ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3160/2023 от 30.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

<номер обезличен>

<номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> СК в составе:

председательствующего судьи Невечеря Е.А.

при секретаре К.Н.А.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес обезличен>Л.Е.В., представителя административного ответчика по доверенности Г.Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес обезличен> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> о признании незаконным бездействий, возложении обязанности,

установил:

<адрес обезличен> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> в котором просил:

- признать незаконным бездействие министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> в части непринятия мер пообеспечению жителей <адрес обезличен> и поселка <адрес обезличен> достаточным и качественнымводоснабжением;

- возложить обязанность на министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработку градостроительной, проектной и сметной документации по обеспечению достаточным и качественным централизованным водоснабжением всех жителей <адрес обезличен> и поселка Прогресс Кировского городского округа <адрес обезличен>;

- возложить обязанность на министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> обеспечить выполнение работ по строительству двух артезианских скважин общей производительностью 503/час каждая, станции очистки воды производительностью 1000 м3/сут, двух железобетонных резервуаров чистой воды объемом 100 м3 каждый в <адрес обезличен> в течении 1 года, с момента вступления решения суда в законную силу.

- возложить обязанность на министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> обеспечить выполнение работ по строительству артезианской скважины производительностью 50 м3/час, водонапорной башни объемом 50 м-3, станции очистки воды производительностью 1000 м3/сут и водовода в <адрес обезличен>, протяженность ориентировочно 1500 п.м. в течении 1 года, с момента вступления решения в суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что на территории Кировского городского округа населенных пунктов, не подключенных к сетям централизованного водоснабжения, не имеется.

В ходе неоднократных прокурорских проверок, проведенных по обращениям жителей <адрес обезличен>, установлено, что с 2015 года в летний период давление в сети водоснабжения <адрес обезличен> снижается, что приводит к дефициту питьевой воды. Заполнение системы водоснабжения происходит крайне медленно, в связи с чем не удается сформировать запас объемов воды в накопительном резервуаре, в результате чего население верхней части <адрес обезличен> остается при недостаточном объеме водоснабжения. Физический износ инженерных сетей водоснабжения составляет более 90%.

<дата обезличена> в прокуратуру района поступило обращение Шериевой P.P., являющейся матерью троих детей, в ходе рассмотрения которого установлено, что в многоквартирном доме, расположенном в <адрес обезличен>, вода в водопроводе отсутствует. Вода, также, отсутствует и по другим адресам на указанной улице.

Решением Советов депутатов муниципального образования Зольский сельсовет <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, ООО «Нептун» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения всей территории муниципального образования Зольский сельсовет, и к ее обязанностям относится поддержание объектов водоснабжения в безаварийном состоянии, производство текущего и капитального ремонта.

На основании договора безвозмездного пользования (аренды) от <дата обезличена><номер обезличен>, администрацией муниципального образования Зольский сельсовет <адрес обезличен> во временное пользование было передано имущество, необходимое для обеспечения водоснабжения жителей <адрес обезличен> городского округа.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> утверждена краевая программа «Повышение качества водоснабжения на территории <адрес обезличен>».

Строительство резервуаров, артезианских скважин, станции очистки воды, а также водонапорной башни и водовода в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> внесено в перечень перспективных мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «О внесении изменений в краевую адресную программу на <дата обезличена> год и плановый период <дата обезличена> и <дата обезличена> годов, утвержденную постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении краевой адресной инвестиционной программы на <дата обезличена> год и плановый период <дата обезличена> и <дата обезличена> годов», в перечень объектов краевой адресной инвестиционной программы включены объекты: «Строительство артезианских скважин, станции очистки воды и резервуаров в <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен>», в том числе, проектно-изыскательные работы; «Строительство артезианской скважины, водонапорной башни, станции очистки воды и водовода в <адрес обезличен> (в том числе проектно-изыскательские работы).

<дата обезличена> государственным бюджетным учреждением <адрес обезличен> «Управлением по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения» (далее - Заказчик) с ООО «ГеоВерсум» заключен государственный контракт <номер обезличен> (далее - Контракт) в отношении объектов: «Строительство артезианских скважин, станции очистки воды и резервуаров в <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> «на выполнение комплекса работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации «Современный облик сельских территорий»: выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработка градостроительной, проектной и сметной документации (проектно-изыскательские работы); «Строительство артезианской скважины, водонапорной башни, станции очистки воды и водовода в <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен>» со сроком окончания выполнения работ по вышеуказанным объектам - до <дата обезличена>.

Решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от <дата обезличена><номер обезличен>, Контракт расторгнут <дата обезличена> в связи с неоднократным нарушением ООО «ГеоВерсум» сроков выполнения работ.

Иных контрактов в целях исполнения указанной краевой адресной инвестиционной программы и обеспечения достаточного объема водоснабжения в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> не заключалось.

