РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Еланцы 18 января 2016г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием представителя административного истца Климовой И.И., действующей на основании доверенности от 15.12.2015 года, представителя административного ответчика главного специалиста – эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Томшиной Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осиповой Л.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, государственному регистратору Качугского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Бадаевой В.В. о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок в местности <адрес> незаконным и об обязании осуществить государственную регистрацию.
УСТАНОВИЛ:
Осипова Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит, признать решение государственного инспектора Качугского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Бадаевой В.В. об отказе в государственной регистрации права собственности Осиповой Л.И. на недвижимое имущество: земельный участок с местоположением: <адрес>, кадастровый № незаконным и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Осиповой Л.И. отказано в государственной регистрации права на земельный участок со ссылкой на сведения государственного фонда данных из которого следует, что земельный участок с кадастровым № расположен в границах Прибайкальского национального парка, находится в федеральной собственности и приватизации не подлежит. Считает, отказ в государственной регистрации права незаконным.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 19 июня 2013 режим национальных парков определяется нормами Федерального закона № 33-ФЗ от 14 марта 1995 «Об особо охраняемых территориях» предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, и земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации. Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 12 указанного Федерального закона в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Так, земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 112 тысяч гектаров, входящие в состав Прибайкальского национального парка, предназначены для удовлетворения основных нужд проживающего на территории ФГУ «Прибайкальский национальный парк» населения.
Указанные земли не исключены из оборота и не ограничены в обороте. Согласно статье 260 Гражданского кодекса РФ земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения могут использоваться в пределах, определенных таковым целевым назначением.
Учитывая положение пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, части 6 статьи 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, а также принимая во внимание положение пункта 4 статьи 15 указанного федерального закона, переход прав на земельные участки иных пользователей, а также собственников в границах национальных парков подлежит согласованию с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды, в рамках установленной Положением о Департаменте государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности компетенции.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 137-Ф3 от 25 октября 2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности.
Как следует из Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимся в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (главами администрации района).
Данное положение Земельного кодекса РФ опровергает довод ответчика о том, что Администрация Хужирского муниципального образования не относится к числу органов, которые могут принимать решение о предоставлении в собственность земельных участков.
Также, довод о неправомочности Администрации муниципального образования принимать решение о предоставлении земель в собственность граждан опровергается и тем, что в постановлении Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» его границы не учтены, земли Прибайкальского национального парка не разграничены и не включены ни в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ни в Государственный земельный кадастр.
На момент принятия решения о предоставлении Осиповой спорного земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ) действовал Земельный кодекс РСФСР, который содержал правило об ограниченной хозяйственной деятельности на землях природно - заповедного назначения.
В судебном заседании административный истец Осипова Л.И. не присутствовала, о дате рассмотрения дела извещена.
Представитель административного истца Климова И.И., поддержала заявленные требования, суду представила письменные пояснения из которых следует, что Распоряжением главы Хужирской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельных участков для развития личного подсобного хозяйства» Осиповой Л.И. был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 21902 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что дополнительно подтверждается Выпиской из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет за №. Заявление о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок с комплектом необходимых документов было подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
Письмом от 18.09.2015г. № Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сообщило об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
В качестве оснований для отказа в письме содержатся ссылки на абзацы 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», содержание которых сводится к следующему:
1) не предоставлены необходимые документы (подтверждающие, что земельный участок не находится в границах территории Прибайкальского национального парка);
2) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 27 действующего с 30.10. 2001 года по сегодняшний день Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными и национальными парками, являются изъятыми в обороте. Согласно части 2 указанной статьи земельные участки, изъятые из оборота, не могут передаваться в частную собственность.
Действовавший в период предоставления Осиповой Л.И. земельного участка в местности Турунтай Земельный кодекс РСФСР не содержал понятия участков, изъятых из оборота. Согласно статье 90 Земельного кодекса РСФСР на землях заповедников и заповедных зон природных (национальных парков) запрещалась деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР; на других землях природно-заповедного фонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом.
