ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-314/2022 от 27.09.2022 Сысольского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0017-01-2022-000637-18 Дело № 2а-314/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сысольский районный суд Республики Коми (постоянное судебное присутствие в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми) в составе:

председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

при секретаре Юркиной В.В.,

с участием помощника прокурора Койгородского района Республики Коми Пархачевой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми 27 сентября 2022 года дело по административному исковому заявлению прокурора Койгородского района Республики Коми в интересах Российской Федерации к администрации МО МР «Койгородский» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать проверку соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Койгородского района Республики Коми, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к администрации МО МР «Койгородский» о признании незаконным бездействия администрации МР «Койгородский», выразившегося в непринятии мер к проведению по представлению прокурора Койгородского района от 29.04.2022 проверки в отношении муниципального служащего Истоминой Т.Л. в связи с неисполнением обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и возложении обязанности организовать проверку соблюдения Истоминой Т.Л. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в соответствии с постановлением администрации МР «Койгородский» от 28.07.2016 №43/07 (ред. от 17.12.2021) «Об организации деятельности по противодействию коррупции в МО МР «Койгородский» и муниципальных образованиях сельских поселений, расположенных в границах МО МР «Койгородский». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 29.04.2022 прокуратурой района в администрацию МР «Койгородский» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции, поскольку было установлено, что начальником управления культуры, физической культуры и спорта (должность муниципальной службы) ИстоминойТ.Л. при приеме на работу ведущим инспектором ФИО1 последней оказывались необоснованные преференции (назначена на должность, не соответствуя ее требованиям по уровню образования; размер премий определялся без объективной оценки служебной деятельности). При наличии оснований, муниципальный служащий ИстоминаТ.Л. меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в порядке статей10, 11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» не принимала, на момент трудоустройства ФИО1 и в последующем при осуществлении полномочий работодателя достоверно знала, что ее мать ФИО2 является руководителем администрации МР «Койгородский». Личная заинтересованность ИстоминойТ.Л., обусловленная служебной зависимостью от ФИО2, повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных обязанностей. Информация, изложенная в акте реагирования, являлась достаточным основанием для осуществления проверки в отношении ИстоминойТ.Л. в соответствии с подпунктом«а» пункта4 Приложения7 Положения, утвержденного постановлением администрации МР «Койгородский» от 28.07.2016 №43/07. Между тем административным ответчиком проверка соблюдения ИстоминойТ.Л. требований и обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ, не организована и не проведена. Оценка нарушениям законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением №43/07 не дана. Распоряжение о проверке в отношении муниципального служащего ИстоминойТ.Л. не издавалось, письменные пояснения от нее не получены, доклад не составлялся и на заседании конфликтной комиссии не рассматривался. Подготовка к рассмотрению представления заключалась в обсуждении данного вопроса муниципальными служащими администрации МР «Койгородский», минуя установленный порядок для данной проверки. Обсуждение представления состоялось 02.06.2022, о чем в тот же день составлен протокол. По результатам рассмотрения представления администрацией МР «Койгородский» принято решение считать непринятие ИстоминойТ.Л. мер по предотвращению, урегулированию конфликта интересов соответствующим требованиям законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе, и к ответственности за данное правонарушение не привлекать (информация от 03.06.2022 №02-57/1550). По мнению административного истца, должностными лицами администрации МР «Койгородский» допущено бездействие, выраженное в неисполнении обязанности провести проверку, подготовить доклад, рассмотреть его на заседании конфликтной комиссии в соответствии с Положением №43/07. Неисполнение должностными лицами администрации МР «Койгородский» требований законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе противоречит интересам Российской Федерации, поскольку нарушает основные принципы противодействия коррупции.

В судебном заседании прокурор Койгородского района Республики Коми на исковых требованиях в части признания незаконным бездействия администрации МР «Койгородский», выразившегося в непринятии мер к проведению по представлению прокурора Койгородского района Республики Коми от 29.04.2022 проверки в отношении муниципального служащего Истоминой Т.Л. в связи с неисполнением обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов настаивал. В части требований о возложении обязанности организовать и провести проверку соблюдения Истоминой Т.Л. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в соответствии с постановлением администрации МР «Койгородский» от 28.07.2016 № 43/07 «Об организации деятельности по противодействию коррупции в МО МР «Койгородский» и муниципальных образований сельских поселений, расположенных в границах МО МР «Койгородский» просил производство по делу прекратить в связи с отказом от иска по причине добровольного удовлетворения указанных требований административным ответчиком.