Таким образом, комплекс работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации «Современный облик сельских территорий» не завершен, в результате чего, население верхней части <адрес обезличен>, а, также, <адрес обезличен> остается не обеспеченным в достаточном количестве качественным водоснабжением.

Между тем, с момента разработки и принятия программы и до настоящего времени какие-либо меры по реализации программы в течении 4 лет не приняты.

Вышеизложенное свидетельствует о непринятии мер по реализации краевой адресной инвестиционной программы.

Имеющийся в летний период дефицит водоснабжения в верхней части <адрес обезличен> влечет за собой нарушение прав и законных интересов жителей данного населенного пункта на улучшение качества жизни населения, путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, о чем свидетельствуют неоднократные обращения граждан о наличии перебоев с водоснабжением.

По данному факту прокуратурой района <дата обезличена> министру жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> внесено представление об устранении выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения указанного представления, мер, к обеспечению жителей <адрес обезличен> городского округа, не принято.

Кроме того, согласно лабораторным испытаниям, проведенных филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>» в <дата обезличена> году установлено, что питьевая вода, подаваемая населению <адрес обезличен> не соответствует требованиям безопасности по санитарно-химическим показателям.

За период с 2015 года по настоящее время Управлением Роспотребнадзора по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> (далее -Управление) неоднократно выявлялись нарушения санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения водонапорной башни <адрес обезличен>, о чем Управлением составлены соответствующие акты в <дата обезличена> году.

Вышеизложенное свидетельствуют о том, что деятельность по реализации полномочий в области обеспечения министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> жителей <адрес обезличен> и <адрес обезличен> централизованным водоснабжением осуществляется ненадлежащим образом, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на пользование питьевой водой в количестве и объеме, необходимом для удовлетворения потребностей.

В судебном заседании ст.помощник прокурора <адрес обезличен>Л.Е.В. требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Г.Н.С. в судебном заседании требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнил, что в краевой адресной программе на 2019 год предусматривалось в качестве субсидий выделение денежных средств для заключения государственного контракта с ООО «ГеоВерсум», контракт был заключен, в связи с нарушением сроков он был расторгнут заказчиком. В рамках исполнения контракта было выполнено техническое задание, однако, оно может быть неактуальным при заключении новых контрактов. Кроме того, орган государственной власти, осуществляющий деятельность по организации водоснабжения, самостоятельно с учетом целесообразности и допустимости определяет способ осуществления водоснабжения, в связи с чем указание в просительной части требований конкретных формулировок по строительству тех или иных сооружений может повлечь невозможность исполнения решения суда.

Заинтересованное лицо Администрация Кировского городского округа <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, представлены письменные возражения, в которых просили требования удовлетворить и рассмотреть дело в их отсутствие.

Иные заинтересованные лица ООО «Нептун», Министерство финансов СК в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.150 КАС РФ данное дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 3, 5, <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес обезличен> и органами государственной власти <адрес обезличен>», полномочия по организации водоснабжения от органов местного самоуправления Кировского городского округа <адрес обезличен> с <дата обезличена> переданы министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> сроком на 5 лет.

Положениями ч. 3 ст. 19 Федерального закона от <дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорских проверок, проведенных по обращениям жителей <адрес обезличен>, установлено, что с <дата обезличена> года в летний период давление в сети водоснабжения <адрес обезличен> снижается, что приводит к дефициту питьевой воды. Заполнение системы водоснабжения происходит крайне медленно, в связи с чем не удается сформировать запас объемов воды в накопительном резервуаре, в результате чего, население верхней части <адрес обезличен> остается при недостаточном объеме водоснабжения. Физический износ инженерных сетей водоснабжения составляет более 90%.

Согласно поступившим <дата обезличена> в прокуратуру района обращениям граждан, в многоквартирном доме, расположенном в <адрес обезличен>, вода в водопроводе отсутствует. Вода, также, отсутствует и по другим адресам на указанной улице.

Решением Советов депутатов муниципального образования Зольский сельсовет <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, ООО «Нептун» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения всей территории муниципального образования Зольский сельсовет и к ее обязанностям относится поддержание объектов водоснабжения в безаварийном состоянии, производство текущего и капитального ремонта.

На основании договора безвозмездного пользования (аренды) от <дата обезличена><номер обезличен>, администрацией муниципального образования Зольский сельсовет <адрес обезличен> во временное пользование было передано имущество, необходимое для обеспечения водоснабжения жителей <адрес обезличен> городского округа.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> утверждена краевая программа «Повышение качества водоснабжения на территории <адрес обезличен>».

Строительство резервуаров, артезианских скважин, станции очистки воды, а также водонапорной башни и водовода в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> внесено в перечень перспективных мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п «О внесении изменений в краевую адресную программу на <дата обезличена> год и плановый период <дата обезличена> годов, утвержденную постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п «Об утверждении краевой адресной инвестиционной программы на <дата обезличена> год и плановый период <дата обезличена> годов», в перечень объектов краевой адресной инвестиционной программы включены объекты: «Строительство артезианских скважин, станции очистки воды и резервуаров в <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен>», в том числе проектно-изыскательные работы; «Строительство артезианской скважины, водонапорной башни, станции очистки воды и водовода в <адрес обезличен> (в том числе проектно-изыскательские работы).

