УИД 59RS0005-01-2021-003473-48
Дело №2а-3148/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года город Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и сборам,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми (административный истец) обратился в суд с административным иском к ФИО1 (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми и является плательщиком налога на имущество и транспортного налога.
Административному ответчику начислен налог на имущество за 2017, 2018 годы, транспортный налог за 2017, 2018 годы, и направлены налоговые уведомления № от 26.06.2018, со сроком уплаты до 03.12.2018, № от 28.06.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019.
В установленный срок налог на имущество за 2017, 2018 годы, транспортный налог за 2017, 2018 годы не уплачены.
За несвоевременную уплату налогов административному ответчику начислены пени и направлены требования от 28.06.2019 № об уплате пени на транспортный налог за 2017 год в сумме 321 рубль 49 копеек, пени на недоимку по налогу на имущество за 2017 год в сумме 25 рублей 80 копеек, со сроком добровольной уплаты до 05.09.2019 (сумма менее 3 000 рублей); от 09.12.2019 № об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 8 650 рублей, пени в сумме 29 рублей 77 копеек, недоимки по налогу на имущество за 2018 год в сумме 933 рубля, пени в сумме 3 рубля 21 копейка, со сроком уплаты до 03.02.2020, которые до настоящего времени не исполнены.
26.11.2020 мировой судья отменил ранее вынесенный судебный приказ №2а-5929/2020 от 11.06.2020 о взыскании задолженности, поскольку от административного ответчика поступили письменные возражения.
Инспекцией понесены расходы по отправке административного иска в адрес административного ответчика в размере 56 рублей.
Административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 8 650 рублей, пени в сумме 351 рубль 26 копеек (за 2017 год в сумме 321 рубль 49 копеек, за 2018 год в сумме 29 рублей 77 копеек); недоимку по налогу на имущество за 2018 год в сумме 933 рубля, пени в сумме 29 рублей 01 копейка (за 2017 год в сумме 25 рублей 80 копеек, за 2018 год в сумме 3 рубля 21 копейка), в общей сумме 9 963 рубля 27 копеек. Взыскать с ФИО1 почтовые расходы в сумме 56 рублей.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, на требованиях настаивают. Ранее также представили в дело письменные пояснения, в которых указали, что полагают сроки для взыскания задолженности в судебном порядке, налоговым органом соблюдены. Транспортный налог за 2017 год фактически уплачен 21.06.2019, в отношении налога на имущество за 2017 год судебный приказ не выносился.
Административный ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом по известному месту жительства (регистрации).
Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с 12.01.2012 по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, судебная корреспонденция, направленная административному ответчику по месту регистрации, вернулась с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В соответствии со ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Учитывая, что сведений об изменении места нахождения ответчика в материалах дела не содержится, принимая во внимание направление извещений посредством заказной корреспонденции по адресу места регистрации ответчика, с учетом сведений Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю, размещение информации о времени и месте судебных заседаний на официальном сайте Мотовилихинского районного суда г. Перми, суд полагает, что требования КАС РФ о начале судебного процесса были соблюдены. В данном случае суд исходит из того, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Заинтересованное лицо – ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований (частично).
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Исходя из ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес> и автомобиля HYUNDAI-SANTA-FE2, FE2, 7GLS4WD-AUTO, гос. №, соответственно, является плательщиком налога на имущество и транспортного налога.
В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № от 26.06.2018, в котором исчислены к уплате транспортный налог за 2017 год в сумме 8 650 рублей, налог на имущество в размере 663 рубля, со сроком уплаты до 03.12.2018.
Кроме того, в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от 28.06.2019, в котором исчислены к уплате транспортный налог за 2018 год в сумме 8 650 рублей, налог на имущество за 2018 год в сумме 933 рубля, со сроком уплаты до 02.12.2019.
Поскольку налоги в установленный срок уплачены не были налоговым органом исчислены пени, и направлены в адрес административного ответчика требования: № от 28.06.2019, со сроком уплаты до 05.09.2019; № от 19.12.2019, со сроком уплаты до 03.02.2020.До настоящего времени уплата задолженности административным ответчиком в полном объеме не произведена.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абз. 3 п. 1 указанной статьи указанное заявление подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ (абз. 1 п. 2 указанной статьи).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из материалов дела усматривается, что срок исполнения требования № от 28.06.2019 установлен до 05.09.2019 (сумма требований составляет менее 3 000 рублей). Срок исполнения требования № от 19.12.2019 установлен до 03.02.2020 (сумма требований превысила 3 000 рублей).
За выдачей судебного приказа административный истец обратился 11.06.2020, то есть в установленный законом срок после выставления требования, в котором сумма превысила 3 000 рублей.
11.06.2020 мировым судьей судебного участка №7 Мотовилихинского судебного района г. Перми выдан судебный приказ.
26.11.2020 мировой судья судебного участка № 7 Мотовилихинского судебного района г. Перми отменил судебный приказ от 11.06.2020 о взыскании задолженности, поскольку от ответчика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.
После отмены судебного приказа, административный истец обратился в суд 26.05.2021, то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
В отсутствие доказательств уплаты транспортного налога и налога на имущество за 2018 год, а также пени, начисленных на указанные налоги, принимая во внимание, что установленный законом порядок начисления, а также порядок и сроки обращения в суд за взысканием налоговым органом соблюдены, требования налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 8 650 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 29 рублей 77 копеек, недоимки по налогу на имущество за 2018 год в сумме 933 рубля, пени на недоимку по налогу на имущество за 2018 год в сумме 3 рубля 21 копейка, подлежат удовлетворению.
В отношении взыскания пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 321 рубль 49 копеек, суд учитывает, что задолженность по транспортному налогу за 2017 год уплачена ФИО1 21.06.2019 (платежное поручение №), пени, начисленные на транспортный налог за 2017 год предъявлены в требовании от 28.06.2019 №, в связи с чем, требования о взыскании с административного ответчика пени, начисленных на транспортный налог за 2017 год в сумме 321 рубль 49 копеек, также подлежат удовлетворению.
При этом, в отношении взыскании пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество за 2017 год в сумме 25 рублей 80 копеек, судом учитывается, что с требованиями о взыскании налога на имущество за 2017 год налоговый орган не обращался, в добровольном порядке налог также не оплачивался, в связи с чем, оснований для взыскания пени, начисленных на налог на имущество за 2017 год не имеется.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 8 650 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 29 рублей 77 копеек, пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 321 рубль 49 копеек, недоимку по налогу на имущество за 2018 года в сумме 933 рубля, пени на недоимку по налогу на имущество в размере 3 рубля 21 копейка, в общей сумме – 9 937 рублей 47 копеек.
В удовлетворении остальной части требований, - отказать.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, госпошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева
Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: