ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3144/2021 от 08.10.2021 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-3144/2021

43RS0003-01-2021-004764-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров 08.10.2021

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области

в составе председательствующего судьи Ординой Н.Н.,

с участием помощника прокурора г. Кирова Пономаревой Г.Н.,

при секретаре Казаковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИП Малковой А.Р. к администрации муниципального образования «Город Киров» о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ИП Малкова А.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Киров» о признании недействующим нормативного правового акта. В обоснование требований указывает, что постановлением администрации города Кирова от 01.11.2019 утверждена «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022», в которую не включен нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Малковой А.Р., расположенный по адресу {Адрес} на земельном участке {Номер}. Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в аренду распоряжением администрации города от {Дата}{Номер}, для размещения торгового павильона «Цветы». Несмотря на то, что нестационарный торговый объект был размещен на законных основаниях, он не был включен в новую Схему размещения НТО на период с 01.01.2020 по 31.12.2022, что стало причиной его демонтажа.

Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня утверждения постановление администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» в части невключения в схему размещения НТО нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: {Адрес} признать нарушением прав на ведение предпринимательской деятельности, свобод и законных интересов ИП Малковой А.Р. в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022, нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу {Адрес} обязать ответчика устранить данное нарушение путем включения объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденную администрацией города Кирова 01.11.2019, с момента ее утверждения.

В судебное заседание административный истец – ИП Малкова А.Р. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца – Симонова В.Б. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований доверителя по доводам иска. Пояснила, что невключение НТО, принадлежащего ее доверителю, в новую схему размещении НТО нарушило права ИП Малковой А.Р. на осуществление предпринимательской деятельности. В отсутствие принадлежащих ей НТО в новой схеме ИП Малкова А.Р. вынуждена прекратить предпринимательскую деятельность.

Представитель административного ответчика – администрации г. Кирова Козловских М.Е. в судебном заседании административные требования не признала по доводам отзыва, полагала, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному и региональному законодательству, прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления администрации города Кирова по Октябрьскому району по доверенности Батухтин А.В. требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего требования ИП Малковой А.Р. подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая бремя доказывания каждой из сторон исходя из характера спора, суд приходит к выводу о наличии правовых основании для частичного удовлетворения требований административного истца.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу п. 2.1 приказа министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 № 117 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Порядок) схема разрабатывается органами местного самоуправления с учетом необходимости развития конкуренции и обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с п. 23 ч. 6 ст. 29 устава муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской думы от 29.06.2005 №42/19 (далее – устав) администрация города обладает компетенцией по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров».

Систему муниципальных правовых актов в муниципальном образовании образуют, в т.ч. постановления администрации города (п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава).

01.11.2019 администрацией г. Кирова принято постановление № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022».

Указанное постановление опубликовано в газете «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» 08.11.2019 № 106 (1283), а также размещено на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «город Киров» www.pravo.mo-kirov.ru. Форма принятого решения – постановление соответствует ч. 4 ст. 30 решения Кировской городской думы от 29.06.2005 № 42/19 «Об уставе муниципального образования «Город Киров». Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения в действие и вступления в законную силу соблюдены.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что распоряжением администрации города Кирова от 12.10.2005 №5305 утвержден проект границ и ИП Малковой А.Р. предоставлен в аренду земельный участок {Номер} для размещения торгового павильона «Цветы».

Распоряжениями заместителя главы администрации города Кирова, начальника территориального управления по октябрьскому району от {Дата}{Номер} и от {Дата}{Номер} ИП Малковой А.Р. на период действия Схемы предоставлено преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу {Адрес}, без проведения аукциона.

{Дата} между администрацией города Кирова и ИП Малковой А.Р. заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Киров», адрес места размещения – {Адрес}. Срок договора – с {Дата} по {Дата}.

Данный НТО включен в схему размещения НТО на территории муниципального образования «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата}, утвержденную постановлением администрации г. Кирова от 31.10.2016 № 3672-П.

