ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3150/2015 от 02.02.2016 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-348/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2016 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Чепурновой Н.Л.,

с участием: представителя административного истца Сафарова Р.А.., действующего по доверенности № от 12.02.2015 г. и диплома о высшем профессиональном образовании, судебного пристава – исполнителя ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Лазаревой М.В., действующей по доверенности от 20.01.2016 г. и удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФГКУ «Востокрегионжилье» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Топорковой В.В. об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора от 04.09.2015г., приостановлении исполнительного производства,

установил:

Истец Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту решения – ФГКУ «Востокрегионжилье») обратился в суд с названным иском, в котором указал, что во исполнение решения <данные изъяты> суда выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – ФГКУ «Востокрегионжилье». В соответствии с абз.4 п.2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», Департамент жилищного обеспечения МО РФ отнесен к органам военного управления. Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455 осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который осуществляет свои функции по обеспечению военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жилыми помещениями (в том числе жилищными субсидиями) через специализированные организации МО РФ, к числу которых отнесено ФГКУ «Востокрегионжилье». 28.10.2015г. за исх.№ и 03.12.2015г. за исх.№ истец подал начальнику ОСП по Кировскому району г.Хабаровска заявления об отложении исполнительских действий. 17.12.2015г. в ФГКУ «Востокрегионжилье» поступили: за вх.№ – требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда, за вх.№ – постановление об отказе в отложении исполнительных действий, за вх.№ – постановление о взыскании исполнительского сбора. ФГКУ «Востокрегионжилье» с постановлением о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. не согласно, считает его незаконным и необоснованным в виду того, что Учреждение является бюджетной организаций, финансируемой за счет средств МО РФ, через бюджетного распорядителя ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», собственные расчетные счета отсутствуют, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора и предоставление платежного поручения о его оплате исполнить невозможно. Кроме этого, ФГКУ «Востокрегионжилье» подана кассационная жалоба на решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о приостановлении исполнения указанного судебного акта в порядке ст.381 ГПК РФ. В случае удовлетворения кассационной жалобы, поворот исполнения судебного акта и его исполнение может быть затруднено или невозможно. В виду изложенного, учитывая сложившуюся в Верховном Суде РФ судебную практику в отношении ФГКУ «Востокрегионжилье» (определение кассационной инстанции от 11.08.2015г.), с целью недопущения необоснованных затрат федерального бюджета по выплате жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, просит признать постановление о взыскании исполнительского сбора от 04.09.2015г. незаконным.

В связи с вступлением в силу с 15.09.2015г. Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) и признании утратившим силу подраздела III ГПК РФ, устанавливавшего порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление ФГКУ «Востокрегионжилье» рассмотрено судом по правилам главы 22 КАС РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Сафаров Р.А. требования поддержал, просит удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании судебный пристав – исполнитель ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Лазарева М.В. с требованиями административного истца не согласилась. Просит в иске отказать, поскольку оснований для признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется. Дополнила, что подача жалобы на решение суда, вступившего в законную силу, не является обстоятельством для отложения либо приостановления исполнительных действий, в связи с чем, должник по исполнительному производству не исполнивший в добровольном порядке решение суда, обязан оплатить исполнительский сбор. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена административным истцом 7 августа 2015 г., что подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции, а также информацией из Внутрироссийского почтового идентификатора, постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено 4.09.2015 г., что свидетельствует о том, что у истца была реальная возможность в течение месяца исполнить решение суда в добровольном порядке.

В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО7 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела без его участия в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные материалы исполнительного производства, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 4 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления о взыскании исполнительского сбора могут быть оспорены только в суде.

В соответствии со статьей 122 названного закона, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В соответствии со статьёй 360 Кодекса административного судопроизводства России от 8 марта 2015г. №21-ФЗ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно статье 218 названного закона, гражданин, организация, иные лица могут от 8 марта 2015г. №21-ФЗ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 04.09.2015г., заявителем получено 17.12.2015г. Поскольку о данном постановлении заявителю стало известно в день получения, то суд считает, что 10-дневный срок на его обжалование должен отсчитываться со следующего за днем получения дня, т.е. с 18.12.2015г., и оканчивается 29.12.2015г. Заявление об обжаловании постановления подано в суд 24.12.2015г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что срок для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора от 04.09.2015г. заявителем пропущен не был.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> судом рассмотрено гражданское дело № по заявлению ФИО8 об оспаривании действий руководителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об отказе в выплате жилищной субсидии для приобретения жилого помещения без повышенного коэффициента 2,375 и вынесено решение, которым на ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ возложена обязанность произвести перерасчет предоставленной ФИО9 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) исходя из повышающего коэффициента 2,375 и произвести доплату названной субсидии с учетом ранее выплаченной ФИО10 субсидии на основании решения № от 18.11.2014г.

Апелляционным определением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения.

10.06.2015г. <данные изъяты> судом по указанному гражданскому делу выдан исполнительный лист ФС № .

20.07.2015г. в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю на основании указанного исполнительного листа в отношении ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ возбуждено исполнительное производство № . Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена должнику заказным почтовым отправлением 16.07.2015 г., что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции, и получена 7.08.2015 г., что подтверждается информацией Внутрироссийского почтового идентификатора.

04.09.2015г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Топорковой В.В. принято постановление о взыскании с ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

В ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ копия указанного постановления поступила 17.12.2015г., где зарегистрирована за вх.№ .