Определением суда от 27.09.2022 отказ от административного иска в части требований о возложении на администрацию МР «Койгородский обязанности организовать и провести проверку соблюдения Истоминой Т.Л. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов принят судом и производство по делу в указанной части требований прекращено.

Представитель административного ответчика Абдуразакова А.В., действующая на основании доверенности от 25.01.2022, требования прокурора в части признания бездействия администрации МР «Койгородский» незаконным не признала, указав, что со стороны администрации МР «Койгородский» вопрос об исполнении Истоминой Т.Л. обязанностей по урегулированию конфликта интересов рассматривался.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Истомина Т.Л. извещена, в судебное заседание не явилась.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.

Заслушав объяснения административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из установленных по делу обстоятельств следует, что на основании решения Совета МР «Койгородский» от 23.12.2020 №VI-5/28, главой МР «Койгородский» - руководителем администрации МР «Койгородский» избрана ФИО2.

Согласно решению Совета МР «Койгородок» от 09.12.2015 №V-5/20 Управление культуры, физической культуры и спорта (далее по тексту Управление КФКиС) входит в структуру администрации МР «Койгородский».

В соответствии с Положением об Управлении КФКиС Управление наделено правами юридического лица; финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального бюджета МО МР «Койгородский»; начальник Управления руководит деятельностью Управления, утверждает штатное расписание, издает в пределах компетенции приказы и контролирует их выполнение, обеспечивает соблюдение работниками трудового законодательства.

Распоряжением администрации МР «Койгородский» от 16.09.2019 №172-р(л/с) на должность начальника Управления КФКиС назначена Истомина Т.Л.

С Истоминой Т.Л. заключен трудовой договор №5 от 16.09.2019, подпунктом «к» пункта 2 которого предусмотрено, что она как муниципальный служащий обязана сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Приказом начальника Управления КФКиС от 10.01.2022 №01л/с на должность ведущего инспектора Управления КФКиС принята ФИО1, которая является дочерью главы МР «Койгородский» - руководителя администрации МР «Койгородский».

Должность ведущего специалиста КФКиС относится категории «специалисты».

Приказом №89л/с от 08.04.2022 трудовой договор с ФИО1 прекращен по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 ТК РФ 08.04.2022.

11.01.2022 главой МР «Койгородский» - руководителем администрации МР «Койгородский» ФИО2 в Комиссию МО МР «Койгородский» по противодействию коррупции подано уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов с указанием на то обстоятельство, что её дочь ФИО1 трудоустроена в Управление КФКиС на должность ведущего инспектора. При этом предложено принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно: Управлению КФКиС подготовить внесение изменений в Положение об Управлении в части премирования работников, не соответствующее нормативно-правовому акту администрации района и представить на рассмотрение Совета МР; создать комиссию для рассмотрения выплат дополнительных премий работникам.

По результатам рассмотрения уведомления ФИО2 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов 27.01.2022 дано заключение о том, что конфликт интересов возможен при условии участия главы МР «Койгородский» - руководителя администрации МР «Койгородский» в вопросах согласования премирования, материального стимулирования работников Управления КФКиС. Рекомендовано рассмотреть уведомление ФИО2 на заседании комиссии МО МР «Койгородский» по противодействию коррупции (далее – Комиссия).

Согласно протоколу заседания Комиссии от 02.02.2022 №2 принято решение подготовить проект решения Совета МО МР «Койгородский» «О внесении изменений в решение Совета МР «Койгородский» об утверждении Положения об Управлении КФКиС, в пункт 8 части 5 в части принятия решения о премировании работников, который не соответствует постановлению администрации МР «Койгородский» от 26.07.2019 №43/07 «Об утверждении Положения об оплате труда руководителей, специалистов, служащих, рабочих, осуществляющих обеспечение деятельности администрации МР «Койгородский» и отраслевых (функциональных) органов администрации МР «Койгородский», имеющих статус юридического лица»; для урегулирования конфликта интересов в данной ситуации создать комиссию для рассмотрения выплаты дополнительной премии работникам управления.

Решением Совета МР «Койгородский» внесены изменения в Положение об Управлении КФКиС, утверждённое решением Совета МР «Койгородский» от 10.03.2021 №VI-7/62, согласно которым пункт 8 статьи 5 изложен в новой редакции, предусматривающей, что начальник Управления вносит предложения главе МР «Койгородский» - руководителю администрации МР «Койгородский» о премировании работников Управления по результатам работы за истекший месяц; выплату единовременной премии специалистам Управления осуществляет по результатам рассмотрения Комиссией по распределению единовременных премиальных выплат.

