ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/2015 от 25.12.2015 Ногайского районного суда (Республика Дагестан)

Гражданское дело а-314-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2015 года с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Телемишева Э.И.,

при секретаре Абдурахмановой С.Б.,

с участием прокурора Ногайского района Республики Дагестан Расулова М.М.

административного истца Абдулхаликова Х.А.,

представителя административного истца по доверенности Акманбетова А.А.,

представителя административного ответчика – Собрания депутатов МО СП сельсовет Карагасский» Ногайского района РД по доверенности - Мамаева М.З.,

заинтересованного лица – главы МО СП «сельсовет Карагасский» Ильясова А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абдулхаликова ФИО16 к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД о признании незаконным решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД от 07 ноября 2015 года об избрании Ильясова ФИО17 главой МО СП «сельсовет Карагасский»,

УСТАНОВИЛ:

Абдулхаликов ФИО18 обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД о признании незаконным решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Ильясова ФИО19 главой МО СП «сельсовет Карагасский».

Как следует из административного искового заявления, решением участковой избирательной комиссии от 13.09.2015г. на основании итогового протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному округу ФИО3 избран депутатом сельского собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский». Протоколом собрания депутатов 3-его созыва МО СП «сельсовет Карагасский» от 07.11.2015г., на котором присутствовало всего пять из десяти депутатов нового созыва, главой муниципального образования сельского поселения «сельсовет Карагасский» избран ФИО4. Считает, что указанные выборы главы МО СП «сельсовет Карагасский» являются незаконными по следующим основаниям. В соответствии с п.1.1 ст.35 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. В п.5 ст.24 Устава МО СП «сельсовет Карагасский» определено, что заседание Собрания депутатов сельского поселения правомочно при присутствии более половины от числа избранных депутатов, т.е. при присутствии более чем пяти депутатов из всего десяти. ДД.ММ.ГГГГ указанное требование закона и муниципального правового акта нарушено. В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В частях 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В нарушение этого требования Ильясов А.О., являясь действующим главой МО СП «сельсовет Карагасский», кандидатом в главы сельского поселения и одновременно депутатом сельского поселения не только не сложил полномочия главы поселения и депутата, чем создал себе преимущество перед другими кандидатами в главы сельского поселения, и, в частности, имея свой голос за себя и против конкурентов, то есть нарушил конституционный принцип равенства всех перед законом. Действия Ильясова А.О. противоречат и части 4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ (в ред. от 03.11.2015г.) «О противодействии коррупции», в соответствии с которым лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. В ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ (в ред. от 03.11.2015г.) «О противодействии коррупции» разъяснено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Просит суд признать незаконным и обязать ответчика отменить решение собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» от 07.11.2015г. «Об избрании Ильясова ФИО20 главой МО СП «сельсовет Карагасский».

В судебном заседании административный истец ФИО3 свои требования поддержал, по существу показал, что действительно по итогам выборов, проходивших ДД.ММ.ГГГГ, он избран депутатом Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский». После выборов, как полагается, была в сентябре месяце проведена сессия, на которую их приглашали по телефону. Он и другие 4 депутата приехали, но остальных пятерых депутатов уже не было. И получилось, что они не участвовали на первой сессии. На вторую сессию их также известили по телефону, никаких повесток и извещений в их адрес администрация не направляла. На второй сессии присутствовали все 10 депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский». На этой сессии они избрали председателем Собрания ФИО6, секретарем Салимова. Далее на последующую сессию, которая была проведена ДД.ММ.ГГГГ их, то есть его и еще четырех депутатов, никто не приглашал, не было ни телефонного сообщения о дате проведения сессии, ни извещения. На данной сессии остальные пять депутатов, в том числе и Ильясов А.О. избрали главу МО СП «сельсовет Карагасский», а именно избрали Ильясова А.О. Считает, что эта сессия была проведена не легитимно и потому ее результаты также незаконны. Также не было проведено сессия и по конкурсу по отбору кандидатов на должность главы МО СП «сельсовет Карагасский». Просит суд признать незаконным решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Ильясова ФИО22 главой МО СП «сельсовет Карагасский».

