дело № 2а-3158/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шевырёвой О.Б.,
при секретаре Ларковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление МИФНС России № 12 по РО к ФИО1 о взыскании суммы
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 (далее – МИФНС № 12) по Ростовской области обратилась в суд с иском к ФИО1 А.д. о взыскании задолженности по транспортному налогу.
В обоснование своего заявления МИФНС № 12 указала, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения на основании ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2012 г.-2014 г. по сроку уплаты 01.11.2013 г., 05.11.2014 г, 01.10.2015 г., в связи, с чем ему было направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога за транспортные средства. В связи с неуплатой налога в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, однако данные требования не исполнены.
В установленный срок обязанность по уплате транспортного налога в размере 3401 руб. не исполнена
На сумму недоимки (3401.00 руб.) в соответствии со ст. 75 НК РФ инспекцией начислены пени за период с 18.10.2014 по 02.10.2015г. в размере 676.19 руб.
Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование №47259 от 07.11.2015г. об уплате налогов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пеням. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала, сумма транспортному налогу на момент обращения в суд составила 3401 руб. и пени в размере 676,19 руб.
МИФНС №12 по РО обратилась к Мировому судье судебного участка Шахтинского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1
Мировым судьёй судебного участка № 9 Шахтинского судебного района Ростовской области вынесено определение от 15.08.2017г. об отмене судебного приказа о взыскании транспортного налога с ФИО1 в связи с поступлением от должника возражений относительно его проживания, согласно запроса в отдел адресно-справочной работы УФМС России по РО в г. Шахты ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает <...>.
Просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу.
Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание явилась, просила удовлетворить уточнённые исковые административные требования, а именно в соответствии с ФЗ от 28.12.2017г. № 436-ФЗ списана задолженность за 2012 и 2013г. в сумме 1647 руб. и пени в размере 84 руб. 31 коп., просила взыскать задолженность по средней уплате 01.10.2015г. в сумме 1724 руб. и пени 586 руб. 88 коп., при этом дополнила, что со стороны административного ответчика усматривается злоупотребление правом, налогоплательщик не применял никаких мер для извещения налогового органа об изменении адреса места жительства, не платит налоги. Возражала против применения срока исковой давности по основаниям, изложенным в письменном возражении в редакции от 07.08.2018г. В соответствии с ФЗ от 28.12.2017г. № 436-ФЗ списана задолженность за 2012 и 2013г. в сумме 1647 руб. и пени в размере 84 руб. 31 коп. Осталась задолженность по средней уплате 01.10.2015г. в сумме 1724 руб. Указала, что на основании положений ст. 48 НК РФ если при подаче административного искового заявления предшествовало обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, но вынесенный приказ в последующем был отменен, то срок подачи административного искового заявления начинает исчисляться со дня отмены судебного приказа.
Административный ответчик- в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте слушания дела надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФИО3 – в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении уточнённых исковых требований в полном объёме. Дополнительно пояснил, что в административном исковом заявлении расчет пени не произведен, по какому принципу она рассчитывалась осталось не понятно. Так за 2012, 2013 и 2014 года - за 3 налоговых периода размер пени обозначен как 676,19 рублей, а за 2014 год - за 1 налоговый период размер пени обозначен как 586,88 рублей. Суд должен проверить правильность расчетов, но не имеет права производить расчеты за одну из сторон в административном судопроизводстве. Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 КАС РФ. В соответствии со ст. 286 КАС РФ 1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Как указано в административном исковом заявлении, и подтверждается материалами дела налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование № 47259 от 07.11.2015 г. (л.д. 17) с требованием уплаты в срок до 27.01.2016 г., где указывается, что на 07.11.2015 г. за Вами числится общая задолженность в сумме 5 657 рублей 46 копеек., в том числе по налогам и сборам 4 793 рубля. Требование № 71058 от 20.11.2014 г. (л.д. 23) с требованием уплаты в срок до 16.01.2015 г., где указывается, что на 20.11.2014 г. за Вами числится общая задолженность в сумме 3 618 рублей 58 копеек. В материалах дела приложен ряд Требований, в которых установлены сроки погашения задолженности - 27.01.2016 г. (л.д. 17), 16.01.2015 г. (л.д. 23), 07.02.2014 г. (л.д. 26),13.08.2013 г. (л.д. 20). Таким образом, срок обращения в суд с административным исковым заявлением по требования об уплате обязательных платежей и санкций, в соответствии со ст. 286 КАС РФ, истекает 27.07.2016 года. Административный истец обратился в городской суд 25.01.2018 г., то есть пропуск срока исковой давности составил 2 года с даты, когда Административному истцу стало известно о нарушении его прав на взыскание денежных средств с ФИО1 Административный истец подал административное исковое заявление по истечении срока, предусмотренной ч. 2 ст. 286 КАС РФ. Заявление о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам административным истцом подано не было. Административный ответчик требования административного искового заявления не признал и просил в его удовлетворении отказать, ввиду пропуска административным истцом сроков исковой давности и срока обращения в суд.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23, ст. 45 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно и своевременно исполнять обязанности по уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно представленным суду ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения на основании ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2012 г.-2014 г. по сроку уплаты 01.11.2013 г., 05.11.2014 г, 01.10.2015 г., в связи, с чем ему было направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога за транспортные средства. В связи с неуплатой налога в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, однако данные требования не исполнены.
