Дело № 2а-3146/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» августа 2016 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Гульовской,
с участием помощника Арзамасского городского прокурора Сухаревой О.Ю.,
при секретаре Козловой А.А.
с участием административного истца ФИО1, его представителя в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ ФИО2,
представителя административного ответчика председателя территориальной избирательной комиссии Арзамасского района ФИО3, действующего на основании постановления избирательной комиссии Нижегородской области № от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Арзамасского района Нижегородской области о признании постановления незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным и об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Арзамасского района Нижегородской области от <дата>№ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № ФИО1 Л.», о понуждении зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование своих требований указывает, что <дата>. он представил в территориальную избирательную комиссию Арзамасского района, исполняющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования Березовский сельсовет, документы о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу №. <дата>. он предоставил подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
<дата>. он получил постановление комиссии от 11.08.2016г. № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № ФИО1». Причиной отказа в регистрации стало якобы то, что рукописные цифровые записи в графе «Дата» в строках «4», «5», «7» 1-го подписного листа выполнены одним лицом, рукописные цифровые записи в графе «Дата» в строках «10», «12», «15» 2-го подписного листа выполнены также одним лицом. Такие выводы были сделаны на основании экспертного заключения.
Комиссия в нарушение требований ч. 5 ст. 33 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007г. № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не известила его о предстоящей проверке подписных листов, тем самым нарушив его право на присутствие при проведении проверки подписей избирателей.
В выводах акта экспертного исследования от <дата>. № рукописные цифровые подписи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» в строках «4», «5», «7» 1-го подписного листа, «10», «12», «15» 2-го подписного листа выполнены одним лицом.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием ч. 8 ст. 31 Закона. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей.
Следовательно, проверке подлежали подписи по порядку со строки «1» по строку «14» включительно. Подписи в строках «15» и «16» не подлежат проверке.
Кроме того, в выводах эксперта не говорится о том, что указанные рукописные цифровые подписи в строках «4», «5», «7», «10», «12» выполнены третьим лицом. Исключив подпись в сроке «15» получается, что пять подписей, по мнению эксперта, выполнены одним лицом. Следовательно, одна из этих подписей выполнена избирателем собственноручно и должна быть признана действительной.
Таким образом, недействительными подписями избирателей из представленных кандидатом недействительными могут быть признаны лишь 4 рукописные цифровые подписи из 14.
Поскольку для регистрации кандидата в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № достаточно набрать 10 достоверных подписей избирателей, то комиссия приняла незаконное решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования и их обоснование поддержал.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 административные исковые требования и доводы иска поддержал.
Представитель территориальной избирательной комиссии Арзамасского района Нижегородской области ФИО3 административные исковые требования не признает, по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО8, изучив представленные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования удовлетворить частично, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В судебном заседании установлено, что 29 июля 2016 года в территориальную избирательную комиссию Арзамасского района Нижегородской области от ФИО1 поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Березовского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 1 как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес>№ от <дата> ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному округу №.
Основанием для отказа в регистрации явилось то, что в соответствии со ст. 4 ст. 33 Закона Нижегородской области от <дата>№-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>» соответствующая избирательная комиссия провела проверку соблюдения порядка сбора подписей.
Согласно экспертному заключению ФБУ Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от <дата>№: рукописные цифровые записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» кандидата в депутаты сельского Совета Березовского сельсовета Арзамасского муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № ФИО1 двух подписных листов (досрочные выборы депутатов сельского Совета Березовского сельсовета Арзамасского муниципального района <адрес>) от <дата>: группа А в строке «4» 1-го подписного листа, в строке «5» 1-го подписного листа, в строке «7» 1-го подписного листа, в строке «10» 2-го подписного листа, в строке «12» 2-го подписного листа, в строке «15» 2-го подписного листа выполнены одним лицом. Установить, выполнены ли рукописные цифровые записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи», остальные строки подписных листов объединенные в группу А, одним лицом, не представилось возможным по причине отсутствия однозначности в оценке различий.
Согласно части 14 статьи 33 3акона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения следует, что кандидатом заявлено к проверке 25 подписей, к рассмотрению были приняты 14 подписей избирателей. Решение принято с учетом того, что действительными признаны только 8 подписей, основаниями для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно ч. 3 ст.29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-ФЗ «О выборах представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону.
Применительно к досрочным выборам депутатов сельского Совета Березовского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области необходимое количество подписей для регистрации кандидата составляет - 10, а максимальное количество подписей - 14.
Согласно п.п.е п.6.4, ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г., а также п.6ч.10ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно на основании заключения эксперта, привлеченного для проверки. В связи с названными обстоятельствами подписи могут быть признаны недействительными исключительно на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Согласно экспертному заключению ФБУ Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от <дата>№ недействительными признаны 6 подписей.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007г. № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием части 8 статьи 31 настоящего Закона. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей.
Следовательно проверке подлежали подписи по порядку со строки «1» по строку «14» включительно. Подписи в строке «15» не подлежали проверке.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснил, что он является соседом ФИО1 Ему известно, что он баллотируется в депутаты Березовского сельсовета и он собственноручно поставил свою подпись и число в его поддержку.
Таким образом, одна из подписей в строке «4» выполнена избирателем ФИО4 собственноручно и может быть признана действительной.
Недействительными подписями избирателей из представленных кандидатом могут быть признаны только 4 рукописные цифровые подписи из 14.
При таком положении вывод территориальной избирательной комиссии Арзамасского района Нижегородской области о недостаточном количестве подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является неправомерным.
Согласно ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что постановление территориальной избирательной комиссии Арзамасского района Нижегородской области от <дата>№ "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № ФИО1» является незаконным и подлежит отмене.
Для восстановления нарушенного права суд находит обязать территориальную избирательную комиссию Арзамасского района Нижегородской области в пятидневный срок с момента принятия настоящего решения рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № на выборах <дата> с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Руководствуясь ст. 175,178-180,188, 244 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление территориальной избирательной комиссии Арзамасского района от <дата>№ "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № ФИО1» признать незаконным и отменить.
Обязать территориальную избирательную комиссию Арзамасского района в пятидневный срок с момента принятия настоящего решения рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Березовского сельского совета по одномандатному избирательному округу № на выборах <дата> с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Арзамасского городского суда Е.В. Гульовская