Дело № 2а-3153/2021
УИД: 51RS0003-01-2021-00929-60
Решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2021 года
(с учетом выходных и праздничных дней)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы О.М.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мальцевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к ФИО о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее МИФНС России №9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО о взыскании задолженности по обязательным платежам.
В обоснование иска указано, что ФИО состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Мурманску и является плательщиком налога на имущество физических лиц. На основании сведений, предоставленных Федеральной регистрационной службой, за налогоплательщиком в 2019 году было зарегистрировано имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем налоговым органом в соответствии со статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации был исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в общей сумме 66 774 рубля.
01.09.2020 в адрес налогоплательщика налоговым органом направлено налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц в указанном размере, в срок не позднее 01.12.2020.
Вместе с тем, административный ответчик в срок, установленный ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог не уплатил, что послужило основанием для начисления пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
08.12.2020 в адрес ФИО направлено налоговое требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 66 774 рубля и пени по данному налогу в сумме 56, 76 рублей, однако в срок, установленный в требовании (до 24.12.2020), уплата налога на имущество и пени административным ответчиком не произведена.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования налогового органа, ИФНС России по г. Мурманску обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа, которое было удовлетворено мировым судьей, по делу №2а-313/2021 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО задолженности по обязательным платежам, однако определением от 28 апреля 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от административного ответчика.
С учетом изложенного, просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 66 774 рубля, пени в размере 56 рублей 76 копеек.
В соответствии с приказом УФНС России по Мурманской области от 19.04.2019 №04-02/64@ «О централизации функций по урегулировании задолженности» функции по урегулировании задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области с 30.04.2019 переданы из ИФНС России по г.Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области в Межрайонную ИФНС №9 по Мурманской области.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражал относительно ходатайства стороны ответчика о подсудности спора Арбитражному суду Мурманской области (л.д. 50).
Административный ответчик ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также ответчик представил письменный отзыв на иск (л.д. 43), в котором указал, что с требованиями административного истца не согласен, поскольку в 2019 году он являлся индивидуальным предпринимателем и использовал объекты недвижимости (торговый павильон и магазин) в целях предпринимательской деятельности, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате налога на имущество физических лиц. Также просил производство по делу прекратить, поскольку данный спор подсуден Арбитражному суду Мурманской области.
Учитывая, что стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, что подтверждается расписками о получении судебной повестки, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела №2а-313/21 судебного участка №4 Ленинского судебного района, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.3); налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п.4).
Как установлено судом и подтверждено материалами административного дела ФИО является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 38-40). При этом основным видом деятельности ИП ФИО является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; дополнительным видом деятельности является розничная торговля пищевыми продуктами.
Из документов, представленных административным истцом, следует, что ФИО в спорный период (2019 год) являлся собственником следующего недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером: 51:20:0003209:50, расположенного по адресу: <адрес>; также административный ответчик являлся собственником торгового павильона кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, и магазина кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Из налогового уведомления от 01.09.2020 № следует, что административному ответчику ФИО произведен расчет транспортного налога за 2019 год в сумме 1 471 рубль, расчет земельного налога за 2019 год в сумме 26 790 рублей, расчет налога на имущество физических лиц, согласно которому за 2019 год по объекту недвижимости с кадастровым номером № (торговый павильон) ФИО исчислен налог в сумме 716 рублей (с учетом налоговой льготы в сумме 7884 рубля), по объекту недвижимости с кадастровым номером № (магазин) административному ответчику исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 66 058 рублей, общая сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год составила 66 774 рубля.
По сведениям ИФНС России по г. Мурманску от 22.10.2021, предоставленным по запросу суда, в ходе проведенного анализа установлено, что на основании представленных документов и в соответствии с п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику ФИО была предоставлена льгота на объекты, используемые в предпринимательской деятельности предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения: льгота на объект с кадастровым номером № – по 28.11.2019; льгота на объект с кадастровым номером № – по 31.12.2018. Для продления льготы за 2019 год необходимо предоставить в Инспекцию документы, подтверждающие факт использования данных объектов в предпринимательской деятельности.
Поскольку ответчик не представил документов, подтверждающих использование объекта недвижимости с кадастровым номером № (магазин) в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в предпринимательских целях, за указанный период налоговая льгота ему по указанному объекту недвижимости не предоставлялась.
Таким образом, судом установлено, что ФИО является индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в связи с чем подлежит освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости, используемых в предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Таким образом, индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении только того имущества, которое используется ими в предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а также с учетом того, что административным ответчиком не представлено ни в налоговый орган, ни суду документов, подтверждающих использование в спорный период объектов недвижимости в предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно исчислен ответчику налог на имущество физических лиц за 2019 год по объекту недвижимости с кадастровым номером № (<адрес>) в сумме 66 058 рублей, а также по объекту недвижимости с кадастровым номером №, с учетом предоставленной льготы за период с 01.01.2019 по 28.11.2019, в сумме 716 рублей.
Материалами дела подтверждено, что 26.09.2020 Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес ФИО через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.09.2020 № об уплате налога на имущество физических лиц по указанным объектам налогообложения за 2019 год (л.д. 12, 15).
Факт получения налогового уведомления через личный кабинет административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался и подтвержден материалами дела (л.д. 15).
Вместе с тем, в установленный срок налог на имущество физических лиц административным ответчиком уплачен не был, доказательств обратного, суду не представлено.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ответчика Инспекцией направлено требование об уплате налога на имущество № по состоянию на 08 декабря 2020 года, которым административному ответчику было предложено погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 66 674 рублей 00 копеек, пени в сумме 56 рублей 76 копеек в срок до 24 декабря 2020 года (л.д. 14).
Указанное требование также направлено в адрес административного ответчика через его личный кабинет, которое также исполнено не было (л.д. 15).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный законом срок налога Инспекцией начислены пени в размере 56 рублей 76 копеек.
Расчет пени произведен административным истцом в соответствии с требованиями закона, исходя из суммы задолженности, возражений относительно суммы задолженности по пени, равно как и доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налога, административным ответчиком не представлено.
Из представленной административным истцом выписки из лицевого счета ответчика следует, что до настоящего времени сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени административным ответчиком не уплачена (л.д. 16). Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 66 774 рублей и пени в сумме 56 рублей 76 копеек, которая подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения правоотношений) заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом установлено, что 04 февраля 2021 года налоговым органом в адрес мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Мурманска направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО обязательных платежей.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Мурманска от 09 февраля 2021 года по делу №2а-313/2021 с ФИО в пользу ИФНС России по г. Мурманску взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 66 774 рублей, пени в сумме 56, 76 рублей, а всего 66 830, 76 рублей.
Определением от 28 апреля 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждено, что определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 28 апреля 2021 года. Административное исковое заявление к ФИО направлено в суд 22 июля 2021 года (л.д. 19), таким образом, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок Инспекцией при обращении в Ленинский районный суд города Мурманска с административным исковым заявлением не пропущен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Инспекции к ФИО подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к ФИО о взыскании налога на имущество физических лиц – удовлетворить.
Взыскать с ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 66 774 рублей, пени в сумме 56 рублей 76 копеек, а всего взыскать 66 830 рублей 76 копеек.
Взыскать с ФИО государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 204 рублей 92 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма