Дело № 2а-326/2021
УИД 03RS0063-01-2020-004807-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Липатовой Г.И.,
при секретаре Гизамове Л.М.,
с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора Мухаметова А.А.,
административного ответчика ведущего судебного пристава-исполнителя Туймазинского МОСП УФССП по РБ ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет муниципального района <адрес> РБ к административному ответчику Туймазинскому межрайонному отделу СП УФССП по РБ, о признании незаконным постановления об исполнительском сборе, в рамках исполнительного производства №-ИП,
Установил:
Администрация сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет мр <адрес> РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Туймазинскому МОСП УФССП по РБ о признании незаконным постановления об исполнительском сборе от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства №-ИП. Впоследствии административные исковые требования были уточнены.
Административные исковые требования мотивируют тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП с Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> РБ взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Туймазинским межрайонным судом об обязании Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес>, устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно разместить подъезд с площадкой мс твердым покрытием размерами не менее 12*12 м., для установки пожарных автомобилей у водоемов в д. Фрунзе, д. Новонарышево, а также по направлению движения к площадке установить знаки объемные со светильником или полоски, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков.
Решение вынесено Туймазинским межрайонным судом ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ должнику предоставлялась отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 31.08.2021г. Судебный пристав-исполнитель ФИО1 о подаче должником в суд заявления об отсрочке исполнения решения суда была извещена ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на это вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора, по вышеуказанному исполнительному производству.
Возможность исполнения решения суда в полном объеме отсутствует в связи с тем, что необходимые работы предстоит провести в природоохранной зоне, Администрацией сельского поселения направлены письма на согласование данных работ. В настоящее время приобретены светоотражающие знаки в количестве 5 штук. Имеется альтернативный источник для забора воды, переносная мотопомпа. То есть препятствий для организации мер пожаротушения на период выполнения работ по обустройству пирсов не имеется.
На исполнение обязательства требуется значительная сумма из бюджета 200 000 рублей. Весь бюджет сельского поселения является дотационным. В связи с этим направлялись письма в адрес главы Администрации МР о выделении денежных средств на исполнение решения суда. Работы являются дорогостоящим проектом, реализация которого требует значительного количества времени, финансовых затрат, а также находится в рамках ФЗ №44-ФЗ. Заключение муниципального контракта на приобретение объемных знаков со светильниками и осуществление мероприятий по размещению подъездной площадки с твердым покрытием для пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков и порядка проведения процедуры открытого аукциона».
В связи с изложенным исполнение решения в установленные сроки является невозможным. В связи с чем Администрация Верхнетроицкого поселения обратилась в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указанные заявления были частично удовлетворены.
Администрацией сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> РБ приняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда. Несвоевременное исполнение решения суда является следствием недостаточного финансирования.
На основании вышеизложенного просят признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Туймазинского МОСП УФССП по РБ от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Административный истец Администрация сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> РБ на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Определением суда судебный пристав-исполнитель Туймазинского МОСП УФССП по РБ ФИО1 привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Административный ответчик судебный пристав исполнитель Туймазинского межрайонного отдела УФССП по РБ ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, суду пояснила, что истец обратился с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ. Копия данного заявления была получена Туймазинским МОСП, находится в исполнительном производстве. Вместе с тем, с заявлением о приостановлении исполнительного производства, либо об отложении исполнительских действий административный истец не обращался.
Представитель заинтересованного лица – Туймазинской межрайонной прокуратуры РБ Мухаметов А.А. полагал, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Туймазинский МО СП УФССП России по РБ извещен надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.
Представитель административного соответчика Управления ФССП России по РБ извещен надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.
Согласно ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Так, одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, что следует из содержания ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").
Частями 8, 10 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в течение суток) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении такового.
В соответствии с частями 11, 12, 17 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.17 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес.
На основании части 1 статьи 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 6 статьи 112 указанного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что на основании решений Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем Туймазинского межрайонного ОСП СП УФССП по РБ ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство по гражданскому делу №№ ИП в отношении Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> РБ, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
С момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства должностные лица Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> РБ, уведомлены о возбуждении исполнительного производства, о чем имеется соответствующая подпись главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет МР <адрес> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда направлено в Туймазинский МОСП УФССП по РБ. Вместе с тем с заявлением о приостановлении исполнительного производства, либо приостановлении исполнительских действий административный истец не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, предупреждение и требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения правил пожарной безопасности. С требованием должник ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Требования должником не исполнены.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Административным истцом не представлены доказательства того, что одновременно с заявлением об отсрочке исполнения решения суда он обратился с заявлением о приостановлении исполнительного производства либо отложении исполнительских действий.
Учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, не приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения пункта 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).
Частью 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Как разъяснено в п. п. 74, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
По смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 112 названного Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Рассматривая вопрос о снижении размера исполнительского сбора и возможности освобождения от его взыскания, необходимо учитывать положения ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которая устанавливает право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 3 ст. 112 настоящего Закона. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку, суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П указано, что должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа возлагается на должника.
Судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ должником предприняты все меры для исполнения решения суда, содержащихся в исполнительном документе:
Кроме того, в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств и при этом вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истцом представлены доказательства наличия обстоятельств, повлиявших на длительное неисполнение решения суда, в связи, с чем суд находит уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные административные исковые требования Администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет муниципального района <адрес> РБ к административным ответчикам: судебному приставу исполнителю Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП по РБ ФИО1, Туймазинскому межрайонному отделу СП УФССП по РБ, УФССП России по РБ о признании незаконным постановления об исполнительском сборе в рамках исполнительного производства №-ИП, удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава исполнителя Туймазинского межрайонного отдела СП ФССП России по РБ ФИО1 по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ до 12 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ.
Судья Г.И. Липатова