Режим национальных парков определяется нормами Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», соответственно, на момент предоставления земельного участка в собственность нормы указанного закона имели юридическую силу, значит, распространяли действе и на данные отношения.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 12 данного федерального национальные парки относятся к особо охраняемым природным объектам федерального значения. В соответствии с пунктом 5 статьи 12 данного закона национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 12 данного закона в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, собственников.
Постановлением Совмина РСФСР от 13.02.1986г. № 71 в состав Прибайкальского национального парка включенные 112 га земель сельскохозяйственного назначения, которые не являются ограниченными в обороте либо изъятыми из нее, однако, в связи с целевым назначением имеют некоторые ограничения в использовании.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иными негативными (вредными) воздействиями хозяйственной деятельности.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 19.06.2013г. № 12-29/11374 «О Прибайкальском национальном парке» указывает, что земельные участки сельскохозяйственного назначения включены в состав Прибайкальского национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, права на такие земельные участки подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке при условии внесения соответствующих ограничений (обременении) в правоустанавливающие документы.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 26.07.2012г. № 66-37-4043/2.
Вторую из указанных причин для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок считает также необоснованной и незаконной, а именно.
В период предоставления в собственность Осиповой Л.И. земельного участка в местности Турунтай действовал Земельный кодекс РСФСР. Органом, уполномоченным предоставлять гражданам земельные участки в собственность, согласно статье 18 Земельного кодекса РСФСР выступали местные Советы народных депутатов.
С 24.12.1993г. на основании пункта 2 Указа Президента РФ № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» полномочия Советов народных депутатом были переданы местным администрациям.
Границы Прибайкальского национального парка были установлены частично только в 2008 году, а окончательно - в 2011 году, соответственно, на момент предоставления земельного участка в собственность (1996 год) невозможно было однозначно определить, что он расположен в границах национального парка, а соответственно, входит в зону особо охраняемого природного объекта федерального значения. Таким образом, при выделении земельного участка в собственность органы местного самоуправления не могли располагать сведениями, что данный участок является федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07. 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом.
Для целей государственной регистрации на основании статьи 25.2. указанного закона для государственной регистрации права собственности была подана выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданная уполномоченным органом и подтверждающая наличие именно права собственности
Согласно пункту 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, земельный участок предоставлен Осиповой Л.И. в собственность при соблюдении норм действующего на тот момент законодательства, право собственности в судебном порядке оспорено не было, указанные же регистрирующим органом основания для отказа в регистрации права собственности свидетельствуют о поверхностном анализе предоставленных заявителем документов, а также неверном применении и толковании норм законодательства.
Представитель административного ответчика Томшина Н.А. иск не признала, суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление обратилась Осипова Л.И., в лице представителя по доверенности, с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с местоположением: <адрес>, кадастровый №. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию была представлена выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Администрацией Хужирского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области.
В соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрирующий орган уполномочен проводить правовую экспертизу документов, устанавливать наличие оснований для приостановления, отказа в государственной регистрации прав.
В ходе проведения правовой экспертизы были установлены недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации. 06.05.2015 государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок была приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации на 1 месяц, в связи с возникшими сомнениями государственного регистратора в правомерности распоряжения данным земельным участком органом местного самоуправления, так как в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности, о чем заявителю было направлено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о регистрации, если в течение срока приостановления государственной регистрации прав не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав. Сомнения в наличии оснований для осуществления государственной регистрации права собственности в течение срока приостановления устранены не были, какие-либо документы, устраняющие недостатки, препятствующие государственной регистрации, заявителем в Управление не представлялись.
05.06.2015г. государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок была приостановлена на основании заявления Осиповой Л.И. в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о регистрации, в связи с необходимостью представления дополнительных документов, сроком на 3 месяца.
18.09.2015г. в государственной регистрации права собственности на данный земельный участок было отказано на основании абз. 6,10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Полагает, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок было принято Управлением законно и обоснованно. Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР был создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области». Границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1986.
Согласно положениям ст.95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК РФ (ст.27 ЗК РФ).
Земельный участок с кад.№ расположен в границах Прибайкальского национального парка и в силу закона является федеральной собственностью, а значит, является изъятым из оборота.
