ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/2022 от 06.04.2022 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

44RS0026-01-2022-000369-05

(№ 2а-314/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе судьи Моховой Н.А., при секретаре Дерзиянц К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области о ликвидации Благотворительного фонда «Право на Здоровье»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Благотворительного фонда «Право на здоровье», указав в заявлении, что административный ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 02.07.2020 года за основным государственным регистрационным номером Благотворительные организации обязаны представлять в Управление отчет о благотворительной деятельности ежегодно не позднее 31.03.2021 года. В нарушение указанных норм Фондом отчет о благотворительной деятельности за 2020 год в адрес Управления не представлен. 20.04.2021 года Управлением в адрес Фонда вынесено предупреждение со сроком устранения нарушения не позднее 25.05.2021 года. В связи с не устранением нарушений в отношении Фонда составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы Фонд и его директор признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа. 27.05.2021 года Управлением в адрес Фонда вынесено повторное предупреждение, установлен срок устранения нарушения не позднее 19.07.2021 года. В связи с не устранением нарушений в отношении Фонда составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы Фонд и его директор признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа. Некоммерческая организация представляет отчет о своей деятельности за 2020 год не позднее 15.07.2021 года. Фондом в адрес Управления не были представлены отчеты, заявление и информация о продолжении деятельности за 2020 год, в связи с чем в отношении Фонда и его директора были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.7 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы Фонд и его директор признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа. 27.07.2021 года Управлением в адрес Фонда вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений не позднее 04.10.2021 года. В установленный в предупреждении срок нарушение не устранено. Просили ликвидировать Благотворительный фонд «Право на здоровье» и исключить данные о нем из ЕГРЮЛ.

В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен Колосов В.В.

Представитель административного истца Смирнова В.А. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик директор, учредитель Благотворительного фонда «Право на здоровье» Колосов В.В. в судебном заседании требования не признал, суду пояснил, что деятельность фондом ведется, заключены договоры с детскими домами, разрабатывается программа помощи детям, ведутся переговоры со спонсорами. Вся недостающая документация и отчетность будет сдана.

Заинтересованное лицо УФНС России по Костромской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не уведомило.

В соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дел об административных правонарушениях судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы – производства №№ 5-278/2021, 5-363/2021, 5-364/2021, 5-383/2021, 5-386/2021, 5-400/2021, суд приходит к следующему.

Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого на объединение (ч. 1 ст. 30).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 года № 135-ФЗ благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 года № 135-ФЗ благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 года № 135-ФЗ в случаях нарушения настоящего Федерального закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - ежегодно, заявленные для осуществления программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, - до начала осуществления программы (ее части), осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, - ежегодно, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, - ежегодно.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 14.07.2008 года № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», в положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции Российской Федерации.

Управление является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации и действует на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 года № 26 (зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2014 года № 1607). В соответствии с Положением Управление осуществляет функции по государственной регистрации некоммерческих организаций и контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что 04.04.2008 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области осуществлена государственная регистрация Благотворительного фонда «Право на здоровье».

02.07.2020 года в ЕГРЮЛ под основным государственным регистрационным номером внесена запись о данной некоммерческой организации.

В силу п. 1.3 Устава Благотворительного фонда «Право на здоровье» фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, преследующей установленные уставом общественно полезные цели.

В п. 3.1 Устава указано, что органами фонда являются: Совет учредителей Фонда – высший коллегиальный орган Фонда, Попечительский совет Фонда – орган, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда, директор Фонда – единоличный исполнительный орган Фонда, ревизионная комиссия – орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда.

Директором Благотворительного фонда «Право на здоровье» является Колосов В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно п. 3.9 Устава директор фонда организует бухгалтерский учет и отчетность.

Согласно пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Соответственно, благотворительные организации обязаны представлять в Управление отчет о благотворительной деятельности ежегодно, за 2020 год не позднее 31.03.2021 года.

20.04.2021 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области в адрес директора Благотворительного фонда «Право на здоровье» вынесено предупреждение, предложено в срок не позднее 25.05.2021 года представить в адрес Управления отчет о благотворительной деятельности за 2020 год.

Копия данного предупреждения направлена заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации Благотворительного фонда «Право на здоровье» и адресу местаительства директора Колосова В.В.

В связи с непредставлением в установленный срок отчета 06.07.2021 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области составлены протоколы об административном правонарушении в отношении Благотворительного фонда «Право на здоровье» и директора Колосова В.В. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы от 25.08.2021 года Благотворительный фонд «Право на здоровье» и директор Колосов В.В. признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. и 1 200 руб. соответственно.

27.05.2021 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области в адрес директора Благотворительного фонда «Право на здоровье» вынесено предупреждение, предложено в срок не позднее 19.07.2021 года представить в адрес Управления отчет о благотворительной деятельности за 2020 год.

