ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3157/16 от 10.06.2016 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-3157/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2016 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Власовой И.К.,

при секретаре судебного заседания Гетмановой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заместителя прокурора Республики Бурятия к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене распоряжения начальника Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 03.03.2016 №19 (в порядке ст.39 КАС РФ),

установил:

Заместитель прокурора Республики Бурятия обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании распоряжения начальника ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 03.03.2016 №19 «О внесении изменений в планы проведения проверок на 2016 год» незаконным, в обоснование административного иска указав, что указанным распоряжением исключены из ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки в отношении 74 государственных и муниципальных учреждений, большая часть из которых осуществляет деятельность в сфере образования и здравоохранения. В связи с тем, что указанный правовой акт противоречит ч.ч.2,3 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», просит признать указанное распоряжение начальника ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 03.03.2016 №19 незаконным и отменить.

В судебном заседании представители административного истца Бобоева С.Р. и Дмитриева Ю.А., действующие на основании доверенностей, просили суд удовлетворить требования по доводам, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки суду не представлено, ходатайств об отложении рассмотрения не поступало.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ч.ч.2,3 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 №489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в ежегодный план проверок: невозможность проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых установлены специальные сроки проведения плановых проверок с учетом особой социальной значимости организаций и защиты интересов лиц, находящихся на данных объектах.

Из материалов дела следует, что 03.03.2016 начальником ГУ МЧС России по Республике Бурятия подписано распоряжение №19 «О внесении изменений в планы проведения проверок на 2016 год», которым из ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год исключены плановые проверки в отношении 74 государственных и муниципальных организаций, сфера деятельности которых – образование и здравоохранение.

Основанием для исключения 74 государственных и муниципальных организаций из ежегодного плана проверок на 2016 год явилось проведение организационно-штатных мероприятий по сокращению штатной численности сотрудников Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Бурятия.

Как следует из представленных суду документов, по состоянию на 01.05.2016г. в марте-апреле 2016 года не проведены мероприятия по контролю в 9 образовательных учреждениях г.Улан-Удэ и ГАУК «Национальный музей Республики Бурятия».

На указанное распоряжение прокурором Республики Бурятия 23.03.2016г. принесен протест с требованием о его отмене в связи с отсутствием оснований для внесения изменений в ежегодный план мероприятий органов ГУ МЧС России по Республике Бурятия на 2016 год и исключения из него организаций в соответствии с прилагаемым к распоряжению списком.

По результатам рассмотрения протеста прокурора Республики Бурятия ГУ МЧС России по Республике Бурятия в письме от 08.04.2016 отказало в его удовлетворении со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы, поскольку при формировании плана проверок на 2016 год не были учтены предстоящие мероприятия по сокращению штатной численности сотрудников Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Бурятия.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны.

Таким образом, проведенные в апреле 2016 года мероприятия по сокращению штатной численности личного состава Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Бурятия, не могут быть расценены в качестве обстоятельств непреодолимой силы и являться основанием для внесения изменений в план проверок на 2016 год, подготовка которого осуществлена к 01 сентября 2015 года.

С учетом изложенного и на основании указанных норм права, суд пришел к выводу о том, что распоряжение начальника ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 03.03.2016 №19 «О внесении изменений в планы проведения проверок на 2016 год» противоречит ч.ч.2,3 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 №489.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что исполнение распоряжения начальника ГУ МЧС России по Республике Бурятия от 03.03.2016 №19 «О внесении изменений в планы проведения проверок на 2016 год» создает явную угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и неосуществление контроля и надзора в отношении 74 юридических лиц, исключенных из ежегодного плана проверок ГУ МЧС России по Республике Бурятия, в случае пожара, может повлечь массовое причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба государственному, муниципальному и личному имуществу, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227,228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Бурятия удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение начальника Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 03.03.2016 №19 «О внесении изменений в планы проведения проверок на 2016 год».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2016 года.

Судья: подпись Власова И.К.

...

...

...

...