Согласно ст.24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Управление в своей деятельности руководствуется требованиями действующего законодательства, в том числе Закона о регистрации и иными действующими нормативными правовыми актами, а также Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утв. Приказом Росреестра от 19.04.2010 № П/178.
В соответствии с п. 7.1.15 Положения об Управлении регистрирующий орган осуществляет полномочия, в том числе, по ведению государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства.
Согласно статьи 20 Закона о землеустройстве карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. В 2011 г. в Иркутской области были завершены работы по уточнению границ земель, включенных в состав Национального парка «Прибайкальский».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению», Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» исполнителем работ по государственному контракту было сформировано землеустроительное дело, включающее в себя карту (план) объекта землеустройства, землеустроительное дело принято в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
На основании сведений государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, Управлением сделан вывод о нахождении данного земельного участка в границах национального парка.
В связи с чем, считает необоснованными доводы заявителя об отсутствии правовых оснований к отнесению указанного земельного участка к территории Прибайкальского национального парка, а также отсутствия документального подтверждения данного факта.
На основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р в ведение Минприроды России переданы особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России. Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В названный перечень включен и Прибайкальский национальный парк Иркутской области.
Пунктом 2 статьи 12 Закона № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом в силу статьи 15 Закона № ЗЗ-ФЗ национальные парки могут включать в себя земли различных категорий.
Законодательство, действующее на момент принятия постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71, также устанавливало федеральный (республиканский) уровень правового статуса национальных природных парков.
Из изложенного следует, что входящие в состав национальных парков земельные участки в любом случае являются федеральной собственностью, но при этом могут быть в установленном порядке предоставлены уполномоченным органом иным пользователям, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования таких земель.
Принимая во внимание то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:000018:163 находится в границах национального парка «Прибайкальский», распоряжение таким участком уполномочена осуществлять только Российская Федерация. В связи с чем, являются необоснованными доводы заявителя о наличии полномочий у Администрации Хужирского муниципального образования на распоряжение спорным земельным участком. Доводы административного истца об отсутствии сведений о границах Прибайкальского национального парка в государственном кадастре недвижимости, государственной регистрации права собственности на земли национального парка в ЕГРП, с учетом изложенного выше не имеют правового значения, поскольку принадлежность земель национальных парков к федеральной собственности определена в силу закона.
Кроме того, из положений пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации следует, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (в данном случае - Российской Федерации). При этом, с учетом правового режима земель национальных парков (ограничение их в обороте) необходимости в государственной регистрации права федеральной собственности не имеется.
Кроме того, просит учесть, что на государственную регистрацию представлена выписка №. Порядок проведения государственной регистрации установлен ст. 13 Закона о регистрации, в соответствии с которым регистрирующий орган уполномочен на проведение правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов. Решение о проведении государственной регистрации принимается государственным регистратором.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (ст.ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации). Выписка из похозяйственной книги не имеет статуса документа о предоставлении.
Похозяйственная книга является учетным документом, похозяйственные книги должны вестись во всех сельских населенных пунктах, в первую очередь, в целях налогообложения, сбора статистических сведений.
03.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», которым были внесены изменения в ст. 25.2 Закона о регистрации.
Так, установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может являться выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости учтен земельный участок с кад.№ с разрешенным использованием - сенокос, что в свою очередь исключает возможность выдачи органом местного самоуправления Осиповой Л.И. выписки из похозяйственной книги на земельный участок, используемый не для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, у регистрирующего органа оснований для государственной регистрации права собственности Осиповой Л.И. на земельный участок с кад. № на основании документа, выданного органом местного самоуправления не имелось. При этом, введение Законом о регистрации возможности осуществления регистрации прав на основании выписок из похозяйственных книг было направлено на облегчение процедуры оформления прав на земельные участки, но не изменило положений законодательства о предоставлении земельных участков и о моменте возникновения права собственности. Так, если в настоящее время в законодательство будут внесены изменения, исключающие положения об упрощенном порядке государственной регистрации прав, у лиц, имеющих только выписки из похозяйственной книги, не будет возможности осуществить государственную регистрацию прав, поскольку в отсутствие соответствующих положений Закона о регистрации выписка из похозяйственной книги не может быть основанием для государственной регистрации, поскольку не является правоустанавливающим документом.