23.10.2015г. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ из ОСП по Кировскому району г.Хабаровска поступило требование судебного пристава-исполнителя Топорковой В.В. о принятии, в 5-дневный срок со дня поступления требования, решения о перерасчете предоставленной ФИО11 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) исходя из повышающего коэффициента 2,375 и произведении доплаты названной субсидии с учетом ранее выплаченной Волос З.Ф. субсидии на основании решения № от 18.11.2014г.

28.10.2015г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска подано заявление от 28.10.2015г. об отложении исполнительских действий до рассмотрения президиумом <данные изъяты> суда кассационной жалобы ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 03.09.2015г. на решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ.

30.11.2015г. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ из ОСП по Кировскому району г.Хабаровска поступило требование судебного пристава-исполнителя Топорковой В.В. о принятии, в 5-дневный срок со дня поступления требования, решения о перерасчете предоставленной ФИО12 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) исходя из повышающего коэффициента 2,375 и произведении доплаты названной субсидии с учетом ранее выплаченной Волос З.Ф. субсидии на основании решения № от 18.11.2014г.

07.12.2015г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска подано заявление от 03.12.2015г. об отложении исполнительских действий до рассмотрения президиумом <данные изъяты> суда кассационной жалобы ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 03.09.2015г. на решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ.

08.12.2015г. судебный пристав-исполнитель Топоркова В.В., рассмотрев указанное заявление, вынес постановление об отказе в отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

В ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ копия названного постановления поступила 17.12.2015г., где зарегистрирована за вх.№ .

17.12.2015г. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ из ОСП по Кировскому району г.Хабаровска поступило требование судебного пристава-исполнителя Топорковой В.В. о принятии, в 5-дневный срок со дня поступления требования, решения о перерасчете предоставленной ФИО13 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) исходя из повышающего коэффициента 2,375 и произведении доплаты названной субсидии с учетом ранее выплаченной Волос З.Ф. субсидии на основании решения № от 18.11.2014г.

В соответствии с частями 1, 11, 12, 17 статьи 30 Федерального закона от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу частей 1-3, 6, 7 статьи 112 вышеуказанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В силу положений ст.2 ФЗ от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ст.36 ФЗ от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 статьи 36 Закона.

В соответствии со статьей 64 ФЗ от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ст.68 ФЗ данного Закона, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии со ст.ст.105, 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015г. №21-ФЗ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса России, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории РФ.

Таким образом, суд не находит оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. 00 коп. незаконным, поскольку факт неисполнения требований, указанных в исполнительном документе, нашел свое подтверждение в судебном заседании, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФГКУ «Востокрегионжилье» не приняло мер к надлежащему исполнению требований судебного пристава-исполнителя, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Топорковой В.В. о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. законно и обоснованно.

То обстоятельство, что копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена должником 17.12.2015г., тогда как постановление было вынесено 04.09.2015г., не влияет на его законность, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 20.07.2015г. был установлен срок для добровольного исполнения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ содержащихся в исполнительном документе требований и содержалось предупреждение о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием исполнительского сбора.

Довод истца о том, что взыскание исполнительского сбора и предоставление платежного поручения о его оплате ФГКУ «Востокрегионжилье» исполнить не представляется возможным в виду того, что Учреждение является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств Министерства обороны России через бюджетного распорядителя ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», собственные счета у Учреждения отсутствуют, признание постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным не влечет, поскольку ФГКУ «Востокрегионжилье» относится к числу специализированных организаций Министерства обороны России, через которые орган военного управления – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России – осуществляет обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. Следовательно, обстоятельства, на которые истец сослался в указанном доводе, не свидетельствуют о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора не должно быть исполнено или его исполнение невозможно.

Довод заявителя о том, что ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в Президиум <данные изъяты> суда подана кассационная жалоба на решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о приостановлении исполнения судебного акта, в случае удовлетворения которой и исполнения названного судебного акта поворот его исполнения и исполнение может быть затруднено или невозможно, что повлечет необоснованные затраты федерального бюджета по выплате жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, о незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора от 04.09.2015г. не свидетельствует, его отмену не влечет, поскольку, исходя из положений ст.359 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015г. №21-ФЗ и ст.39 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», оспаривание судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, влечет приостановление судом исполнительного производства, доказательств тому, что Президиумом <данные изъяты> суда удовлетворено заявление о приостановлении исполнения судебного акта, что влечет отложение или приостановление исполнительных действий, суду не представлено, в связи с чем, оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора от 04.09.2015г. незаконным у суда не имеется.

Наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих добровольному исполнению судебного акта, судом не установлено, заявителем не представлено.

Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Рассматривая ходатайство истца о приостановлении исполнительного производства № , возбужденного 20.07.2015г., суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 359 Кодекса административного судопроизводства России, суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В статье 39 названого закона перечислены случаи, при которых исполнительное производство подлежит приостановлению судом. Оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора относится к числу перечисленных случаев.

Таким образом, указанное основание не является обязательным для приостановления судом исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства по данному основанию является правом, а не обязанностью суда.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что подача кассационной жалобы не может являться безусловным основанием для приостановления исполнительного производства, поэтому заявленное истцом требование о приостановлении исполнительного производства № № от 20.07.2015г. до дня окончания рассмотрения (включительно) Верховным Судом России кассационной жалобы, поданной представителем начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ на апелляционное определение суда от 28.05.2015г. и на определение судебной коллегии <данные изъяты> суда России от ДД.ММ.ГГГГ., удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г.Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 04 сентября 2015 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2016г.

Председательствующий судья: И.Д.Костевская