ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/20 от 06.01.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2019-005075-26 Дело 2а-314/2020 (2а-4661/2019)

Мотивированное решение суда изготовлено 21 февраля 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2020 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Чернышевой М. Д. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чернышевой М.Д. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 годы в размере 2 961 рубль, пени по транспортному налогу в размере 52 рубля 39 копеек.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям ГИБДД Чернышева М.Д. в спорный период являлась собственником автомобиля НИССАН ВИНГРОАД, в связи с чем в спорный период являлась плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате которого за 2015-2017 годы надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена. Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога и пени, начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу. Поскольку требования об уплате платежа Чернышевой М.Д. исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.

Административным истцом требования иска были уточнены (уменьшены) в связи с осуществлением перерасчета транспортного налога за 2017 год по заявлению Чернышевой М.Д. от 09 января 2020 года о предоставлении льготы, с учетом уточнения просил взыскать недоимку по транспортному налогу за 2015-2016 годы в размере 1 974 рубля, пени в размере 37 рублей 71 копейка.

В письменных возражениях административный ответчик просит в удовлетворении требований административного иска отказать, поскольку является пенсионером и имеет право на освобождение от уплаты транспортного налога, заявление о предоставлении льготы было подано в налоговый орган 09 января 2020 года.

В судебном заседании административный ответчик Чернышева М.Д. доводы письменных возражений поддержала, также указала, что ранее 09 января 2020 года с заявлением в налоговую инспекцию о предоставлении льготы по уплате транспортного налога не обращалась.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области не явился, извещен был надлежащим образом заказной корреспонденцией, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Уплата транспортного налога урегулирована положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (статья 356). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (статья 357). Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (статья 358).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На территории Свердловской области транспортный налог установлен и введен Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», которым утверждены ставки этого налога.

В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, Чернышева М.Д. с 21 октября 2011 года является собственником транспортного средства НИССАН ВИНГРОАД, 2001 года выпуска, государственный регистрационный номер < № >, с мощностью двигателя 105 л/с.

Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области Чернышевой М.Д. был начислен транспортный налог за 2015-2017 годы в отношении указанного автомобиля, направлены налоговые уведомления: от 25 августа 2016 года < № > об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 987 рублей; от 04 июля 2018 года < № > об уплате транспортного налога за 2016-2017 годы в размере 1 974 рубля.

В связи с тем, что Чернышева М.Д. транспортный налог не уплатила, налоговым органом административному ответчику заказной почтой направлены требования: от 10 февраля 2017 года < № > об уплате задолженности за 2015 год по транспортному налогу в размере 987 рублей, пени на указанную недоимку в сумме 23 рубля 03 копейки, предоставлен срок для добровольного исполнения до 21 марта 2017 года; от 31 января 2019 года < № > об уплате задолженности за 2016-2017 годы по транспортному налогу в размере 1 974 рубля, пени в сумме 29 рублей 36 копеек, установлен срок для добровольного исполнения до 19 марта 2019 года (л.д. 16-20).

Требования МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа 24 июля 2019 года к мировому судье судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 23 августа 2019 года судебный приказ от 29 июля 2019 года о взыскании с Чернышевой М.Д. задолженности по налогам, пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области 06 декабря 2019 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

09 января 2020 года Чернышева М.Д. обратилась в МИФНС России № 32 по Свердловской области с заявлением о перерасчете транспортного налога в связи с наличием льготы по его уплате, на основании которого налоговый орган произвел перерасчет налога за три предшествующих подаче заявления налоговых периода, в том числе административный ответчик освобождена от уплаты транспортного налога за 2017 год.

Проверяя расчет транспортного налога, суд приходит к выводу о правильности его исчисления налоговым органом, в частности налоговая база по транспортному налогу определена как мощность двигателя указанного транспортного средства; применена налоговая ставка в размере 9.4, установленная в зависимости от мощности двигателя вышеназванным Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ.

Приведенный налоговым органом расчет транспортного налога в налоговых уведомлениях за 2015 год: 105 (налоговая база)*9.4 (налоговая ставка)*1(год)=987 рублей; за 2016 год: 105 (налоговая база)*9.4 (налоговая ставка)*1(год)=987 рублей, является арифметически верным, соответствует действующему законодательству.

Пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015-2016 годы правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведенный налоговым органом расчет пени на указанную недоимку по транспортному налогу: за период с 02 декабря 2016 года по 09 февраля 2017 года в размере 23 рубля 03 копейки; за период с 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в размере 14 рублей 68 копеек, судом проверен и является верным (л.д. 21-22). Общая сумма пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 годы составляет 37 рублей 71 копейка.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налоговых уведомлений, требований, размер налога и пени правильно исчислены, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим административные исковые требования МИФНС России № 32 по Свердловской области о взыскании с Чернышевой М.Д. транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 1 974 рубля, пени за несвоевременную уплату указанной недоимки по транспортному налогу в размере 37 рублей 71 копейка подлежат удовлетворению.

Вопреки доводам административного ответчика основанием для применения налоговым органом льготы по уплате налога является заявление налогоплательщика в налоговую инспекцию при подтверждении такого права.

В соответствии с требованиями статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

В силу статьи 4 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» налоговая льгота по транспортному налогу, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется пенсионеру или инвалиду на основании: письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; документа, подтверждающего факт назначения пенсии, удостоверения об инвалидности или справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

Согласно требованиям пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, в случае возникновения у налогоплательщика права на льготу по транспортному налогу освобождение от уплаты налога начинается с момента возникновения права на льготу. Для этого налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное заявление о предоставлении льготы и перерасчете исчисленной суммы транспортного налога с предоставлением документов, подтверждающих право на льготу. Действие налоговой льготы распространяется на срок действия документов, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году (Письмо ФНС России от 28 января 2011 года < № >.

Чернышева М.Д. с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога обратилась 09 января 2020 года, поэтому налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год.

Вместе с тем, поскольку административный ответчик не представила доказательств обращения с заявлением о предоставлении льготы в налоговый орган ранее 2020 года, ее довод о наличии оснований для применения льготы по уплате налога за 2015-2016 годы является несостоятельным, так как в силу вышеизложенного норм Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления о перерасчете в связи с обращением с заявлением о предоставлении льготы.

При таких обстоятельствах, оснований для освобождения Чернышевой М.Д. от уплаты транспортного налога за 2015-2016 годы действующим законодательством не предусмотрено, требования административного иска подлежат удовлетворению.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области удовлетворить.

Взыскать с Чернышевой М. Д., проживающей по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность по транспортному налогу за 2015-2016 годы в размере 1 974 рубля, пени по транспортному налогу в размере 37 рублей 71 копейка.

Взыскать с Чернышевой М. Д. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Л.Ю. Курищева