Представитель административного истца по доверенности Акманбетов ФИО21 административный иск Абдулхаликова Х.А. поддержал, по существу пояснил, что действительно Устав МО СП «сельсовет Карагасский» нарушен ответчиками в той части, где он обязывает представительный орган работать в том случае, если собралось более половины депутатов, а Устав является Конституцией данного сельского поселения. Доводы стороны ответчика на положение Регламента, который позволяет нарушать положения Устава, не основаны на законе, потому что действует вышестоящий закон. Все остальные нормативные правовые акты, будь то постановление, решение, положение, они должны соответствовать Уставу, исходить из Устава и отражать этот Устав. Любое отклонение это уже нарушение закона. В данном споре возникают противоречия в двух муниципальных правовых актах, и который из них приоритетный. В случае неявки депутатов на сессию и не желании работать то необходимо ставить вопрос о роспуске Собрания депутатов, а не вопреки Уставу избирать главу. В системе муниципальных правовых актов оба этих документа, имеют неодинаковую правовую роль по своей значимости и по своей силе. Устав является основным документом сельского поселения и самым главным документом, которому должны соответствовать все другие муниципальные правовые акты. Регламент по своей природе регулирует вопросы работы представительного органа, он не содержит основополагающие нормы. Регламент имеется во всех органах законодательной, исполнительной властей, достаточно, во всех министерствах и ведомствах. Это документ о порядке работы того или иного органа, но для населения этот документ никакой роли не играет. Он охватывает работу сессии Собрания депутатов от начала до окончания сессии, и за пределами не действует. А Устав действует регулярно, каждый день, каждый час, каждую минуту и обязателен для всех: для руководителя, для депутата и для населения. Недаром в нем предусмотрено, что сессия полномочна работать, когда присутствуют более 50 % избранных депутатов. Просит суд удовлетворить заявленные требования и отменить решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Ильясова ФИО23 главой МО СП «сельсовет Карагасский».

Представитель ответчика – председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» Мамаев ФИО24 административный иск Абдулхаликова Х.А. не признал, по существу пояснил, что все сессии, которые были проведены Собранием депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД запротоколированы и там указаны результаты. Пятеро депутатов, в том числе и Абдулхаликов Х.А., не являясь на сессию игнорируют собрания депутатов и тем самым они игнорируют прежде всего своих избирателей. Он присутствовал на всех сессиях, так как надо принимать бюджет на 2016 год. Поэтому на последней сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» они провели заседание и ссылаясь на Регламент приняли решение избрать главой МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД – Ильясова А.О. Процедура проходила, как положено, все депутаты заранее были предупреждены. ДД.ММ.ГГГГ конкурсная комиссия в районной администрации в <адрес>, провела отбор кандидатов на должность главы МО СП «сельсовет Карагасский» и там же определили дату проведения сессии Собрания депутатов на ДД.ММ.ГГГГ. О проведении сессии все депутаты были предупреждены путем вручения повесток и были даны объявления, то есть было обнародовано. ДД.ММ.ГГГГ проводилась сессия Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД, присутствовали пять депутатов, а так же ФИО12 – председатель конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД, ФИО13 – член комиссии и Баймурзаев Рустам – кандидат на должность главы МО СП «сельсовет Карагасский». На повестке дня стоял вопрос избрания главы МО СП «сельсовет Карагасский». ФИО12 - председатель конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД, предложил отложить собрание, так как не было пяти депутатов. Все были предупреждены о месте и времени проведения собрания, и имелись расписки об этом, причина неявки им неизвестна. В связи с неявкой 5-ти депутатов они отложили сессию на ДД.ММ.ГГГГ. Все депутаты и участвующие лица были извещены об этом. На сессию Собрания депутатов, которое было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, они также пригласили депутатов районного собрания – ФИО15ФИО7, представителя Совета старейшин <адрес>ФИО10 Также присутствовали ФИО12 – председатель конкурсной комиссии, ФИО14 – и.о. главы МО «<адрес> РД». На этой сессии был избран Ильясов А.О. главой МО СП «сельсовет Карагасский». У них есть протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ, где избраны члены конкурсной комиссия из числа депутатов – три человека, а на этом собрании, где избирался глава, присутствовали два члена конкурсной комиссии из числа депутатов, поэтому он считает, что выборы главы МО СП «сельсовет Карагасский» проведены законно, просит отказать в иске.