По общему правилу, Закон обратной силы не имеет, соответственно, право собственности на земельный участок на основании выписки из похозяйственной книги может возникнуть только с момента осуществления государственной регистрации права, и не является ранее возникшим. Тем более, что в данном случае право собственности на все земли национального парка возникло у Российской Федерации. Следовательно, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, что в соответствии с абз.6 п.1 ст.20 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации прав. Документы, свидетельствующие, что спорный земельный участок не расположен в границах Прибайкальского национального парка на государственную регистрацию не представлены, что в соответствии с абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Касательно доводов заявителя о предоставлении спорного земельного участка на основании распоряжения главы Хужирской поселковой администрации № от 18.12.1996г. «О предоставлении в собственность земельных участков для развития личного подсобного хозяйства» поясняет следующее.
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п.2 ст. 16 Закона о регистрации).
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию 17.04.2015г. была представлена именно выписка из похозяйственной книги №, о чем свидетельствует копия расписки, помещенная в дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, регистрирующим органом 18.09.2015г. было принято решение именно по представленному пакету документов. Ранее 16.09.2014г. заявителем предоставлялось на государственную регистрацию права собственности в отношении вышеуказанного земельного участка данное распоряжение. Регистрирующим органом была проведена правовая экспертиза по представленному пакету документов и 05.11.2014г. принято соответствующее решение об отказе в государственной регистрации прав.
Пунктом 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен перечень документов, выданных гражданам до введения в действие Закона о регистрации, которые имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к числу которых Распоряжение не отнесено. У Осиповой Л.И. отсутствует ранее возникшее право собственности на земельный участок с кад. №, так как с момента создания Прибайкальского национального парка, право собственности на него возникло у РСФСР (РФ). При этом, на момент издания Распоряжения № (18.12.1996г.), действующее законодательство (в том числе Земельный кодекс РСФСР, Закон №33-ФЗ) устанавливало федеральный уровень правового статуса национальных природных парков.
Учитывая вышеизложенное, на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности Осиповой Л.И., Управление располагало сведениями о нахождении земельного участка с кад. № в составе территории Прибайкальского национального парка. Соответственно, данный земельный участок не подлежал передаче в собственность, а Администрация Хужирского муниципального образования не была уполномочена на распоряжение данным земельным участком. Указанные обстоятельства, послужили основанием для принятия Управлением решения об отказе в государственной регистрации права собственности.
Суд, выслушав пояснения сторон, специалиста, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства, вступившего в силу 15.09.2015 года, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа…суд проверяет законность решения, суд выясняет:
1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации прав, на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверки законности сделок, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Судом установлено, что 18.09.2015 года государственным регистратором Качугского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Бадаевой В.В. на основании абзаца 6,10 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года №122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято решение об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с метоположением: <адрес>, кадастровый №.
Как следует из дела правоустанавливающих документов на указанный объект, Осипова А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от имени Осиповой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области о государственной регистрации права собственности на земельный участок с местоположением: <адрес>, кад.№.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию была представлена выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Администрацией Хужирского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения правовой экспертизы, государственный регистратор в рамках своих полномочий, направила запросы в компетентные органы для получения сведений, ограничен ли в гражданском обороте вышеуказанный земельный участок и расположены ли в границах этого участка объекты архиологического или культурного наследия.
Из ответа на запрос из Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области получен ответ, что указанный земельный участок, предоставленный из земель сельскохозяйственного назначения, под сенокос, расположен в границах территории достопримечательного места «Остров Ольхон». В соответствии со схемой территориального планирования Ольхонского районного муниципального образования, утвержденной решением Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, для данной территории установлен режим: ограничения строительной и хозяйственной деятельности в форме проведения археологического обследования.
Согласно заключения № главного специалиста – эксперта отдела геодезии, картографии, земелеустройства и мониторинга земель установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах Прибайкальского национального парка.
