ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/18 от 20.09.2018 Каларского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года с.Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пешковой О.Н.,

при секретаре Сорокиной И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело №2а-314/2018 по административному исковому заявлению АО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» о признании его незаконным и отмене предписания администрации городского поселения «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения «Новочарское» в отношении АО «ВостСибтранскомбанк» было вынесено предписание, согласно которому банку необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить у входа в помещение банка урну или контейнер для мусора, произвести оборудование благоустроенного подхода к помещению офиса с твердым покрытием в соответствии с п. 3.1.4. Правил благоустройства и содержания территории городского поселения «Новочарское», утвержденных Решением Совета городского поселения «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ года. С вынесенным предписанием не согласен, считает его не законным, противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, нарушающий права банка, по возложению на него не предусмотренные законом обязанности. Просит признать незаконным и отменить предписание администрации городского поселения «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ..

В судебном заседании установлено.

Представитель АО «ВостСибтранскомбанк», администрации городского поселения «Новочарское» в судебное заседание не явились, ходатайствуют о рассмотрении в отсутствие.

Суд, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Таким образом, закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности определяется гражданским законодательством.

Статьей 210Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.

Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из правового анализа приведенного выше законодательства в его системном единстве со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.

В соответствии с п. 3.1.4. Правил благоустройства и содержания территории городского поселения «Новочарское», утвержденных Решением Совета городского поселения «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ, обязательным перечнем конструктивных элементов благоустройства территории на участках общественной застройки это: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, озеленение, урны или контейнеры для мусора, осветительное оборудование, носители информационного оформления учреждений.

Таким образом, Совет городского поселения «Новочарское», регламентируя в Правилах благоустройства вопросы благоустройства и содержания прилегающих к земельным участкам территорий, мог установить нормы, определяющие исключительно порядок участия в благоустройстве названных территорий и только в отношении собственников земельных участков.

В предписании Банку предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести обустройство площадки в соответствии с приложением , однако что именно требуется от административного истца в предписании не указано, что влечет его неопределенность и неисполнимость.

Сам для себя истец определил возложение данным предписанием обязанности по установлению твердого покрытия при подходе к помещению Банка.

Между тем, как следует из содержания оспариваемого предписания следует, что администрация городского поселения "Новочарское" установила обязанность юридического лица по обеспечению твердым покрытием прилегающей к помещению Банка территории, понуждая его, не являющегося собственником или законным владельцем земельного участка, к выполнению установленных данным предписанием обязанностей.

По делу установлено, что офис АО «ВостСибтранскомбанк» расположен в жилом <адрес>, имеет благоустроенное крыльцо и мощенную площадку с организацией освещения и информационного оформления.

В Письме Минфина России от 09.07.2014 N 02-06-10/33303 разъяснено следующее.

Согласно п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ 013-94), к группировке объектов основных фондов по подразделам.

В соответствии с ОКОФ 013-94 такие объекты (дорожки, площадки и т.п.) относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как прочие сооружения, не включенные в другие группировки (код 12 0001090).

С 01.01.2017 ОКОФ 013-94 утрачивает силу в связи с принятием Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенного в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018). Учитывая изложенное, вновь созданные объекты благоустройства - сооружения (дорожки, площадки и т.п.) учитываются субъектом учета в составе основных средств на счете 010103000 "Сооружения".

При этом, в случае если указанные объекты благоустройства (дорожки, площадки и т.п.) имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковый срок полезного использования, по мнению Минфина России, их целесообразно учитывать как комплекс конструктивно-сочлененных объектов благоустройства, имеющий один инвентарный номер, и в привязке к земельному участку, на котором они расположены, с отражением в инвентарной карточке учета нефинансовых активов информации по каждому объекту благоустройства, входящему в данный комплекс.

Таким образом, речь идет об объекте благоустройства - сооружения (дорожки, площадки и т.п.) как основных средств учреждения.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 711/пр утверждены методические рекомендации (далее Методические рекомендации) для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов и внутригородских районов. В данных Методических рекомендациях изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, к которой для целей указанных Методических рекомендаций относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях и определяющих комфортность проживания на такой территории. К элементам благоустройства в названных Методических рекомендациях относят, в том числе, элементы освещения, средства размещения информации и элементы объектов капитального строительства. В состав правил благоустройства рекомендуется включать общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к имеющимся в муниципальном образовании объектам благоустройства и их отдельным элементам.

Подпунктом «в» пункта 2.5 Методических рекомендаций определено, что участниками деятельности по благоустройству могут выступать хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству.

