ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3163/2018 от 25.06.2018 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

К делу № 2а-3163/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» июня 2018 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи Иванченко М.В.

при секретаре судебного заседания Цыганок Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Таганрога об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры общей площадью 37,96 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>. Обративись в Администрацию г. Таганрога Комитет по архитектуре и градостроительству с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры, истица 04.05.2018г. получила отказ, мотивированный тем, что представленные документы не соответствуют требованиям к строительству объекта капитального строительства установленным градостроительным планом земельного участка от 09.02.2017г . Согласно требованиям указанного градостроительного плана земельного участка и Постановления Администрации Ростовской области от 19.02.2008г. «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия исторической части г. Таганрога», объект капитального строительства размещается в границе зоны с особыми условиями использования территории: - 1Г-охранной зоне объектов культурного наследия и зданий обладающих признаками объекта культурного наследия, улиц, переулков, площадей. Согласно проектной документации объект реконструкции размещен в охранной зоне 1Г, режим содержания данной зоны не предусматривает осуществление реконструкции объектов капитального строительства.

Истица полагает, что отказ является незаконным и нарушает её права. Разрешение на реконструкцию жилого дома необходима истцу в целях реконструкции ранее существовавшей пристройки, поскольку со временем она обветшала и требует капитального ремонта, и ввиду того что будут изменены ее размеры, необходимо получить разрешение на реконструкцию. Земельный участок на котором расположена квартира имеет целевое назначение: Для эксплуатации жилого дома. Разрешенное использование земельного участка до настоящего времени не изменено. Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке.

ФИО1 просит:

Признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительства Администрации г. Таганрога в выдаче разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома в части квартиры изложенный в виде официального письма от 04.05.2018г

2) Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Таганрога в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома в части <адрес> расположенного по адресу: <адрес>

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, передала заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель административного истца Заветная О.И., действующая по доверенности от 13.06.2018 года, требования поддержала и пояснила, что в марте 2018 года ФИО1 отказывали в выдаче разрешения на реконструкцию со ссылкой на зону 1Г и отсутствие раздела проектной документации «проект производства работ». Проект производства работ был представлен, приобщен к ранее поданным документам, и в следующем отказе уже указано о несоответствии протокола общего собрания. Представитель полагал, что все необходимые документы истицей представлены, в проекте реконструкции указано, что реконструкции будет подвергнута существующая стена, площадь застройки не измениться, на внешний облик фасадной части дома реконструкция не повлияет, так как квартира истицы находится в дворовой части.

Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога ФИО2, действующий по доверенности от 0.04.2018 года, исковые требования не признал и полагал, что отказ является законным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Истец является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу <адрес> (л.д.30).

Земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием – для эксплуатации жилого дома (л.д.31).

Подготовив необходимый пакет документов, истица обратилась в Администрацию г. Таганрога Комитет по архитектуре и градостроительству для получения на реконструкцию жилого дома в части <адрес>.

Рассмотрев заявление, Администрация г. Таганрога выдала отказ от 04.05.2018 года в котором указала, что представленные документы не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства установленным градостроительным планом земельного участка от 09.02.2017 года . Согласно требованиям градостроительного плана и Постановлению Администрации РО от 19.02.2008 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия исторической части г. Таганрога», объект капитального строительства размещается в границе зоны с особыми условиями использования территорий – 1Г- охранной зоне объектов культурного наследия и зданий обладающих признаками объектов культурного наследия, улиц, переулков, площадей. Режим 1Г не предусматривает осуществление реконструкции объектов капитального строительства. Также форма, представленного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 22.11.2016 года , не соответствует требованиям, установленным Приказом Минстроя России от 20.02.2018 года (л.д.8-9).

Согласно части 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства определен частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частью 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Постановлением Администрации г. Таганрога от 08.06.2016 утвержден регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство». Пунктом 2.16 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Муниципальной услуги:

отсутствие документов, указанных в пункте 2.8 настоящего раздела;

несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Пункт 2.8.2. регламента указывает, что для предоставления разрешения на строительство (реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства:

1) заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию);

2) правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности на землю (выданное земельным комитетом, исполнительным комитетом Совета народных депутатов);

3) градостроительный план земельного участка;

4) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Указанный пункт регламента соответствует ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Частью 10 статьи 51 Град. Кодекса РФ установлен запрет на требование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи.

Отказывая в выдаче разрешения на реконструкцию ответчик указал на нахождение земельного участка в границе зоны с особыми условиями использования территорий – охранной зоне объектов культурного наследия и зданий, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Положениями ч.11 ст. 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Таким образом, исходя из положений ст. 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом. В выданном ФИО1 градостроительном плане земельного участка, утвержденном Распоряжением Председателя комитета по архитектуре и градостроительству – главным архитектором города Таганрога от 09.02.3017(л.д.21,22-27) указано, что на территории земельного участка, основные виды разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, возможно возведение объекта не более 3 этажей, указано о том, что земельный участок расположен в зоне 1Г. При этом отражено, что наиболее обширный по своему составу и площади данный режим устанавливается из типа городской среды, представляющей основу архитектурного наследия исторической част города. Историко-архитектурными ценностями данного типа среды являются планировка улиц, площадей, утраченные архитектурные доминанты и т.д. Задачами режима является сохранение застройки и восстановление утраченных доминант и т.д. Из представленной проектной документации, раздел 3. Архитектурные решения (л.д.47-57) видно, что в ходе реконструкции будет изменена часть здания, находящаяся во дворе, не изменяющая фасадную (уличную) часть жилого дома. При этом работы будут проведены в части, перекрытой другими строениями. Из ответа Министерства культуры Ростовской области от 15.08.2017 года видно, что здание по адресу <адрес>, расположено в охранной зоне культурного наследия, а прилегающий к нему земельный участок в зоне регулирования застройки с режимом содержания 3Г. Режим 3Г предусматривает, в том числе, реконструкцию существующего жилого и общественного фонда (л.д.28-29) В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Поскольку дом, в части которого будет производиться реконструкция, не относится к объектам культурного наследия, реконструкция не затрагивает фасад здания и облик исторической части города, то у ответчика не было оснований для отказа в выдаче разрешения. Что касается протокола общего собрания, то в соответствии с требованиями ст. 36 Жилищного кодекса РФ общие конструкции дома являются общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома. Все изменения в составе общей долевой собственности производятся с согласия собственников. Истец представил согласие всех собственников, полученное 20.02.2016 года, поэтому ссылка ответчика на положение Приказа 20.02.2018 года необоснованна, поскольку документ принят позже даты получения согласия. Кроме того, истцом представлен отказ в выдаче разрешения на реконструкцию от 21.03.2018 года, в котором основанием для отказа явилось нахождение объекта в зоне 1Г, и не было претензий относительно протокола общего собрания. Истцу было указано на отсутствие «проекта производства работ», который впоследствии был представлен.Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. С учетом изложенного, а также в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд, установив, что истцом представлены все необходимые документы, обязывает Администрацию в лице Комитета по архитектуре и градостроительству выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, поскольку заявление истца уже дважды рассматривалось и в выдаче разрешения отказывалось по основаниям, признанным судом незаконными. Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, судР е ш и л: Административные исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и обязании устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации города Таганрога от 04.05.2018 года , в выдаче ФИО1 разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома в части <адрес>, по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию г. Таганрога Комитет по архитектуре и градостроительству выдать ФИО1 разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома в части <адрес>, по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29 июня 2018 года.

Председательствующий: