ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/2016 от 25.04.2016 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-314/2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Москаленки Омской области 25 апреля 2016 года

Москаленский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Яновича Д.Н.,

с участием ст. помощника прокурора Иконюка Н.С.,

при секретаре Касьянчук А.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах муниципального образования к ООО «Теплосервис», администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с необеспечением резервными (аварийными) источниками электропитания котельных и о возложении обязанности оборудовать резервными (аварийными) источниками электропитания котельную по адресу: <адрес>А, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах муниципального образования к ООО «Теплосервис», администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с необеспечением резервными (аварийными) источниками электропитания котельных и о возложении обязанности оборудовать резервными (аварийными) источниками электропитания котельную по адресу: <адрес>А, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>. В обоснование данных требований указано, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации Москаленского муниципального района Омской области, ООО «Теплосервис», в ходе которой было установлено, что котельные по указанным адресам не обеспечены резервными (аварийными) источниками электропитания. Данные котельные принадлежат на праве собственности Москаленскому муниципальному району Омской области, по договору аренды переданы ООО «Теплосервис». Отсутствие резервных источников электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на указанные объекты, может привести к чрезвычайной ситуации, массовому нарушению прав граждан, создаст реальную угрозу для их жизни, причинить вред имуществу муниципального образования.

В судебном заседании старший помощник прокурора Иконюк Н.С. уточнил требования административного искового заявления, просил признать незаконным бездействие администрации Москаленского муниципального района Омской области в связи с необеспечением резервными (аварийными) источниками электропитания котельной по адресу: <адрес>А, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес> обязать администрацию Москаленского муниципального района Омской области оборудовать резервными (аварийными) источниками электропитания котельные по указанным адресам. Требования, предъявленные к ООО «Теплосервис», не поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области ФИО3 в судебное заседание не явился, в письменном отзыве и ранее состоявшемся судебном заседании административные исковые требования не признал. Полагает, что прокурором Москаленского района в административном исковом заявлении не подтверждена категория объекта (к какой категории относится электроприемник котельных), не определены параметры требуемой им установки резервного питания и его вид (генератор, аккумулятор, иной источник питания, его мощность), а также наличие технической возможности выполнения данных требований.

Представитель ООО «Теплосервис» ФИО4 в судебном заседании против заявленных прокурором административных исковых требований не возражала, при этом пояснила, что ООО «Теплосервис» не несет обязанность по установке резервных источников электропитания. Собственником котельных является администрация Москаленского муниципального района Омской области. Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ данные котельные были предоставлены в аренду ООО «Теплосервис» для теплоснабжения населения, при этом арендодатель обязался за свой счет производить капитальный ремонт помещений. В случае аварии, пожаров, затоплений, взрывов и других подобных чрезвычайных событий за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению последствий указанных событий.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста государственный инспектор Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 полагала административные исковые требования прокурора обоснованными и пояснила, что согласно пункту 1.12 СНиП II-35-76 котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории – котельные являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла. Ко второй категории относятся остальные котельные. Отсутствие резервных источников питания на котельных, в случае отключения электроэнергии на длительный срок, может привести к аварийной ситуации, разморозке и порче оборудования, оставления без теплоснабжения детских садов, школ и жилых домов населения.

Заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что в котельной по адресу: <адрес>А, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес> отсутствуют резервные (аварийные) источники электропитания.

Согласно реестру котельных, находящихся в муниципальной собственности, котельная по адресу: <адрес>А, котельная по адресу: <адрес>, котельная по адресу: <адрес>, котельная по адресу: <адрес>, котельная по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Москаленскому муниципальному образованию Омской области.

Из договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: <адрес>А, здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: <адрес>, здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: <адрес>, здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: <адрес>, здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: <адрес>, переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» сроком на пять лет по ДД.ММ.ГГГГ. Пунктами 2.1.2. и 2.1.3. договора аренды на арендодателя возложена обязанность за свой счет производить капитальный ремонт помещений. В случае аварии, пожаров, затоплений, взрывов и других подобных чрезвычайных событий за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению последствий указанных событий. Арендатор возмещает ущерб от чрезвычайных событий лишь в случае, если арендодатель докажет, что эти события произошли по вине арендодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Кроме того, одним из вопросов местного значения муниципального района, закрепленных в пункте 7 части 1 ст. 15 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу п.п. «г,ж» ч.2 ст. 11 данного закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п. 1.2.7 Правил устройства электроустановок утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» приемник электрической энергии – это аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Согласно п. 1.2.18 данных Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В соответствии с п. 14.2 СНиП П-35-76 «Котельные установки», электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил. В соответствии с п. 1.12 указанных правил, котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории – котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребности потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.

Поскольку муниципальная котельная по адресу: <адрес>А, муниципальная котельная по адресу: <адрес>, муниципальная котельная по адресу: <адрес>, муниципальная котельная по адресу: <адрес>, муниципальная котельная по адресу: <адрес>, не обеспечены резервными источниками электропитания, это противоречит указанным выше Правилам. Отсутствие резервных источников питания на котельных, отнесенных требованиями действующего законодательства ко второй и первой категории надежности электроприемников, является нарушением действующего законодательства, может повлечь за собой выход из строя котельной в течение отопительного сезона, причинение материального ущерба, ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц.

В ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в Москаленский районный суд было подано аналогичное исковое заявление, которое рассмотрено и удовлетворено.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Москаленского РОСП УФССП России по Омской области были возбуждены исполнительные производства и , и также ДД.ММ.ГГГГ – возбуждено исполнительное производство , которые соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были окончены фактическим исполнением.

Вместе с тем, в результате проверки, проведенной прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что резервные источники электропитания, приобретенные администрацией Москаленского муниципального района Омской области, по своим техническим характеристикам не могут обеспечивать нормальную работоспособность вышеуказанных котельных. В настоящее время резервные источники аварийного электропитания, соответствующие технологическим характеристикам для бесперебойной работы вышеуказанных котельных администрацией Москаленского муниципального района не приобретены и не установлены. Исключением является резервный источник питания на котельную , расположенную по адресу: <адрес>, подходящий по своим техническим характеристикам для нормальной работы указанной котельной, который был приобретен, однако не был установлен. Данные обстоятельства подтверждаются государственным инспектором Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 и фактически не оспариваются представителем администрации Москаленского муниципального района.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Москаленского муниципального района Омской области в связи с необеспечением резервными (аварийными) источниками электропитания котельной по адресу: <адрес>А, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>, котельной по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Москаленского муниципального района Омской области оборудовать резервными (аварийными) источниками электропитания котельную по адресу: <адрес>А, котельную по адресу: <адрес>, котельную по адресу: <адрес>, котельную по адресу: <адрес>, котельную по адресу: <адрес>, о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Д.Н. Янович

Верно.

Решение вступило (не вступило) в законную силу____________________

Судья _____________________

Секретарь _____________________

____________________