Концепцию благоустройства для каждой территории рекомендуется создавать с учетом потребностей и запросов жителей и других участников деятельности по благоустройству и при их непосредственном участии на всех этапах создания концепции, а также с учетом стратегических задач комплексного устойчивого развития городской среды, в том числе формирования возможности для создания новых связей, общения и взаимодействия отдельных граждан и сообществ, их участия в проектировании и реализации проектов по развитию территории, содержанию объектов благоустройства и для других форм взаимодействия жителей населенного пункта (п.2.8).

Реализацию комплексных проектов благоустройства рекомендуется осуществлять с привлечением собственников земельных участков, находящихся в непосредственной близости от территории комплексных проектов благоустройства и иных заинтересованных сторон (застройщиков, управляющих организаций, объединений граждан и предпринимателей, собственников и арендаторов коммерческих помещений в прилегающих зданиях), в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Рекомендуется разработка единых или согласованных проектов благоустройства для связанных между собой территорий поселений (городских округов, внутригородских районов), расположенных на участках, имеющих разных владельцев (п.2.13).

В рамках разработки муниципальных программ по благоустройству рекомендуется провести инвентаризацию объектов благоустройства и разработать паспорта объектов благоустройства. В паспорте целесообразно отобразить следующую информацию: о собственниках и границах земельных участков, формирующих территорию объекта благоустройства; ситуационный план; элементы благоустройства, сведения о текущем состоянии; сведения о планируемых мероприятиях по благоустройству территорий (п.п.2.15-2.16).

Согласно п.8.1 Методических рекомендаций объектами благоустройства на территориях жилого назначения являются: общественные пространства, земельные участки многоквартирных домов, детских садов, школ, постоянного и временного хранения автотранспортных средств, которые в различных сочетаниях формируют жилые группы, микрорайоны, жилые районы.

Как правило, перечень элементов благоустройства на территории пешеходных коммуникаций и участков учреждений обслуживания включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, урны, малые контейнеры для мусора, осветительное оборудование, носители информации (п.8.3).

Проектирование благоустройства участков жилой застройки рекомендуется производить с учетом коллективного или индивидуального характера пользования придомовой территорией (п.8.8).

Рекомендуется привлекать к осуществлению уборки физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющих земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, территории путем включения в договор аренды требования об уборке прилегающей территории и определения ее границ, а также через соглашения с собственниками земельных участков (п.12.2.4).

Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления рекомендуется устанавливать специально предназначенные для временного складирования отходов емкости малого размера (урны, баки) (п.12.2.5).

Установку емкостей для временного складирования отходов производства и потребления и их очистку рекомендуется осуществлять лицам, ответственным за уборку соответствующих территорий (п.12.2.6).

Таким образом, рекомендуется привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как для уборки в границах, так и решения вопросов по благоустройству территории на принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков.

В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации городского поселения "Новочарское" указала, что в администрации городского поселения "Новочарское" отсутствуют документы на земельный участок, на котором расположен жилой <адрес> и прилегающая к нему территория (л.д._____).

Исходя из приведенных норм на Банк не может быть наложена обязанность по благоустройству твердого покрытия на земельном участке, ему не принадлежащем.

При этом, не исключается добровольное волеизъявление на исполнение определенных мер по благоустройству. При этом, в заключительной части предписания указано о том, что будут заключаться соглашения о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории, что свидетельствует об осведомленности администрации городского поселения "Новочарское" о добровольном характере выполнения мер по благоустройству со стороны юридического лица.

Кроме того, согласно указанного предписания, Банку необходимо установить у входа в помещение урны для мусора.

Однако, как следует из содержания искового заявления и пояснений представителя Банка, урны для сбора мусора в Операционном офисе «Новочарский» имеются. Урны в рабочее время выставляются у входа в офис Банка, в нерабочее время, урны убираются, с целью сохранности.

Из содержания оспариваемого предписания не видно в какое время суток был выявлен факт отсутствия урн около помещения офиса Банка. Доводы о их наличии в рабочее время и уборки в вечернее время с целью сохранности администрацией не опровергнуты.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, когда не представлены сведения о владельце земельным участком, на котором требуется установление твердого покрытия, в том числе в отношении административного истца; при непредставлении паспорта благоустройства; отсутствии договора между сторонами на осуществление благоустройства; отсутствии обязанности на федеральном уровне, предусмотренных предписанием в части оснащения твердым покрытием; отсутствии согласования с жителями многоквартирного дома требуемого оснащения; наличии по факту урн для бытовых отходов, размещаемых на период рабочего времени и уборки в вечернее и ночное время с в целях обеспечения их сохранности, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении требований административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление АО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание администрации городского поселения «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности установить у входа в помещение АО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк», расположенного по адресу <адрес>, урну или контейнер для мусора, произвести обустройство площадки в соответствии с приложением .

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Каларского

районного суда О.Н.Пешкова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2018 года.