Дело № 2а-3156/2020
УИД: 26RS0029-01-2019-006958-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Полупан Г.Ю.,
при секретаре судебных заседаний ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО3 – адвоката Воронова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности,
установил:
ФИО3 обратилась в Пятигорский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным решения Управления Росреестра по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО3 в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, об обязании Управления Росреестра по Ставропольскому краю осуществить действия по государственному кадастровому учёту объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, согласно представленному на государственную регистрацию техническому плану здания, и зарегистрировать право собственности за ней согласно решению Пятигорского городского суда Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
В судебное заседание административный истец ФИО3, извещённая своевременно и надлежаще, не явилась, ходатайств не поступило.
Представитель административного истца ФИО4, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении слушания дела по причине его занятости в другом судебном заседании, оставленное без удовлетворения в связи с явкой другого представителя административного истца Воронова И.С.
Представитель административного истца – адвокат Воронов И.С. подтвердил, что его доверителю ФИО3 известно о слушании дела, она не желает принимать участие в судебном заседании. Полагал, что можно рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ФИО4, поскольку его полномочия подтверждены ордером и доверенностью. Поддержал доводы административного искового заявления, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание, извещённый своевременно и надлежащим образом, не явился, ходатайств не поступило. В письменных возражениях и дополнительных письменных возражениях просили отказать в удовлетворении заявленных ФИО3 требованиях в полном объёме.
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо ФИО6, который извещён о времени и дате судебного разбирательства своевременно, ходатайств не поступило.
Явка лиц, участвующих в деле, судом обязательной не признавалась.
С учётом мнения представителя административного истца, суд признал возможным рассмотрение административного дела по существу при имеющейся явке.
По ходатайству представителя административного истца – адвоката Воронова И.С. в качестве свидетеля в соответствии с ч. 6 ст. 69 Кодекса административного производства Российской Федерации вызвано в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, - технического плана, исследуемого судом как письменное доказательство, - кадастровый инженер ФИО5, который суду показал, что ФИО3 по решению суда выделена часть жилого дома в отдельное домовладение, то есть она является отдельной и самостоятельной, также вторая часть домовладения является отдельной и самостоятельной. Росреестр хотел видеть технический план с разделом данного объекта на два самостоятельных объекта, технически это выполнить не представлялось возможным, ввиду того, что выделяемая ФИО3 часть дома соответствовала фактическому пользованию, выделяемая часть дома второму собственнику по решению суда – здание, состоящее из трех помещений, это с одной стороны две небольшие комнаты, с другой стороны - одна. Также у второго собственника была установлена самовольная пристройка, одно помещение демонтировано, а при создании технического плана нужно было указать координаты выделенных помещений, одного из которых уже не было на дату составления технического плана. Часть жилого дома очень плавающее понятие, которое трактуется разными регистраторами по-разному. Он бы отразил в техническом плане второй объект недвижимости, если бы не демонтаж части пристройки. Технически он не может показать в координатах то, чего не существует на местности, поэтому была отражена та часть, которая выделена ФИО3 Поскольку Росреестр не может поставить на учёт часть жилого дома, как указано в решении суда, так как запрещена к постановке на кадастровый учёт и введение в гражданский оборот самостоятельно части жилого дома, он пошёл по пути создания отдельного здания. В связи с этим, подготовка технического плана осуществлена именно с созданием здания, а не разделом. Считает, что составленный им технический план соответствует всем требованиям, которые предъявляются к данному документу. Второй собственник должен пойти и зарегистрировать свой объект в законном порядке, чего он делать не собирается. Площадь здания указана как 126, 8 кв.м., так как с 01.01.2017 года площадь здания считается в пределах внутренней поверхности наружных стен, а не путём суммирования площадей помещений. Площадь всех перегородок в здании включается в общую площадь здания. В решении суда указана площадь части жилого дома как сумма помещений.
Заслушав представителя административного истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, обозрев материалы архивного гражданского дела № по иску ФИО3 к ФИО6 о прекращении режима долевой собственности на жилой дом и земельный участок, разделе домовладения, земельного участка, выделе доли домовладения, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утверждённая в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Статьёй 29 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включает в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26.09.2018 года по делу № исковые требования ФИО3 к ФИО6 о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, разделе домовладения, земельного участка, выделе доли домовладения удовлетворены.