06.05.2015 года регистрация права приостановлена до 05.06.2015 года, на основании абз. 6, 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации, в связи с возникшими сомнениями государственного регистратора о наличии оснований для государственной регистрации. А именного регистратором установлено, что по сведениям Государственного фонда данный земельный участок с кадастровым номером 38:13:000018:163 расположен в границах Прибайкальского национального парка. Также возникли сомнения в компетенции должностного лица по распоряжению земельным участком. Кроме того, на регистрацию представлена выписка из похозяйственной книги.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, заявителю разъяснены положения действующего законодательства о предоставлении документов и возможности приостановления действий и возможном отказе в государственной регистрации в соответствии со ст.20 Закона о регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ от Осиповой А.С. поступило заявление о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрации права на недвижимое имущество приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ Осиповой Л.И. отказано в регистрации прав на объект недвижимого имущества, со ссылкой на то, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые для регистрации в случае, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к компетенции федерального органа в области государственной регистрации (каковым является административный ответчик) при проведении государственной регистрации прав, в числе прочих относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего лица или органа власти.
В соответствии с п.п.236, 237 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789 государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает, в том числе, наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт.
Как установлено судом Осипова Л.И. для регистрации права предоставила подписанную главой Администрации Хужирского МО выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) о наличии права собственности на земельный участок, площадью 21902 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, местность Турунтай, категория земель, земли сельскохозяйственного назначения.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», внесены изменения в ст. 25.2 Закона о регистрации.
Из которого следует, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может являться выдаваема» органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Вместе с тем, как следует из пакета документов для регистрации земельного участка и сведений в государственном кадастре недвижимости учтен земельный участок с кад.№ земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – сенокос. Кроме того, как следует из выписки из похозяйственной книги ДД.ММ.ГГГГ запись сделана на основании подворного обхода, следовательно, указанная выписка не имеет статуса документа о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, ссылок на постановление о предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством, действующем на дату указанную в выписке, не имеется. Свидетельство о праве собственности выдаваемой на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» на земельный участок не представлено.
Таким образом, у регистрирующего органа оснований для государственной регистрации права собственности Осиповой Л.И. на земельный участок с кад. № на основании указанной выписки из похозяйственной книги не имелось.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела государственным регистратором отказано в регистрации права собственности на указанный земельный участок также по мотиву того, что лицо, его выдавшее не уполномочено распоряжаться данным земельным участком, поскольку участок относится к федеральной собственности и не может быть приватизирован, поскольку находится в границах ФГУ «Прибайкальский национальный парк".
Из позиции представителя истца следует, что ими не оспаривается нахождение спорного земельного участка в границах переданных национальному парку не изъятых из хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, по мнению истца границы Прибайкальского национального парка, были установлены частично только в 2008 году, а окончательно - в 2011 году, на момент предоставления земельного участка в собственность (1996 год) невозможно было определить, что он расположен в границах национального парка, а соответственно, входит в зону особо охраняемого природного объекта федерального значения, а при и выделении земельного участка в собственность органы местного самоуправления не могли располагать сведениями, что данный участок является федеральной собственностью, с чем согласиться нельзя и суд признает данные доводы несостоятельным. Поскольку отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, одной из категорий которых являются национальные парки, регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Из содержания пункта 2 статьи 12 указанного Закона следует, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Законодательство, действующее на момент принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71, также устанавливало федеральный уровень правового статуса национальных природных парков.
В силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, а также пункта 2 приложения N 1 к названному Постановлению, национальные природные парки независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с Законом N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Из изложенного следует, что территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки иных пользователей, а также собственников. При этом режим особой охраны распространяется на всю совокупность земельных участков, входящих в его состав.
Вместе с тем, отсутствие запрета в приведенных нормативных правовых актах на выделение земельных участков для ведения личного хозяйства в границах расположенных на территории национального парка не свидетельствует о возможности выделения земельных участков, поскольку общеправовой принцип "разрешено все, что не запрещено" (применяемый в частноправовых отношениях) к спорным отношениям между государством с одной стороны и гражданином с другой, не применим.