Копия данного предупреждения направлена заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации Благотворительного фонда «Право на здоровье» и адресу места жительства директора Колосова В.В.

В связи с неустранением в установленный срок нарушений, непредставлением отчета 30.08.2021 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области составлены протоколы об административном правонарушении в отношении Благотворительного фонда «Право на здоровье» и в отношении директора Колосова В.В. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 года Благотворительный фонд «Право на здоровье» и Колосов В.В. признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. и 1 200 руб. соответственно.

14.09.2021 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области составлены протоколы об административном правонарушении в отношении Благотворительного фонда «Право на здоровье» и директора Колосова В.В. по ч. 1 ст. 19.7 КоАП РФ за несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы от 15.10.2021 года Благотворительный фонд «Право на здоровье» и Колосов В.В. признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения и административного штрафа в размере 300 руб. соответственно.

27.07.2021 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области в адрес директора Благотворительного фонда «Право на здоровье» вынесено предупреждение, предложено в срок не позднее 04.10.2021 года представить в адрес Управления отчеты, заявление и информацию о продолжении своей деятельности.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела стороной административного ответчика были представлены сведения о том, что Благотворительный фонд «Право на здоровье» ведет деятельность в настоящее время, также осуществлял деятельность в 2020 и 2021 годах. 31.03.2021 года фондом в Управление Министерства юстиции РФ по Костромской области представлен отчет по форме ОН0001 за 2021 год, сообщения о продолжении деятельности за 2021 год, отчет о деятельности за 2020 год, отчеты о благотворительной деятельности за 2020, 2021 годы. В материалы дела административным ответчиком представлены также соглашения о сотрудничестве с <данные изъяты> планы совместной работы на 2021-2023 годы, платежные поручения о перечислении директором фонда Колосовым В.В. денежных средств в качестве благотворительности.

Согласно сведениям Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области от 04.04.2022 года отчеты, представленные организацией, не соответствуют форме, в адрес организации направлено информационное письмо с указанием на необходимость повторного направления отчетов и устранения несоответствий в части численного состава высшего органа управления фонда – Совета учредителей.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу пункта 3.1 названной статьи некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно п. 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ.

В соответствии с пп. 74 п. 6 указанного выше Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, Управление вправе обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Согласно подп. 1.2 п. 1, п. 2 приказа Минюста России от 26.05.2020 года № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год представляются не позднее 1 июля 2020 года).

Формы отчетности некоммерческих организаций о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или Российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества утверждены приказом Минюста России от 16.08.2018 года № 17.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Как указывалось выше, в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в Управление Минюста России по Костромской области Благотворительным фондом «Право на Здоровье» не представлен отчет за 2020 год, в установленный приказом Минюста России от 26.05.2020 года № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» срок.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не любые нарушения законодательства Российской Федерации, а лишь неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как его ликвидация по решению суда.

Закон не устанавливает перечень грубых нарушений.

Исходя из разъяснений, изложенных в п.п. 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Согласно ч. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 года № 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 года № 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Вместе с тем, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 года № 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, их неисполнение может влечь применение к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Оспариваемые законоположения закрепляют возможность признания общественной организации, как общественного объединения, недействующей именно в судебном, а не в упрощенном порядке; предусматривая право органа, принимающего решение о регистрации общественного объединения, обратиться в суд с заявлением о признании его недействующим, эти законоположения не предрешают выводов суда.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 года № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты «в», «о») и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Суды, также связанные в своей деятельности требованиями ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

Кроме того, согласно разъяснениям п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения. Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 28 Постановления от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Изложенное следует из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности из Постановления от 06.12.2011 года № 26-П и Определения от 10.11.2002 года № 270-О. Иное умаляло бы право на судебную защиту, признаваемое ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и противоречило бы требованию реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 года № 7-П, от 03.11.1998 года № 25-П, определения от 2401.2008 года № 33-О-О, от 08.02.2011 года № 130-О-О, от 07.06.2011 года № 767-О-О, от 08.12.2011 года № 1629-О-О и др.).

Исследовав представленные административным ответчиком доказательства, в том числе отчетность за 2020 в налоговые органы, суд установил, что деятельность фонда фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, выявленное нарушение в его деятельности носит устранимый характер, общественная организация предпринимает необходимые меры для исправления нарушения.

Привлечение Фонда к административной ответственности является адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона, допущенные некоммерческой организацией нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности Благотворительного фонда, учитывая социальную значимость деятельности организации.

С учетом установленного суд полагает, что выявленное административным истцом нарушение не могло являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация фонда, и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований о ликвидации Благотворительного фонда «Право на Здоровье».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области о ликвидации Благотворительного фонда «Право на Здоровье» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Мохова