29.04.2022 прокурором Койгородского района Республики Коми в адрес первого заместителя администрации МР «Койгородский» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры, противодействии коррупции в сфере муниципальной службы, трудового законодательства, согласно которому в числе прочих нарушений было выявлено, что руководитель Управления культуры, физической культуры и спорта администрации муниципального района «Койгородский» Истомина Т.Л. приказом от 10.01.2022 №01/1л/с приняла на работу на должность ведущего инспектора Управления КФКиС ФИО1, матерью которой является руководитель администрации МР «Койгородский» ФИО2, о факте близкого родства которых Истоминой Т.Л. было известно с декабря 2021 года при проведении собеседования с ФИО1. Между тем, в нарушение требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» и пункта 3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» свою обязанность по принятию мер по предотвращению, урегулированию конфликта интересов не исполнила, уведомление о факте близкого родства ФИО1 и ФИО2 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления МО МР «Койгородский, комиссию МО МР «Койгородский» по противодействию коррупции не направила, тогда как у Истоминой Т.Л. имелась личная заинтересованность, которая выразилась в том, что при приеме на работу ФИО1 у неё не были истребованы документы, подтверждающие её соответствие должности, на которую она принимается, а решение о выплате ежемесячной премии ФИО1 в размере 37,5 процентов принималось Истоминой Т.Л. единолично, без надлежащего обоснования указанного размера премии. Поскольку непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, прокурором потребовано привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

03.06.2022 на представление прокурора Койгородского района Республики Коми от 29.04.2022 администрацией МР «Койгородский» дан ответ №02-57/1550, из которого следует, что должность ведущего инспектора Управления КФКиС, на которую была принята ФИО1 не является должностью муниципальной службы, в связи с чем, у Истоминой Т.Л. не возникло обязанности принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Указанная должность была вакантна с 02.07.2021 и в связи с отсутствием кандидатур на указанную должность, Истоминой Т.Л. было принято решение о приеме на указанную должность ФИО1, которая квалификационным требованиям по должности не соответствовала. Поскольку для выполнения должностных обязанностей ведущего специалиста Управления КФКиС специальные познания или специальная подготовка не требуются, Истоминой Т.Л. было рекомендовано пересмотреть должностные инструкции специалистов в части квалификационных требований. Вместе с тем, в ответе отмечено, что в период работы ФИО1 (с 10.01.2022 по 08.04.2022) какие-либо единовременные выплаты ей не производились, решения о единовременных выплатах ФИО1 не принимались, премирование ФИО1 осуществлялось на основании приказа руководителя Управления КФКиС и оснований для снижения установленного размера премии не имелось. По итогам обсуждения принято решение: Истоминой Т.Л. организовать работу учреждений культуры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму. В срок до 10.06.2022 разработать план мероприятий с указанием конкретных срока исполнения по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Из положений частей 1 - 3 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ следует, что должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Согласно приложению 1 к Закону Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" глава (руководитель) местной администрации относится к категории высших должностей муниципальной службы в Республике Коми, руководитель (начальник, председатель) департамента, комитета, управления отнесен к категории главных должностей муниципальной службы в Республике Коми.

Решением Совета МР «Койгородский» от 09.12.2015 №V-5/20 утверждена структура администрации МР «Койгородский», в состав которой входит глава муниципального района «Койгородский» - руководитель администрации муниципального района "Койгородский" и должностные лица администрации МР «Койгородский», находящиеся в подчинении главы муниципального района «Койгородский» - руководителя администрации МР «Койгородский», включая Управление КФКиС.

Положением об Управлении КФКиС, утверждённым решением Совета МР «Койгородский» от 10.03.2021 №VI-7/62, установлено, что Управление КФКиС является отраслевым (функциональным) органом администрации МР «Койгородский» и создано с целью реализации полномочий в сфере культуры, физической культуры и спорта. Управление возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности распоряжением главы МР «Койгородский» - руководителя администрации МР «Койгородский».

Таким образом, должность начальника Управления культуры, физической культуры и спора администрации МР «Койгородский», отнесена к категории главных должностей муниципальной службы в Республике Коми.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы. Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.

На основании части 4 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ) предусмотрено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3).