Суд постановил следующее: прекратить право общей долевой собственности ФИО3 и ФИО6 на домовладение расположенное по адресу: <адрес>. Произвести раздел жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; выделить ФИО3 часть жилого дома, состоящую из помещений: в литере «А» – помещение № – жилая - 7,8 кв.м, № – жилая - 14,3 кв.м, № – жилая - 16,7 кв.м; в литере «а» – помещения № – кухня - 5,8 кв.м; в литере «а2» – помещения № – коридор - 5,2 кв.м, № – кухня - 7,6 кв.м; в литере «а3» – помещения № – коридор - 4,5 кв.м; в литере «А1» – помещения № – жилая - 17,0 кв.м, № – ванная - 3,3 кв.м, № – туалет - 1,4 кв.м, № – кухня - 12,9 кв.м, № – коридор - 4,4 кв.м., итого общей площадью 100,9 кв.м.; выделить ФИО6 часть дома, состоящую из помещений в литере «А» – помещение № – жилая - 15,3 кв.м, № – жилая - 6.8 кв.м, № – кухня - 3.4 кв.м., итого общей площадью 25,50 кв.м.; разделить надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, выделив в собственность ФИО3 строение Литер «Б», выделив в собственность ФИО6 строение литер «В»; произвести раздел земельного участка общей площадью 972 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, между ФИО3 и ФИО6 согласно фактическому пользованию, выделив в собственность ФИО3 земельный участок общей площадью 498 кв.м., ФИО6 выделить в собственность земельный участок общей площадью 474 кв.м.
В судебном акте указано, что решение суда является основанием для прекращения права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, является основанием для регистрации права собственности ФИО3 и ФИО6 на выделенные земельные участки и части жилого дома по адресу: <адрес>, в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю (далее по тексту – решение от ДД.ММ.ГГГГ).
Кадастровым инженером ФИО5ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ.
19.06.2019 года ФИО3 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права в отношении образованного объекта недвижимости, а также прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, приложив необходимый пакет документов, а также технический план и судебный акт.
Уведомлением от 01.07.2019 года № ответчик сообщил ФИО3 о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: с заявлением представлен технический план, подготовленный в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>, при этом, в соответствии с представленным решением от ДД.ММ.ГГГГ, произведён раздел жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, которому согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости присвоён кадастровый номер №. Административный ответчик полагает, что в данном случае должен быть подготовлен технический план в связи с образованием объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю указывает, что по смыслу ч. 1 ст. 41 Закона № 218-ФЗ необходимым условием для государственной регистрации права собственности ФИО3 должно быть подано заявление о государственной регистрации и кадастровом учёте в отношении оставшихся помещений от второго собственника с приложением всех необходимых документов (в том числе технического плана).
Обосновывая свою позицию, ФИО3 указала, что осуществление действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости приостановлено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю незаконно, поскольку основанием для их осуществления является решение от 26.09.2018 года, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 58 Закона № 218-ФЗ не требуется заявление другого правообладателя объектов недвижимости, образованных в результате раздела домовладения и земельного участка. Административный истец не является лицом, правомочным на обращение с заявлениями о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении образованных на основании судебного постановления объектов недвижимости, выделенных в собственность ФИО6, практически невозможно представить запрашиваемое заявление и технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи образованием данных объектов недвижимости, поскольку доступ в помещения, выделенные ФИО6, невозможен. Соответственно невозможна подготовка технических планов всех помещений и постановка вновь образованных помещений на кадастровый учёт. Невозможность кадастрового учёта объекта, права на который возникают на основании решения суда из-за необходимости совершения определённых действий со стороны заинтересованного лица (ФИО6), является необоснованным препятствием другому собственнику в реализации принадлежащего ему права собственности. Данное обстоятельство является следствием спора между сособственниками и мирное решение вопроса невозможно. Именно поэтому раздел домовладения был осуществлён в судебном порядке. У ФИО6 нет интереса в срочной регистрации раздела спорного недвижимого имущества. Оспариваемое решение Управления Росреестра по Ставропольскому краю создаёт препятствия в реализации прав ФИО3, которая представила как основание возникновения права единоличной собственности – вступившее в законную силу решение от ДД.ММ.ГГГГ года и другие необходимые для совершения регистрационных действий документы.
ФИО3, посчитав приостановление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав незаконным, 23.09.2019 года обратилась в суд с требованиями о признании незаконным решения административного органа и возложении на него обязанности совершить определённые действия, которые были удовлетворены решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ отменены с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При этом в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ указано, что материалы дела не содержат реестрового дела и технического плана на объект недвижимости, в судебном заседании данные документы не исследовались. Основаниям приостановления регистрационных действий и доводам Управления Россреестра по Ставропольскому краю, изложенным в письменных возражениях, в том числе о том, что представленный заявителем технический план не отражает информацию, необходимую для осуществления регистрационных действий, и что заявителем не соблюдены положения ст. 41 Закона № 218-ФЗ, регулирующей государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав при образовании объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, надлежащая оценка судом не дана.
Во исполнение обязательного для суда первой инстанции кассационного определения, истребован технический план и реестровое дело.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Вступившие в законную силу судебные акты согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Законом № 218-ФЗ являются основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Судебное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения (п. 4 ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ).
В ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» сказано, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 58 Закона № 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда. В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Анализ названных положений ч. 3 ст. 58 Закона № 218-ФЗ позволяет сделать вывод, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учёта) на основании решения суда, такая государственная регистрация (государственный кадастровый учёт) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.
