. из расчета: кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> руб. и ставка-<данные изъяты> %., и налог на имущество на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в сумме <данные изъяты> руб. из расчета инвентаризационной стоимости <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> (ставка). Указанное обстоятельство подтверждено регистрационными сведениями в электронном виде, которые заверены налоговым органом, согласно ст. 85 Налогового кодекса РФ, и не оспорено административным ответчиком.

На основании ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу ст. 363 НК РФ Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусматривается, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п.4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (в редакции, действовавшей на момент направления требования).

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество физических лиц на основании направляемого налоговым органом налогового уведомления.

(дата). в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление с расчетом суммы налога и предложено уплатить данный налог в срок до (дата). Из списка заказных писем усматривается, что данное уведомление было направлено административному ответчику заказным письмом по адресу:<адрес>, д. Введенка, <адрес>.

(дата). в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на (дата). об уплате земельного налога и налога на имущество за (дата). и пени со сроком уплаты (дата). Из списка заказных писем усматривается, что данное требование было направлено административному ответчику заказным письмом по адресу: <адрес>, <адрес>, Хотя в требовании адрес налогоплательщика указан: <адрес><адрес>.

Из сообщения адресно-справочного бюро при УФМС по <адрес> от (дата). (оператор ) усматривается, что Галдин Н.Ю., (дата) года рождения, уроженец <адрес>, с (дата). зарегистрирован по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, до (дата). был зарегистрирован по адресу: <адрес>

Исходя из содержания указанных правовых норм направление налогового уведомление и требования является обязанностью налогового органа.

Не направление налогового уведомления и требования или отсутствие их надлежавшего вручения по транспортному налогу свидетельствует о нарушении порядка взыскания налога.

В материалах дела имеется налоговое уведомление от (дата)., направленное административному ответчику по адресу: <адрес>, д. Введенка, <адрес>, в то время как уже с (дата).. Галдин Н.Ю. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, на земельный участок и недвижимое имущество, расположенные по данным адрес и был начислен земельный и имущественный налог.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не соблюден порядок взыскания налога, поскольку направление налогового уведомления по иному адресу, не может являться его надлежащим направлением, так как в силу п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц.

Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика сообщать об изменении своего места жительства.

Учитывая характер спорных правоотношений, суд полагает, что не направление налогового уведомления административному ответчику по адресу его регистрации, является основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с момента получения налогового уведомления, направление налогового уведомления по адресу, где налогоплательщик не проживает и не зарегистрирован говорит о том, что презумпция вручения налогового уведомления не исполнена.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что налоговым органом налоговое требование направлено налогоплательщику также по иному адресу, где налогоплательщик не зарегистрирован.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Липецкой области в удовлетворении исковых требований к Галдину Н.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций за (дата). отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Т.В. Рябых