<дата обезличена> государственным бюджетным учреждением <адрес обезличен> «Управлением по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения» (далее - Заказчик) с ООО «ГеоВерсум» заключен государственный контракт <номер обезличен>-К/2020 (далее - Контракт) в отношении объектов: «Строительство артезианских скважин, станции очистки воды и резервуаров в <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> «на выполнение комплекса работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации «Современный облик сельских территорий»: выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработка градостроительной, проектной и сметной документации (проектно-изыскательские работы); «Строительство артезианской скважины, водонапорной башни, станции очистки воды и водовода в <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен>» со сроком окончания выполнения работ по вышеуказанным объектам - до <дата обезличена>.

Решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от <дата обезличена><номер обезличен>, Контракт расторгнут <дата обезличена> в связи с неоднократным нарушением ООО «ГеоВерсум» сроков выполнения работ.

Иных контрактов в целях исполнения указанной краевой адресной инвестиционной программы и обеспечения достаточного объема водоснабжения в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> не заключалось.

Таким образом, комплекс работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации «Современный облик сельских территорий» не завершен, в результате чего, население верхней части <адрес обезличен>, а также <адрес обезличен> остается не обеспеченным в достаточном количестве качественным водоснабжением.

Между тем, с момента разработки и принятия программы и до настоящего времени какие-либо меры по реализации программы в течении 4 лет не приняты.

Вышеизложенное свидетельствует о непринятии мер по реализации краевой адресной инвестиционной программы.

Имеющийся в летний период дефицит водоснабжения в верхней части <адрес обезличен> влечет за собой нарушение прав и законных интересов жителей данного населенного пункта на улучшение качества жизни населения, путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, о чем свидетельствуют неоднократные обращения граждан о наличии перебоев с водоснабжением.

По данному факту прокуратурой района <дата обезличена> министру жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> внесено представление об устранении выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения указанного представления, мер, к обеспечению жителей <адрес обезличен> городского округа, не принято.

Кроме того, согласно лабораторным испытаниям, проведенных филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>» в <дата обезличена> году установлено, что питьевая вода, подаваемая населению <адрес обезличен> не соответствует требованиям безопасности по санитарно-химическим показателям.

За период с <дата обезличена> года по настоящее время Управлением Роспотребнадзора по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> и <адрес обезличен> (далее -Управление) неоднократновыявлялись нарушения санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения водонапорной башни <адрес обезличен>, о чем Управлением составлены соответствующие акты в <дата обезличена> году.

Вышеизложенное свидетельствуют о том, что деятельность по реализации полномочий в области обеспечения министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> жителей <адрес обезличен> и <адрес обезличен> централизованным водоснабжением осуществляется ненадлежащим образом, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на пользование питьевой водой в количестве и объеме, необходимом для удовлетворения потребностей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен>, выразившегося в непринятия мер по обеспечению всех жителей <адрес обезличен> и <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> достаточным и качественным питьевым водоснабжением.

Административным истцом, также, заявлены требования о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> устранить допущенные нарушения путем совершения ряда действий по выполнению инженерных изысканий, археологических полевых работ, по обеспечению выполнения строительных работ и т.д..

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, суд при вынесении решения не вправе подменять деятельность органов государственной власти или местного самоуправления. Принимая решение о возложении обязанности совершить определенные действия по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Таким образом, по мнению суда, устранение допущенных нарушений закона и прав жителей <адрес обезличен> возможно путем возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия необходимых и достаточных мер, направленных на обеспечение всех жителей <адрес обезличен> и <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> централизованным бесперебойным питьевым водоснабжением.

Возложить на административного ответчика обязанность в том размере и объеме, который указывает административный истец в просительной части иска, суд не правомочен, поскольку не может подменять собой компетентный орган при реализации его полномочий, поскольку орган государственной власти, осуществляющий деятельность по организации водоснабжения, самостоятельно с учетом целесообразности и допустимости определяет способ осуществления водоснабжения.

Таким образом, требования о возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушений закона и прав жителей <адрес обезличен> подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес обезличен> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> о признании незаконным бездействий, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> в части непринятия мер по обеспечению всех жителей <адрес обезличен> и <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> достаточным и качественным питьевым водоснабжением.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> устранить допущенные нарушения путем принятия необходимых и достаточных мер направленных на обеспечение всех жителей <адрес обезличен> и <адрес обезличен> городского округа <адрес обезличен> централизованным бесперебойным питьевым водоснабжением.

В остальной части требований прокурора <адрес обезличен> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Невечеря

Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.

Судья Е.А.Невечеря