Иное толкование названной нормы означало бы игнорирование предписаний ч. 2 ст. 13 ГПК РФ об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт и, в конечном счёте, приводило бы к игнорированию требований судебного акта, что не допускает названная норма Кодекса.
По решению от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 252 ГК РФ и ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) прекращён режим общей долевой собственности административного истца ФИО3 и заинтересованного лица ФИО6 на домовладение и земельный участок общей площадью 972 кв.м. с кадастровым номером №, которые расположены по адресу: <адрес>, с одновременным возникновением у административного истца ФИО3 единоличного права собственности на вновь образованный земельный участок площадью 498 кв.м. (выделенный из указанного участка), надворную постройку – строение Литер «Б» и выделенную часть жилого дома площадью 100,9 кв.м.
Таким образом, в данном случае решение от ДД.ММ.ГГГГ влечёт прекращение и возникновение у административного истца и заинтересованного лица по настоящему делу права собственности, на основании чего суд считает, что в силу ч. 3 ст. 58 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учёт в отношении объекта недвижимости может осуществляться на основании заявления любой из сторон рассмотренного спора, в том числе и административного истца.
При таких обстоятельствах суд считает, что для осуществления регистрационных действий по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ№, № не требовалась подача заявления о совершении регистрационных действий от ФИО6, соответственно, ссылка в оспариваемом решении административного ответчика на п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ неправомерна и при отсутствии иных недочётов не препятствовала бы осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Оценивая технический план от 10.06.2019 года, подготовленный кадастровым инженером по заказу административного истца ФИО3, в связи с реальным разделом домовладения и выделом части жилого дома ФИО3, представленный заявителем в регистрирующий орган, что подтверждается истребованными по судебному запросу материалами реестрового дела, суд исходит из следующего.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ вносятся, в частности, следующее основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) - (пункт 1); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2); кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости) - (пункт 5); кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (пункт 6); кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение, если объектом недвижимости является здание, сооружение, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является помещение, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната) - (пункт 8); площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение (пункт 9); вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (пункт 23).
Пункт 1 ч. 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ предусматривает, что к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества относится и адрес объекта недвижимости (при его наличии).
Согласно ст. 24 Закона № 218-ФЗ указанные сведения об объекте недвижимости содержатся в техническом плане, который состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Административным ответчиком в качестве довода законности их действий указано на то, что технический план не соответствует требованиям ст. 21 Закона № 218-ФЗ, поскольку не отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, а именно: отсутствуют сведения о втором объекте недвижимости, появившимся в результате раздела первоначального объекта недвижимости.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 41 Закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учёта и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ).
Соответственно, для осуществления государственного кадастрового учёта образованных из жилого дома объектов недвижимости в орган регистрации прав в порядке, предусмотренном Законом № 218-ФЗ, необходимо представить заявление и технический план, подготовленный в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нём сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений», согласно которым технический план оформляется в виде одного документа, а количество реквизитов раздела «Характеристики здания», содержащих сведения об образованных зданиях, должно соответствовать количеству образуемых зданий.
Не учитывая требования ч. 1 ст. 41 Закона № 218-ФЗ, административным истцом при обращении в регистрирующий орган, как следует из представленных доказательств, технический план был представлен только в отношении одного из вновь образованных объектов, в отношении второго образованного изолированного объекта - части жилого дома, технический план не был предоставлен, поскольку в графе «Характеристики объекта недвижимости» сведения о втором здании – объекте недвижимости, выделенном при разделе первоначального объекта недвижимости, не содержатся.
При изложенных обстоятельствах согласиться с показаниями свидетеля – кадастрового инженера, обосновывающими составление им технического плана в отношении одного здания, полученного при разделе объекта недвижимости, нельзя, поскольку иное привело бы к нарушению требований ст. 41 Закона № 218-ФЗ.
Принимая во внимание, что судебный акт не подменяет технический план объекта недвижимости, суд приходит к выводу о законности приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав административным ответчиком со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ.
Пункт 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая сделанный вывод о правомерности действий административного ответчика в части, касающейся приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, несмотря на установленную неправомерность требования о предоставлении заявления от второго собственника (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ), суд полагает, что идеальная совокупность условий, которые бы позволили признать действия административного ответчика незаконными и нарушающими права и свободы лиц, отсутствуют, что не позволяет возложить на регистрирующий орган обязанность по осуществлению определённых действий.
В связи с изложенным, административные исковые требования ФИО3 подлежат частичному удовлетворению, а именно: в части указания регистрирующим органом на необходимость предоставления заявления от второго собственника.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ФИО3 ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО3 ФИО1 в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, в части указания на необходимость предоставления заявления от второго собственника.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО3 ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение одного месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2020 года.
Судья подпись Г.Ю. Полупан