Из положений статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ следует, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением администрации МР «Койгородский» от 28.07.2016 №43/07 "Об организации деятельности по противодействию коррупции в муниципальном образовании муниципального района "Койгородский" и муниципальных образованиях сельских поселений, расположенных в границах муниципального образования муниципального района "Койгородский" утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в МО МР «Койгородский», муниципальных образованиях сельских поселений, расположенных в границах МО МР «Койгородский», и муниципальными служащими муниципального района «Койгородский», муниципальных образований сельских поселений, расположенных в границах муниципального района МО МР «Койгородский», и соблюдения муниципальными служащими МО МР «Койгородский», муниципальных образований сельских поселений, расположенных в границах муниципального района МО МР «Койгородский» требований к служебному поведению (приложение 7) (далее по тексту – Приложение 7 к Постановлению от 28.07.2016 №43/07).

Подпунктом «в» пункта 1 названного Приложения 7 определен порядок осуществления проверки соблюдения муниципальными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Республики Коми (далее - требования к служебному поведению).

Такая проверка осуществляется, в том числе и в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 2 Приложения 7 к Постановлению от 28.07.2016 №43/07).

Согласно подпункту «а» пункта 4 Приложения 7 к Постановлению от 28.07.2016 №43/07 основанием для проведения предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Пунктом 6 Приложения 7 к Постановлению от 28.07.2016 №43/07 установлено, что проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения, осуществляется кадровой службой (специалистом, ответственным за ведение кадрового учета) соответствующего органа по решению руководителя органа, наделенного полномочиями назначать (представить к назначению) гражданина на должность муниципальной службы или назначившего муниципального служащего на должность муниципальной службы (далее - руководитель).

Решение принимается не позднее 10 дней со дня поступления соответствующей информации в форме распоряжения отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о начале проверки (пункт 7 Приложения 7 к Постановлению от 28.07.2016 №43/07).

На основании подпункта «а» пункта 11 Приложения 7 к Положению от 28.07.2016 №43/07 руководитель или должностное лицо кадровой службы (специалист, ответственный за ведение кадрового учета), осуществляющее(ий) проверку, обеспечивает уведомление в письменной форме гражданина или муниципального служащего о начале в отношении него проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

Сведения о результатах проверки и принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения предоставляются руководителем с одновременным уведомлением в письменной форме об этом гражданина или муниципального служащего, в отношении которых проводилась проверка, органам, должностным лицам, организациям и средствам массовой информации, указанным в подпунктах "а" - "е" ("д") и "ж" пункта 4 настоящего Положения, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне (пункт 20 Приложения 7 к Постановлению от 28.07.2016 №43/07).

Постановлением администрации муниципального района "Койгородский" от 28.07.2016 N 43/07 также утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих органов местного самоуправления МО МР «Койгородский», органов местного самоуправления муниципальных образований сельских поселений, расположенных в границах МО МР Койгородский и урегулированию конфликта интересов (приложение 14) (далее по тексту - Приложение 14 к Постановлению от 28.07.2016 N 43/07).

Пунктом 4 Приложения 14 к Постановлению от 28.07.2016 N 43/07 предусмотрено, что комиссии рассматривают вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы (далее - должности муниципальной службы) в органе (за исключением муниципальных служащих, замещающих должности руководителя администрации муниципального образования по контракту).

В состав комиссии входят: а) заместитель руководителя органа (председатель комиссии), специалист, ответственный за ведение кадрового учета органа (секретарь комиссии), муниципальные служащие юридического (правового) подразделения, других подразделений органа, определяемые его руководителем; б) представитель администрации муниципального района "Койгородский"; в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной службой. Руководитель органа может принять решение о включении в состав комиссии: а) представителя общественного совета, образованного при органе; б) представителей общественных объединений; в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в органе; г) депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования (пункты 8 и 9 Приложения 14 к Постановлению от 28.07.2016 N 43/07).

Пунктом 16 Приложения 14 к Постановлению от 28.07.2016 N 43/07 установлено, что основаниями для проведения заседания комиссии, помимо прочего, являются:

- представление руководителем органа доклада о результатах проверки и материалов проверки, проведенной в соответствии с Положением о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (абзац 3 подпункта «а»);

- поступившее в установленном порядке специалисту, ответственному за ведение кадрового учета органа уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (абзац 4 подпункта «б»);

- представление руководителя органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в органе мер по предупреждению коррупции, в том числе о рассмотрении информации о наличии у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (абзац 5 подпункта «в»).

Согласно подпункту «а» пункта 24 Приложения 14 к Постановлению от 28.07.2016 N 43/07 председатель комиссии при поступлении к нему в установленном порядке информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 25 настоящего Положения.

Решения, принимаемые на заседании комиссии, проводимом по указанным выше основаниям установлены пунктами 31, 34, 38 Приложения 14 к Постановлению от 28.07.2016 N 43/07.

Так, по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что муниципальный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что муниципальный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю органа указать муниципальному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует муниципальному служащему и (или) руководителю органа принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;

в) признать, что муниципальный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю органа применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает соответствующее решение.

Распоряжением администрации МР «Койгородский» от 31.12.2019 №222-р ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в администрации МР «Койгородский» назначена ФИО4, главный специалист управления делами администрации МР «Койгородский».

Таким образом, Постановлением администрации МР «Койгородский» от 28.07.2016 N 43/07 утверждён порядок и срок проведения проверки в отношении муниципального служащего на предмет соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

Вопреки установленным требованиям со стороны администрации МР «Койгородский», несмотря на поступившее сообщение прокурора Койгородского района Республики Коми о выявленном факте несоблюдения муниципальным служащим Истоминой Т.Л. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов законодательства, в 10-дневный срок со дня поступления соответствующей информации решение о проведении проверки в отношении Истоминой Т.Л. принято не было, проверка соблюдения Истоминой Т.Л. законодательства о противодействии коррупции не проводилась, заседание комиссии не созывалось.

Из представленных суду доказательств следует, что 08.08.2022 администрацией МР «Койгородский» было издано распоряжение №73-р (к) о проведении в отношении Истоминой Т.Л., начальника Управления КФКиС проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению.

По результатам проведенной проверки ответственным за профилактику коррупционных и иных нарушений в администрации МР «Койгородский» 09.09.2022 подготовлен доклад, согласно которому установлено, что Истоминой Т.Л. не исполнена обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов Истомина Т.Л. не подавала, в связи с чем, рекомендовано направить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МР «Койгородский» и урегулированию конфликта интересов.

Заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МР «Койгородский» и урегулированию конфликта интересов состоялось 16.09.2022, что подтверждается соответствующим протоколом. При этом комиссией принято решение, что Истоминой Т.Л. не исполнена обязанность по уведомлению о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; исполняющему обязанности руководителя администрации МР «Койгородский» рекомендовано применить к Истоминой Т.Л. дисциплинарное взыскание – выговор.

Распоряжением администрации МР «Койгородский» от 16.09.2022 №84-р (к) Истомина Т.Л. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Таким образом, административный ответчик установленную законом обязанность по проведению в отношении Истоминой Т.Л. проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в порядке, предусмотренном Постановлением администрации МР "Койгородский" от 28.07.2016 №43/07 "Об организации деятельности по противодействию коррупции в муниципальном образовании муниципального района "Койгородский" и муниципальных образованиях сельских поселений, расположенных в границах муниципального образования муниципального района "Койгородский" выполнил, однако со значительным нарушением установленных названным нормативным актом сроков.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса

Поскольку бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер для проведения в отношении муниципального служащего проверки на предмет предотвращения или урегулирования конфликтов интересов, является посягательством на общественные отношения, связанные с противодействием коррупции в муниципальной службе, в целях защиты публичных интересов и предотвращения дальнейших нарушений, суд приходит к выводу, что такое бездействие следует признать незаконным, несмотря на то, что на момент вынесения решения суда административный ответчик проверку в отношении Истоминой Т.Л. провёл.

В связи с этим, исковые требования прокурора Койгородского района Республики Коми о признании незаконным бездействия администрации МР «Койгородский», выразившегося в непринятии мер к проведению по представлению прокурора Койгородского района Республики Коми от 29.04.2022 проверки в отношении муниципального служащего Истоминой Т.Л. в связи с невыполнением обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, подлежат удовлетворению в той части, в которой администрацией МР «Койгородский» не предприняты меры к организации и проведению такой проверки в установленные сроки.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации МР «Койгородский», выразившееся в непроведении в установленный срок проверки соблюдения муниципальным служащим -начальником Управления культуры, физической культуры и спорта администрации МР «Койгородский» Истоминой Татьяной Леонидовной требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в соответствии с постановлением администрации МР «Койгородский» от 28.07.2016 №43/07 «Об организации деятельности по противодействию коррупции в МО МР «Койгородский» и муниципальных образованиях сельских поселений, расположенных в границах МО МР «Койгородский».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (постоянное судебное присутствие в с. Койгородок Койгородского района Республики Коми) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Константинова Н.В.

Решение составлено в окончательной форме 27.09.2022.