ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3150/19 от 17.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2019-003221-49

Дело № 2а-3150/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Бессоновой К.А.,

с участием представителя административных ответчиков и заинтересованного лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Главе г. Перми, администрации г. Перми о признании постановления недействующим,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к главе г.Перми ФИО3 о признании недействующим Постановления Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11"Об отмене Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по <Адрес>".

В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением Главы г.Перми от 23.01.2019 №4 назначены публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <Адрес>, расположенном в территориальной зоне Ц-2. Публичные слушания проходили в полном соответствии с постановлением – материалы размещены на сайте Пермского городского округа, в общественном центре «Светлый» развернута экспозиция, на ДД.ММ.ГГГГ назначено собрание участников публичных слушаний. Поскольку он проживает в доме по адресу: <Адрес>, расположенном в территориальной зоне Ц-2, готовил письменные предложения и замечания, которые планировал подать на собрании 14 февраля. Однако собрание не состоялось, 19 февраля было опубликовано Постановление Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11 об отмене публичных слушаний, основанием для отмены явилось заявление инициатора публичных слушаний. Считает данное постановление незаконным, поскольку возможность отмены начавшихся публичных слушаний, тем более по инициативе частного лица, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена. Отмена публичных слушаний аннулирует все высказанные или подготовленные к подаче замечания, в данном случае произошла фактическая передача контроля над публичными процедурами частному лицу – заявитель по своему желанию смог отменить подведение итогов уже идущих публичных слушаний. Отмена публичных слушаний нарушила его права, поскольку он не смог подать подготовленные предложения и они не были рассмотрены, оспариваемое постановление противоречит ст.5.1 ГрК РФ, не предусматривающей отмену идущих публичных слушаний.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Определением судьи от 17.05.2019г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация г.Перми, в качестве заинтересованного лица – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми.

Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений.

Оценив доводы сторон, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административно иска в силу следующего.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми поступило заявление МИРО «Еврейская община г.Перми» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> – объекты благотворительного назначения религиозных организаций.

ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией по землепользованию и застройке г.Перми, по результатам рассмотрения заявления МИРО «Еврейская община г.Перми», Главе г.Перми рекомендовано назначить публичные слушания по заявлению МИРО «Еврейская община г.Перми».

Постановление Главы г. Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по <Адрес>" Назначить публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по <Адрес>.

Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 5 от 29.01.2019.

Собрание участников публичных слушаний назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 18.00 час. по адресу: 614087, <Адрес>, общественном центре "Светлый" <Адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми поступило заявление МИРО «Еврейская община г.Перми» о переносе даты публичных слушаний, в связи с необходимостью дополнительной подготовки обосновывающих материалов для проведения публичных слушаний.

Постановлением Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11"Об отмене Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по <Адрес>" отменено Постановление Главы города Перми от 23 января 2019 г. N 4

Оспариваемое Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 11 от 19.02.2019 и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми вновь поступило заявление МИРО «Еврейская община г.Перми» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> – объекты благотворительного назначения религиозных организаций.

Данное заявление ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрено Комиссией по землепользованию и застройке г.Перми, по результатам рассмотрения Главе г.Перми рекомендовано назначить публичные слушания по заявлению МИРО «Еврейская община г.Перми».

Согласно ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодеса.

Статья 39 ГрК РФ установлено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с ч.1, 3, 5, 10, 11 ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Таким образом, лицом, заинтересованным в проведении публичных слушаний, в данном случае является правообладатель земельного участка, заинтересованный в изменении вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования, поскольку проведение публичных слушаний является необходимым этапом для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Следовательно, прекращение процедуры публичных слушаний прав и интересов иных лиц не нарушает, поскольку отмена публичных слушаний влечет за собой правовые последствия лишь для правообладателя земельного участка, не осуществившего предусмотренную ст.39 ГрК РФ обязательную процедуру для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В связи с чем, при получении от правообладателя земельного участка МИРО «Еврейская община г.Перми» заявления о переносе даты публичных слушаний, административный ответчик обоснованно вынес оспариваемое Постановление об отмене Постановления Главы города Перми от 23 января 2019 г. N 4 о назначении публичных слушаний.

Какие-либо права и законные интересы административного истца данным Постановлением не затрагиваются.

При этом, нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат положений, запрещающий отменить публичные слушания.

Положениями ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт соответствует требованиям закона и не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, т.е. отсутствует необходимая совокупность условий для признания нормативного правового акта недействующим, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Согласно положениям части 11 статьи 11 КАС РФ, решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ), в связи с чем суд возлагает на администрацию г.Перми обязанность по опубликованию сообщения о принятом решении в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь», после вступления решения суда в силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Главе г. Перми, администрации г. Перми о признании недействующим Постановления Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11"Об отмене Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по <Адрес>" – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)

<данные изъяты>

Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-3150/2019 Ленинского районного суда г.Перми.