ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-315/2017 от 07.04.2017 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

Решение составлено:07.04.2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2017 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-315/2017 по административному исковому заявлению И.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области к Администрации Асбестовского городского округа «О признании недействующими постановлений администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», от 29 декабря 2012 года № 697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы».

УСТАНОВИЛ:

Административный истец и.о. прокурора г. Асбеста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Асбестовского городского округа «О признании недействующими постановлений администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», от 29 декабря 2012 года № 697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», указав, что прокуратурой города Асбеста проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. В ходе проверки, установлено, что постановление главы Асбестовского городского округа от 29.12.2012 года №686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», а также постановление главы администрации Асбестовского городского округа от 29.12.2012 года №697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА», по мнению административного истца, не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Так, полномочиями по установлению надбавок к тарифам на услуги коммунального комплекса в соответствии с п.п. 7 п.2 ст. 5 ФЗ №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, наделены органы местного самоуправления. С 01.01.2013 года в вышеназванный федеральный закон внесены изменения, согласно которым установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, в связи с изменениями действующего законодательства, указанные выше муниципальные нормативные правовые акты действуют с нарушением законодательства.

На основании изложенного, истец просит суд:

1. Признать постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Признать постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу /л.д. 3-6/.

Определением Асбестовского городского суда Свердловской области от 06.03.2017 года в качестве заинтересованного лица по административному делу № 2а-315/2017 по административному исковому заявлению И.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области к Администрации Асбестовского городского округа «О признании недействующими постановлений администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», от 29 декабря 2012 года № 697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы» привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (л.д. 55).

Административный истец, в лице помощника прокурора города Асбеста Перевалова Д.А., в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации Асбестовского городского округа Бубнов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора г. Асбеста, дополнительно пояснив, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов регулирование тарифов коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, было установлено ФЗ от 30.12.2004 года №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке урегулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В соответствии со ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 года №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции ФЗ от 26.12.2005 года №184-ФЗ), представительные органы муниципальных образований в рамках полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса утверждали инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, а органы местного самоуправления устанавливали тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, осуществляли мониторинг выполнения инвестиционных программ.

С 01.01.2013 года вступил в силу ФЗ от 07.11.2011 года №416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере водоснабжения и водоотведения. Однако, названный ФЗ не содержал в себе предписаний о том, что в связи с его вступлением в действие утрачивают силу ранее принятые нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения. Поэтому, со дня вступления в действие этого ФЗ органы местного самоуправления утратили право устанавливать тарифы и надбавки, но установленные ими ранее тарифы и надбавки продолжали действовать до момент установления новых уполномоченным органом или до их отмены. Дополнительно представил письменное мнение по административному исковому заявлению (л.д. 36-37,63-64).

Представитель заинтересованного лица - акционерного общества «Водоканал», Кристя М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не поддержала заявленные административные исковые требования, пояснив, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям федерального законодательства. Инвестиционная программа Общества была утверждена до 01.01.2013 года решением городской думы на основании действующего на тот момент ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Таким образом, инвестиционная программа принята уполномоченным органом в соответствии с действующим на момент ее принятия законодательством. В соответствии с Законом №416 ФЗ с 01.01.2013 года, утверждение инвестиционных программ относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом, в законе №416-ФЗ отсутствуют положения, согласно которым принятые до вступления в силу данных актов инвестиционные программы утрачивают силу после 01.01.2013 года. Дополнительно представила письменное мнение по иску (л.д. 41-42).

Представители заинтересованного лица – Региональной энергетической комиссии Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили о рассмотрении в отсутствие своих представителей, представили письменное мнение по административному исковому заявлению, в котором указали, что оспариваемые постановления администрации Асбестовского городского округа соответствуют действующему законодательству, и, как следствие, оснований для их отмены не имеется (л.д. 65-66).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

На момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса были установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 25 июня 2012 года, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В статье 5 данного Федерального закона предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. В пункте 7 части 1 названной статьи указано, что представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Согласно ч. ч. 2, 3, 4, 6, 11 ст. 11 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.

Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, а также предложения о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение.

Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.

После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.

В судебном заседании установлено, что Решениями Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2012 года №№ 16/10, и 16/12 утверждены инвестиционные программы «Развитие системы водоотведения ЗАО «Водоканал» Асбестовского городского округа Свердловской области на 2014-2017 годы» и «Развитие системы водоснабжения ЗАО «Водоканал» Асбестовского городского округа Свердловской области на 2014-2017 годы». Также установлены надбавки к тарифам на услуги водоотведения и холодного водоснабжения для потребителей ЗАО «Водоканал» на 2014-2017 годы (л.д. 39,40).

Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с Решением Думы Асбестовского городского округа 25.12.2012 года главой администрации Асбестовского городского округа приняты постановления от 29.12.2012 года №686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», и от 29.12.2012 года №697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы» (л.д. 8,9).

Указанные постановления были опубликованы в газете «Асбестовский рабочий» №3 12.01.2013 года (Муниципальный вестник №1), №76 07.04.2013 года (Муниципальный вестник №13).

С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", регулирующий отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, с 01 января 2013 года полномочия органа местного самоуправления по установлению надбавок к тарифам на услуги коммунального комплекса прекратились.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты 29.12.2012 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", на момент принятия орган местного самоуправления обладал полномочиями по установлению надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, то суд приходит к выводу о наличии у администрации Асбестовского городского округа полномочий по принятию 29.12.2012 года оспариваемых постановлений.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых постановлений с 01.01.2013 года законодательным актам, во внимание не принимается, поскольку такое противоречие судом не установлено, каких-либо конкретных норм, которым противоречат постановления администрации Асбестовского городского города от 29.12.2012 года, устанавливающие надбавки к тарифам на услуги холодного водоснабжения, и на услуги водоотведения ЗАО «Водоканал», заявителем не указано.

Полномочия органов местного самоуправления в части установления надбавок к тарифам на услуги коммунального комплекса на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов были предусмотрены в п. 2 ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", и исключены только с 01.01.2013 года. Указание же административным истцом на то, что с 01 января 2013 года установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение инвестиционных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о том, что с названной даты постановления администрации Асбестовского городского округа от 29.12.2012 года вступили в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В данном случае, изменен порядок и полномочия органов по установлению тарифов в сфере водоснабжение и водоотведения, которые подлежат применению при установлении тарифов после 01 января 2013 года.

При этом, как было установлено судом, оспариваемые нормативно-правовые акты приняты административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка принятия оспариваемого решения, при наличии соответствующих оснований для принятия оспариваемых решений (Решения Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2012 года №№ 16/10, и 16/12,), содержание оспариваемых нормативно-правовых актов соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 11 ст. 226 КАС РФ). Данные обстоятельства не оспаривал и представитель административного истца в судебном заседании.

Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд, учитывая, что юридически значимым обстоятельством по делу является установление наличия или отсутствия противоречий оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, считает, что административное исковое заявление и.о. прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании недействующими постановлений администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», от 29 декабря 2012 года № 697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», не подлежит удовлетворению, так как в судебном заседании было установлено, что на момент принятия оспариваемых постановлений орган местного самоуправления в силу действующего на момент принятия постановлений законодательства обладал полномочиями в части установления надбавок к тарифам на услуги коммунального комплекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления И.о. прокурора г. Асбеста Свердловской области к Администрации Асбестовского городского округа «О признании недействующими постановлений администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы», от 29 декабря 2012 года № 697-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 29 декабря 2012 года № 686-ПА «Об установлении надбавок к тарифам на услуги закрытого акционерного общества «Водоканал» на 2014-2017 годы» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов