Дело № 2а-315/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 19 декабря 2016 года
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе
судьи Маловой Н.Л.,
при секретаре Никитиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кировского регионального отделения Политической партии "ФИО1 Объединенный Трудовой Фронт" к Управлению Министерства юстиции РФ по Кировской области об отмене предупреждения,
У С Т А Н О В И Л :
Кировское региональное отделение Политической партии "ФИО1 Объединенный Трудовой Фронт" обратилось в суд с административным иском, указав, что {Дата} Управлением Министерства юстиции РФ по Кировской области вынесено предупреждение {Номер}. С вынесенным предупреждением не согласны. В соответствии с законом о политических партиях №95-ФЗ п.5 ст. 23, статьи 14 Устава партии в руководящие органы партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения имеют право избирать и быть избранными члены партии «РОТ Фронт». Ни одна статья закона не ограничивает возможность возложения обязанностей руководящего органа на не члена партии. Члены партии осознанно, без принуждения избрали в руководящий орган партии не члена партии и возложили на него обязанности руководителя партии, что означает, что они реализовали свое право избрать руководящий орган. Право членов партии на участие в управлении никоим образом не отрицается избранием на должность первого секретаря регионального отделения гражданина РФ - не члена партии, поскольку никто из них не лишен возможности быть избранными в иные руководящие органы, а также быть избранными руководителем регионального отделения в дальнейшем. Статья 14 Устава партии и пункт 5 статьи 23 Закона о политических партиях №95-ФЗ при этом не нарушаются. Имеется ответ, данный Первым секретарем ЦК ПП «РОТ Фронт» ФИО3 на запрос избирательной комиссии Кировской области. Избрав первым секретарем КРО политической партии «РОТ Фронт» ФИО4, не члена партии, члены партии использовали свое право избирать и быть избранным. В 2014 году избрание не члена партии первым секретарем КРО политической партии «РОТ Фронт» была осуществлена повторно. За период с 2012 года по настоящей время не поступило жалоб от членов партии на нарушении их прав. Осуществляя в соответствии с законодательством контроль за деятельностью партии, Управление Минюста по Кировской области никаких замечаний не делало. Вопрос о вынесении административным ответчиком предупреждения от {Дата}{Номер} был рассмотрен общим собранием партии, состоявшимся {Дата}. Принято решение о несогласии с вынесенным предупреждением и обращении в суд. Требование, выраженное в предупреждении от {Дата}, при отсутствии прямых указаний и положений об этом в Уставе или иных документах политической партии, является неправомерным вмешательством в деятельность политической партии и нарушением принципа её самостоятельности. Просят отменить оспариваемое предупреждение от {Дата}{Номер} как не имеющего оснований; оценить действия административного ответчика как факт административного давления на административного истца в ходе выборной компании (л.д.4).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 требования иска поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО6 требования иска не признала, поддержав доводы письменных возражений по иску.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от {Дата} № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия является видом общественной организации.
В силу требований статьи 8 ФЗ от {Дата} № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация основана на членстве.
В комплексе прав и обязанностей, связанных с членством в партии, ФЗ № 95-ФЗ предусматривает право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений. В соответствии с положениями пункта 5 статьи 23 Закона избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений имеют право члены политической партии.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Закона политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, за исключением ограничений, установленных ФЗ № 95-ФЗ.
Согласно положений подпункта «а» пункта 1 статьи 27 ФЗ № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности требования устава политической партии.
Региональное отделение действует на основании Устава политической партии «РОТ Фронт».
Статья 14 Устава партии содержит положения, аналогичные требованиям пункта 5 статьи 23 ФЗ № 95-ФЗ: избирать и быть избранными в руководящие органы партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений имеют право члены партии.
В статье 19 Устава упоминается о сторонниках партии, однако в Уставе нет никаких положений о том, что сторонники партии могут избирать и быть избранными в руководящие органы партии. К правам сторонников партии отнесено только содействие партии и материальная поддержка.
В соответствии с положениями статей 30, 31 Устава комитет является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения. первый секретарь избирается комитетом из своего состава.
Исходя из положений главы VI Устава первый секретарь регионального отделения является единоличным руководящим органом регионального отделения партии, в силу требований Закона первый секретарь регионального отделения может быть избран только из членов партии. Иного порядка формирования единоличного руководящего органа регионального отделения Уставом партии не предусмотрено.
Указанная позиция также подтверждается требованиями статьи 43 Устава, устанавливающей, что члены всех выборных органов стоят на учете в соответствующих партийных отделениях, образованных по территориальному признаку. Исходя из положений статей 13, 19 Устава обязанность постановки на учет в региональное отделение по постоянному или преимущественному месту жительства имеется только у членов партии, регистрация сторонников партии отнесена на их усмотрение.
В соответствии с положениями пункта 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от {Дата}{Номер}, исполнение государственной функции по осуществлению контроля включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций.
К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения ФЗ от {Дата} № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от {Дата} № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Государственный надзор осуществляется, в том числе, посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных действующим законодательством.
В соответствии с требованиями пунктов 2 и 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является, в том числе, истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 1 статьи 38 ФЗ от {Дата} № 95-ФЗ «О политических партиях» Управление вправе знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии не чаще одного раза в три года.
Региональное отделение зарегистрировано в качестве юридического лица {Дата}. Право проведения плановой проверки регионального отделения возникло у Управления только после {Дата}.
Заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что план проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2016 год, в силу требований пункта 6.2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ был утвержден Управлением до истечения указанной даты, а именно {Дата}. На момент утверждения плана проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2016 год Управление не могло включить Региональное отделение в указанный план. С момента создания Регионального отделения до настоящего времени Управление не имело возможности провести плановую проверку деятельности Регионального отделения.
Внеплановые проверки некоммерческих организаций проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 32 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ поступление в Управление информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности является основанием для проведения внеплановой проверки деятельности некоммерческой организации.
Судом установлено, что {Дата}. из избирательной комиссии Кировской области в Управление поступила информация о нарушениях в деятельности регионального отделения в части партийного членства, не являющегося предметом контрольных полномочий избирательной комиссии Кировской области. Руководствуясь основанием, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ (л.д. 68), Управление провело внеплановую проверку деятельности регионального отделения.
Судом установлено, что проверка фактов нарушений, указанных в информации избирательной комиссии Кировской области, проводилась только на основании документов, представленных избирательной комиссией Кировской области, и материалов, имеющихся в учетном деле регионального отделения, поскольку региональное отделение отказалось представить в Управление документы, необходимые для проведения проверки.
Правомерность действий Управления при организации и проведении внеплановой проверки регионального отделения подтверждается, в том числе, постановлением о назначении административного наказания от {Дата}, вынесенным мировым судьей судебного участка {Номер} Ленинского судебного района г.Кирова, в связи с уклонением регионального отделения от проведения проверки (л.д. 70-74).
Положениями пункта 2 статьи 27 Закона № 95-ФЗ установлено, что
региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
В распоряжении Управления имеются два отчета о продолжении деятельности регионального отделения, поступившие в Управление {Дата} вх.{Номер}, {Дата} вх.{Номер}, подписанные ФИО4 как руководителем регионального отделения, из содержания которых не следует, что ФИО4 на момент подписания отчетов не являлся членом Политической партии «РОТ Фронт».
С момента регистрации в качестве юридического лица региональное отделение не уведомляло о проведении мероприятий, в связи с чем сотрудники Управления не принимали участие в мероприятиях, проводимых Региональным отделением.
Проведенной Управлением {Дата} внеплановой проверкой деятельности регионального отделения установлено, что ФИО4 не является членом партии, что подтверждается информацией партии от {Дата}{Номер}/РФ, справкой регионального отделения от {Дата} № с-50, не отрицается самим лицом.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 23, подпункта «а» пункта 1 статьи 27 ФЗ № 95-ФЗ, статьи 14 Устава партии лицо, не являющийся членом партии, не имеет право занимать руководящую должность первого секретаря регионального отделения.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 39 ФЗ № 95-ФЗ в случае нарушения региональным отделением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов Управление вправе вынести Региональному отделению письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и установлением срока их устранения, составляющего не менее 1 месяца.
Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 39 ФЗ № 95-ФЗ, в связи с указанными нарушениями законодательства, Управление вынесло региональному отделению предупреждение {Номер}-П от {Дата}.
Основанием для вынесения Управлением предупреждения в адрес регионального отделения послужило не нарушение права конкретного члена партии избирать и быть избранным в руководящие органы, а нарушение региональным отделением порядка избрания руководящих органов, установленного ФЗ № 95-ФЗ и Уставом партии, того положения, что быть избранным в руководящие органы регионального отделения имеет право только член партии.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 ФЗ № 95-ФЗ политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, за исключением ограничений, установленных ФЗ № 95-ФЗ.
ФЗ № 95-ФЗ и Уставом партии установлено, что избирать и быть избранными в руководящие органы партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений имеют право члены партии.
Иного порядка формирования единоличного руководящего органа регионального отделения Уставом партии не предусмотрено.
По убеждению суда предупреждение административного ответчика об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от {Дата}{Номер}-П, вынесенное в отношении административного истца обоснованно и законно.
Доказательств того, что действия административного ответчика при вынесении оспариваемого предупреждения имели своей целью оказать административное давление на административного истца в ходе выборной компании, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кировского регионального отделения Политической партии "ФИО1 Объединенный Трудовой Фронт" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.Л. Малова
Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}.
Судья подпись Н.Л.Малова