МИФНС №12 по РО обратилась к Мировому судье судебного участка Шахтинского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1
Мировым судьёй судебного участка № 9 Шахтинского судебного района Ростовской области вынесено определение от 15.08.2017г. об отмене судебного приказа о взыскании транспортного налога с ФИО1 в связи с поступлением от должника возражений относительно его проживания, согласно запроса в отдел адресно-справочной работы УФМС России по РО в <адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает <адрес>.
ФИО1 указывает, что административное исковое заявление до настоящего времени им не получено, так как было направлено по адресу, по которому он не проживает с 2012г., Кроме того, ФИО1 указывает, что административный истец направляет заказное письмо с административным иском, зная о том, что административный ответчик его не получит.
Суд не соглашается с доводами ФИО1 о пропуске административным истцом сроков исковой давности и срока обращения в суд являются необоснованным ввиду следующего:
В п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что если административное исковое заявление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов подается по результатам отмены судебного приказа, вынесенного мировым судьей, то шестимесячный срок на подачу административного искового заявления исчисляется со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, если подаче административного искового заявления предшествовало обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, но вынесенный приказ в последующем был отменен, то срок подачи административного искового заявления начинает исчисляться со дня отмены судебного приказа.
15.08.2017г. определением мирового судьи судебного участка № 9 Шахтинского судебного района Ростовской области судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями от должника относительно его исполнения.
Таким образом, учитывая положения п.З ст.48 НК РФ, срок для обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам пени с ФИО1 после отмены судебного приказа определением мирового судьи от 15.08.2017г. истекал 15.02.2018г.
Налоговый орган обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени в отношении ФИО1 - 25.01.2018г., т.е. в пределах шестимесячного срока, установленного п.З ст.48 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного суд, считает доводы ФИО1 о пропуске административным истцом срока на подачу административного иска несостоятельны.
Кроме того, место жительства физического лица определяется в соответствии с НК РФ (в силу ст. ст. 11 и 83 НК РФ): место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ.
При отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ для целей НК РФ место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания.
При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры)/по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ. При этом индивидуальных предпринимателей НК РФ относит к физическим лицам (ст. 11 НК РФ).
При этом следует учитывать, что в силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц.
Пунктом 3 статьи 10 Закона N 134-ФЗ статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5, устанавливающим порядок направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, по почте.
Приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@ утверждена форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов.
До утверждения ФНС России формы заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, указанные лица вправе были представить такое заявление в свободной форме.
ФИО1 с заявлением о предоставлении налоговому органу адреса; <адрес>, <адрес> для направления по почте документов не обращался, доказательств обратного не представлено.
Согласно представленной в материалы дела копии запроса в отдел по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес>, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>
В определении мирового судьи об отмене судебного приказа от 15.08.2017г. возражений должника о том, что он не проживает с 2012г. по адресу регистрации: <адрес>,<адрес> не указано.
ФИО1 неоднократно надлежащим образом извещен судом о месте и времени судебного разбирательства, о производстве в отношении него административного дела, тем не менее ни в одно судебное заседание не явился, правом, предоставленным ему ст.45 КАС РФ, не воспользовался.
ФИО1 до настоящего времени свои конституционные обязанности по уплате налога, пени не исполнил, что свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В современном государстве основная часть государственных доходов формируется именно от налогов, а отсутствие средств в бюджете современного государства неминуемо приведет к прекращению существования данного государства.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П постулируется, что налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2 и 7 Конституции РФ). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д., а, следовательно, также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы.
Сходная правовая позиция выражена в Определении КС РФ от 7 ноября 2008 г. N 1049-О-О: согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). По смыслу данной статьи конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частноправовой), характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. В иных актах КС РФ (в т.ч. Постановления от 16 июля 2004 г. N 14-П и от 22 июня 2009 г. N 10-П, Определения от 8 ноября 2005 г. N 438-0 и от 2 ноября 2011 г. N 1478-0-0) отмечается, что по своей конституционно-правовой природе налоги являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации его публичных задач, представляют собой форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти. Тем самым они позволяют реализовать социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции Российской Федерации как демократического правового социального государства.
Поскольку доказательств тому, что в установленный законом срок ФИО1 исполнил обязанность по уплате налогов либо за указанный административным истцом период не являлся собственником соответствующих транспортных средств, не представлено, суд, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по налогам, учитывая положения ст. ст. 45, 48 НК РФ, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в части взыскания транспортного налога по сроку уплаты 01.10.2015 г. в сумме 1724 руб. и пени в сумме 314 руб. 88 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Исковые требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, задолженность по транспортному налогу за 2014 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1724 руб., пени 314 руб. 88 коп.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2018 г.
Судья О.Б. Шевырёва