Заинтересованное лицо–глава МО СП «сельсовет Карагасский» Ильясов ФИО25, требования Абдулхаликова не признал, пояснил, что с первых дней, когда проводились собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский», депутаты Биарсланов, Абдулхаликов, Салимов, Шамсудинов, Сагиндиков не являлись, они сорвали первую сессию Собрания депутатов. Он не знает, что ими движет, и почему такое издевательское отношение к своим избирателям, которыми они были избраны. Впоследующем, на вторую и третью сессию они явились, все пятеро. На 4-ую и 5-ую сессию опять не явились по неизвестной причине. О дне проведения сессии направлялись извещения депутатам, один из них – Салимов подписался, другие прочитав извещение отказывались подписаться. Они не уважают доверие народа, своих избирателей. А администрации села надо работать, принимать бюджет, устав, они своим непонятным отношением срывают сессии, нарушая все законы Российской Федерации. Так на сегодня было назначено проведение сессии по вопросам принятия бюджета, изменении Устава, указанные депутаты вновь сорвали проведении сессии, не явившись. Назначенное на ДД.ММ.ГГГГ сессия Собрания депутатов вновь была сорвана по причине неявки 5 депутатов. Они, депутаты села, пригласили специально с районной администрации депутатов, Совет старейшин, объяснили ситуацию, присутствовал и председатель конкурсной комиссии. Тогда присутствующие депутаты, ссылаясь на Регламент Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский», а именно на ст.3 п.7 в котором указано что в случае отсутствия, на организационной сессии по избранию главы муниципального образования, половины депутатов села от установленного количества 2 и более раза без уважительных причин, заседание считается правомочным, приняли решение продолжить сессию. На этой сессии он избран главой МО СП «сельсовет Карагасский».

До выборов ДД.ММ.ГГГГ он работал главой МО СП «сельсовет Карагасский», на этих выборах он выставил свою кандидатуру в депутаты, и был избран народом в качестве депутата. По <адрес> было избрано 8 депутатов, а по <адрес> – 2 депутата, а всего 10 депутатов. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска Абдулхаликова Х.А.

Заслушав доводы сторон, изучив представленные материалы дела, с учетом заключения прокурора Ногайского района РД Расулова М.М. суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане вправе решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц обжаловать в суд.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

На основании пунктов 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно ч.1 ст. 24 Устава МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД установлено, что представительный орган состоит из 10 депутатов.

В ч. 5 статьи 24 Устава МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД определенно, что заседание Собрания депутатов сельского поселения правомочно, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов, то есть более 5 депутатов.

Устав МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ

Из протокола Собрания депутатов 3-го созыва МО СП «сельсовет Карагасский» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором главой муниципального образования сельского поселения избран Ильясов ФИО26, усматривается, что на заседании представительного органа присутствовало 5 из 10 избранных депутатов, то есть менее установленного кворума.

Доводы представителя ответчика Собрания депутатов МО СП «село Карагасский» Мамаева М.З. и заинтересованного лица главы МО СП «сельсовет Карагасский» Ильясова А.О. о правомочности заседания представительного органа с участием пяти депутатов, основанные на пункте 7 ст.3 Регламента Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский», в котором указывается, что в случае отсутствия, на организационной сессии по избранию главы муниципального образования, половины депутатов сельского поселения от установленного количества 2 и более раза без уважительных причин, заседание сессии по избранию главы муниципального образования сельского поселения считать правомочным, не могут приняты во внимание. Регламент по своему правовому воздействию устанавливает лишь порядок организации и деятельности Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карагасский», в частности, определяет статус органа, порядок планирования работы, подготовки материалов для рассмотрения на заседании, внесение на рассмотрение, обсуждение, принятия решения, ведение протокола, оформление решений и другие вопросы.

В системе муниципальных правовых актов в силу федерального законодательства на территории муниципального образования высшую юридическую силу имеет Устав муниципального образования, и решения принятые прямым волеизъявлением граждан на местном референдуме (сходе), все остальные муниципальные правовые акты, в том числе и Регламент представительного органа, не должны им противоречить. Регламент представительного органа по своему положению в ней не может изменять положения Устава сельского поселения или подменять Устав сельского поселения.

При таких обстоятельствах заседание Собрание депутатов 3-го созыва МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, на котором Ильясов А.О. избран главой муниципального образования проведено с неправомочным составом Собрания депутатов, вследствие чего принятое решение не основано на законодательстве о принципах и порядке формирования органов местного самоуправления, в связи с чем не может быть законным.

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Абдулхаликова ФИО27 удовлетворить.

Признать незаконным и обязать ответчика Собрание депутатов МО СП «Сельсовет Карагасский» <адрес> Республики Дагестан отменить решение Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Карагасский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Ильясова ФИО28 главой МО СП «Сельсовет Карагасский» <адрес> РД.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Телемишев Э.И.