Из системного анализа выше названной нормы, к таким земельным участкам относятся те участки, которые в момент создания нацпарка и уточнения границ его местоположения были включены в его границы без их изъятия из хозяйственной деятельности. Либо необходимо согласие собственника имущества в случае его предоставления.
Как следует из пояснений специалиста ФИО10, карта (план) Национального парка «Прибайкальский» согласована с директором Национального парка ДД.ММ.ГГГГ, мэром Ольхонского районного муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, что также объективно подтверждается земелеустроительным делом по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский» Ольхонский, Иркутский и Слюдянский районов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Нормативных актов, изменяющих границы, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1986 года.
При названных обстоятельствах, доводы административного истца о том, что земли Прибайкальского национального парка не разграничены и не включены ни в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ни в Государственный земельный кадастр, что землеустроительное дело является недопустимым доказательством, не может быть приняты во внимание.
Таким образом, в силу ст.264 ГК РФ, только собственник имущества обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер.
Учитывая изложенное, Администрация Хужирского муниципального образования, не вправе была распоряжаться федеральной собственностью, не имея на то полномочий.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20 этого же Закона, регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации прав в случае, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
В силу с п. 5 ст. 25.2 этого же Закона не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
В судебном заседании представитель истца ссылается на письма Министерства природных ресурсов от 26.07.2012 года и 19.06.2013 года, где указано, что при постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав Прибайкальского национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, необходимо внести соответствующего ограничения (обременения) в правоустанавливающие документы.
Вместе с тем, доводы представителя административного истца, по мнению суда, направлены на переоценку доказательств по данному делу, поэтому не могут быть приняты во внимание, поскольку судом установлено, что администрация Хужирского МО не имела полномочий на предоставление земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности действий государственного регистратора по отказу Осиповой Л.И. в государственной регистрации права собственности соответствии с абзацами 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с тем, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ не уполномочено распоряжаться правом на объект недвижимости, а также с не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судом достоверно установлено, что в деле правоустанавливающих документов отсутствуют доказательства выполнения заявителем требований государственного регистратора, указанных в сообщении о приостановлении государственной регистрации.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию права собственности документов, Управлением Росреестра, были затребованы у заявителя сведения об иных документах. Перечень документов, указанный в Законе не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации. Но они заявителем не были представлены.
Кроме того, судом изучено Распоряжение главы Хужирской поселковой администрации № «О предоставлении в собственность земельных участков для развития личного подсобного хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ, на которое обращает внимание истец, как на правовое основание выделения земельных участков, установлено, что гражданам предоставлены в собственность земельные участки для сенокошения и пашни в целях развития личного подсобного хозяйства из земель, находящихся в ведении Хужирской поселковой администрации, согласно приложенного списка, за номером 57, Осиповой Л.И. представлены земельные участки: в том числе, сельхозугодья для сенокоса 2.20 (Турунтай).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, местность <адрес> расположена в границах (Прибайкальского национального парка) ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало – Ленский» и Прибайкальский национальный парк», в ведении Хужирской поселковой администрации не находилась и находиться не могла.
Кроме того, как следует из дела правоустанавливающих документов, 16.09.2014г. Осипова Л.И. предоставляла на государственную регистрацию, в отношении этого же земельного участка указанное Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, однако регистрирующим органом 05.11.2014г. ей было отказано в государственной регистрации права, на основании данного распоряжения.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, должностное лицо действовало в рамках своей компетенции в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем, административный иск о признании незаконным отказа в регистрации права собственности, удовлетворению не подлежит.
Сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.09.2015 года не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку в соответствии с ее ч. 3 ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Истцом также заявлено требование об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, судом отказано в удовлетворении основного требования, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требования производного от основного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177 - 180, КАС РФ,
РЕШИЛ:
Осиповой Л.И. в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, государственному регистратору Качугского отдела Управления Росреестра по <адрес>Бадаевой В.В. о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок в местности <адрес> незаконным и об обязании осуществить государственную регистрацию, отказать.
Решение суда стороны справе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Сыроватская