Дело №2а-3151/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Крапко В.В., при секретаре – Самойловой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Просто доход», ФИО1, заинтересованное лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес>, о ликвидации и обязании совершить определённые действия,- у с т а н о в и л: В Киевский районный суд <адрес> Республики Крым поступило административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации, мотивированное тем, что КПК "Просто доход" не исполняет обязанности, предусмотренные ФЗ № 190-ФЗ, в части обеспечения получения об Банка России электронных документов посредством использования информационных ресурсов и нахождения в членстве СРО КПК. В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" В случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями. Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", пункт 3 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", пункт 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"). Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца, полагавшего заявленный иск обоснованным, обсудив доводы иска, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. В силу с пп. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 35 указанного Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение девяноста дней со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют право привлекать денежные средства членов (пайщиков) кредитного кооператива и принимать в кредитный кооператив новых членов (пайщиков). В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией. Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62). В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 4 названного Закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации КПК " Просто доход ". Как следует из ответов на запросы Центрального Банка Российской Федерации из саморегулируемых организаций, внесенных в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, о представлении информации относительно членства в них КПК " Просто доход ", последний ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка членов СРО КПК «Кооперативные финансы» организации и по настоящее время (т.е. в срок превышающий 90 дней) не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались, иными доказательствами ответчиками не опровергнуты. МИФНС № предоставлены сведения, из которых усматривается, что кооператив по месту нахождения не располагается. В 2016 году в адрес налогового органа были поданы уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица от имени ФИО1 Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом не осуществлении какой-либо деятельности юридическим лицом. ФИО1 назначен руководителем ликвидационной комиссии, а сам кооператив находится в стадии ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем каких-либо конкретных действий направленных на завершение процедуры ликвидации не совершено. Исходя из анализа приведенных норм материального права, факт неисполнения ответчиком обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК " Просто доход ". Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии со ст. ст. 62 - 64 ГК РФ. Прохождение вышеуказанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК " Просто доход " и выполнении следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (п. 2 ч. 3 ст. 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (п. 3 ч. 3 ст. 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (ч. 2 ст. 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (ч. 2 ст. 14). Согласно абз.3 п. 13 Решения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2016 года", суд, рассматривающий дело о ликвидации кредитного кооператива, вправе, не ограничиваясь содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц сведениями, всесторонне и наиболее полным образом с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исследовать все доказательства, могущие служить подтверждением совершенного в предусмотренном законом порядке выхода члена кредитного кооператива из объединения, в результате которого вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что руководителем ликвидационной комисси КПК " Просто доход " является ФИО1 Как следует из Устава КПК " Просто доход ", таковой может быть ликвидирован по решению суда. Наличие сведений о принятых ранее со стороны ФИО1 решениях о ликвидации юридического лица, с последующим назначением его в качестве лица, ответственного за таковое, не препятствуют суду принять решение по заявленным требованиям с целью конечной реализации, в том числе и поданных ранее уведомлений, направленных на ликвидацию юридического лица. Правовые последствия и основания ликвидации юридического лица установлены ст. 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Принимая во внимание, что в действиях административного ответчика КПК " Просто доход " установлено нарушение норм действующего законодательства, суд находит обоснованными заявленные требования Центрального банка Российской Федерации о ликвидации кредитного потребительского кооператива. Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Южному федеральному округу удовлетворить. Ликвидировать КПК "Просто доход" (ИНН <***> ОГРН <***>), зарегистрированный по адресу: 295034 <адрес>. Обязанность по осуществлению ликвидации КПК "Просто доход" возложить на руководителя ликвидационной комиссии ФИО1 (ИНН <***>). Обязать ФИО1 совершить действия, связанные с ликвидацией КПК "Просто доход", в срок не превышающей шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения. Судья В.В. Крапко |