Между тем, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022, утвержденную постановлением администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П (далее – схема, новая схема), вышеуказанный НТО не включен.

Полагая невключение спорного объекта в новую схему незаконным, нарушающим нормы материального права и права административного истца на осуществление хозяйственной деятельности, ИП Малкова А.Р. обратилась в суд.

Как следует из письменных пояснений административного ответчика, основанием невключения объектов в новую схему явилось планирование работ по благоустройству территории в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» на 2018-2024 годы в первоочередном порядке в 2021году».

В рамках исполнения программы {Дата} заключен муниципальный контракт {Номер}, работы по которому выполнены и завершены, место, где ранее размещался нестационарный торговый объект, вымощено брусчаткой, что подтверждается актом осмотра от {Дата}.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 №225-О, положение части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен императивный запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к созданию дискриминационных условий, под которыми согласно подп. 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Следовательно, реализация органами местного самоуправления предоставленных полномочий, в т.ч. при утверждении новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, не может быть произвольной и направленной на ограничение конкуренции хозяйствующих субъектов путем принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, т.е. положений, устанавливающие возможность необоснованного применения исключений из общих правил (ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Из части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что нормативные акты органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод могут иметь исключительно вторичный характер, производный от базового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации, федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Они не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации ни формально, ни по существу, а также не должны приводить к снижению содержащихся в федеральных законах гарантий осуществления прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно на федеральном законодателе лежит обязанность закрепления основных условий их реализации. В противном случае нормативные правовые акты органов местного самоуправления будут нарушать конституционные условия ограничения прав и свобод.

Вместе с тем, установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к убеждению, что невключение спорного объекта НТО в постановление администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» являлось произвольным, необоснованно примененным исключением, нарушающим ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также права административного истца как на осуществление предпринимательской деятельности, так и на возможность долгосрочного планирования им своего бизнеса.

Более того, заявляя о препятствовании спорного объекта благоустройству, и исключив его из схемы, по мнению суда, администрация г. Кирова нарушила требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», чем поставила ИП Малкову А.Р. в неравное положение, создала дискриминационные условия.

Произвольное исключение из схемы НТО ИП Малкову А.Р. является нарушением права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности и подлежит судебной защите.

Сведений о желании ИП Малковой А.Р. прекратить торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по адресу {Адрес} администрации г. Кирова не имелось, а также отсутствует в настоящее время, компенсационное равноценное место ИП Малковой А.Р. не предлагалось, что является нарушением статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ со стороны администрации г. Кирова и направлено не на предоставление мер экономического стимулирования, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности, а на воспрепятствование в ведении ИП Малковой А.Р. бизнеса.

Доводы административного ответчика о том, что спорный НТО располагался частично на придомовой территории являются несостоятельными, поскольку стороной административного истца представлены суду доказательства, подтверждающие обратное, а именно: расчет годового размера платы за 2018 год за право размещения НТО на земельном участке {Номер}, из которого следует, что административным ответчиком взималась плата за размещение НТО без учета земельного участка, относящегося к придомовой территории многоквартирного жилого {Адрес}.

Иные, приводимые представителем ответчика доводы также не свидетельствуют о законности оспариваемой нормы, направлены на придание ее легитимности без должного правового обоснования, в связи с чем не могут быть положены в основу решения суда.

Суд удовлетворяет требования истца и признает противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановление администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» в части невключения в схему нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу {Адрес} на земельном участке {Номер}.

Несмотря на удовлетворение требований ИП Малковой А.Р. о признании противоречащим нормативного правового акта в части, суд не усматривает оснований для возложения на администрацию г. Кирова обязанности по включению спорных объектов в схему размещения НТО, поскольку понуждение органа местного самоуправления к принятию нормативного акта недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные требования индивидуального предпринимателя Малковой А.Р. удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановление администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» в части невключения в схему нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: {Адрес} на земельном {Номер}.

В остальной части заявленных требований отказать.

Резолютивная часть решения после вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» в течение одного месяца.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Н.Н. Ордина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.10.2021