Дело №2а-3164/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 октября 2018 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Афониной Т.А.
при секретаре Куркиной К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ростатовой Н.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области о признании незаконными действий, связанных с постановкой на учет налоговым органом,
установил:
Ростатова Н.С. обратилась в суд с указанным выше административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к МИФНС России № 4 по Ростовской области, ссылаясь на незаконность действий налогового органа при постановке ее на учет как частнопрактикующего оценщика.
Требования мотивированы тем, что ответчиком направлено требование №7058 об уплате страховых взносов по состоянию на 05.04.2018, в соответствии с которым за ней числится недоимка по страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в сумме 18372,75 руб. Считая данное требование незаконным она направила жалобу в УФНС России по Ростовской области, в которой указала, что в 2007 году не состояла на учете в налоговом органе как частнопрактикующий оценщик, соответственно обязанности по уплате страховых взносов у нее не возникло. Кроме того, она приостановила оценочную деятельность по независящим от нее причинам, в связи с законодательным изменением предъявляемых к оценщикам требований, т.к. не имела квалификационного аттестата. 27.04.2018 ей было лично вручено уведомление от 03.03.2018 № 441488782 о постановке на учет в налоговом органе в качестве частнопрактикующего оценщика в завершенном налоговом периоде. Основанием для постановки на учет оценщика является получение сведений за предшествующий месяц из Уполномоченного федерального органа об оценщиках, занимающихся частной практикой, внесенных в сводный реестр СРО. Датой получения налоговой инспекцией таких сведений является 30.03.2018, а не дата внесения истца в сводный реестр оценщиков, членов СРО. Календарным месяцем начала профессиональной деятельности для оценщика признается календарный месяц, в котором указанный оценщик поставлен на учет в налоговом органе. Дата вручения уведомления истцу - 27.04.2018, следовательно, месяц начала профессиональной деятельности оценщика – апрель 2018 года. В 2017 году отсутствовали основания постановки истца на налоговый учет, т.к. отсутствовал объект обложения страховыми взносами - осуществление профессиональной деятельности оценщиком.
В судебном заседании административный истец требования поддержала.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области – Винник Е.А., по доверенности от 26.09.2018, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2)соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, одним из необходимых условий удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является нарушение административным ответчиком требований нормативных актов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ст. 83 НК РФ постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Пунктом 4.1 ст. 85 НК РФ (действующим с 1 января 2017 года) закрепляется, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
В соответствии с п.2 ст. 84 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить): арбитражному управляющему, занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве соответственно арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пп.1 п.1 ст.430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии с п.3 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно п.4 ст. 430 Налогового кодекса РФ в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.
В соответствии с п.5 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Согласно п.2 ст.432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419, пункта 1 статьи 430, п.2 ст.432 Налогового кодекса РФ оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сами исчисляют и уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п.7 статьи 430 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
В силу п.п.1,4 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Согласно представленному истцом свидетельству и выписке от 10.05.2017 №17150 из реестра Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» (регистрационный номер 0011 в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков от 28.10.2010) Ростатова Н.С. является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» и была включена в реестр оценщиков 10.05.2017 года за № 2428.
30.03.2018 в Межрайонную ИФНС России №4 по Ростовской области из Росреестра поступили сведения о том, что Ростатова Н.С. с 10.05.2017 года имеет статус частнопрактикующего оценщика.
Налоговым органом Ростатовой Н.С. сформировано и направлено требование №7058 об уплате недоимки по страховым взносам по состоянию на 05.04.2018.
27.04.2018 Ростатовой Н.С. МИФНС №4 по Ростовской области вручено уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе с 10.05.2017 в качестве оценщика, занимающегося частной практикой.
Учитывая, что сведения из Росреестра поступили в налоговый орган 30.03.2018, т.е. по обстоятельствам не зависящим от налогового органа, постановка на учет Ростатовой Н.С. в налоговом органе с момента приобретения ею статуса оценщика является правомерной.
До 30.03.2018 налоговая инспекция не располагала сведениями как о приобретении Ростатовой Н.С. статуса оценщика, так и о приостановлении такого статуса из-за отсутствия у нее квалификационного аттестата. Получив сведения из Росреестра налоговым органом были выполнены требования положений п.2 ст.84 Налогового кодекса РФ о постановке на учет в налоговом органе Ростатовой Н.С., как частнопрактикующего оценщика с момента приобретения ею статуса оценщика, поскольку действующим налоговым законодательством не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов от их уплаты из-за непредставления регистрирующими органами сведений о плательщике страховых взносов.
Доводы Ростатовой Н.С. о том, что обязанность по уплате страховых взносов возникла у нее только в апреле 2018 года, т.е. после вручения ей уведомления о постановке на учет в налоговом органе основаны на неправильном толковании налогового законодательства. Федеральный закон № 135-ФЗ не содержит запрета на осуществление оценочной деятельности до постановки на учет в налоговом органе.
Статья 420 Налогового кодекса РФ определяет такой элемент обложения страховыми взносами, как объект. Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер, при этом Налоговый кодекс РФ в 2017 году связывал его с МРОТ. Алгоритм расчета приведён выше в ст. 430 Налогового кодекса РФ.
Вопреки доводам истца, положения п.п.3-5 ст. 430 Налогового кодекса РФ не регулируют профессиональную деятельность оценщиков, не определяют начало такой деятельности, а устанавливают размер и порядок исчисления фиксированного размера страховых взносов. Ссылка истца на то, что данной статьей законодательно закреплено начало профессиональной деятельности частнопрактикующего оценщика, которое напрямую зависит от календарного месяца постановки на учет в налоговом органе, основана на неверной трактовке положений данной статьи.
Таким образом, положения Налогового кодекса РФ, регулирующие деятельность административного ответчика при постановке на учет в налоговом органе частнопрактикующего оценщика Ростатовой Н.С., не были нарушены, расчет недоимки по страховым взносам выполнен правильно. При исчислении страховых взносов в спорный период, налоговый орган руководствовался письмом ФНС Минфина России от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@. То обстоятельство, что при расчете страховых взносов не было принято во внимание увеличение МРОТ с 01.07.2017 (с 7500 руб. до 7800 руб.) не имеет правового значения, поскольку расчет был выполнен налоговым органом в соответствии с письмом ФНС, исходя из меньшего размера МРОТ 7500 руб. и прав истца не нарушает.
Само по себе личное вручение 24.04.2018 уведомления о постановке на учет в налоговом органе также не повлекло нарушение прав истца.
Такие обстоятельства, как изменение регулирующего оценочную деятельность законодательства, отсутствие квалификационного аттестата не повлияли на членство Ростатовой Н.С. в саморегулируемой организации оценщиков, не повлекли прекращения ее статуса. Освобождение от уплаты страховых взносов Налоговым законодательством в силу указанных обстоятельств не предусмотрено.
Ссылка истца на то, что она не осуществляла оценочную деятельность в спорный период, не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право добровольно приостанавливать право осуществления оценочной деятельности по личному заявлению, направленному в саморегулируемую организацию оценщиков, в порядке, который установлен внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
Вместе с тем, учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, временно приостановивших оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, перечисленных в пункте 7 статьи 430 Налогового кодекса, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика (т.е. в данном конкретном случае с 10 мая 2017 года) и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.
Отсутствие квалификационного аттестата не входит в перечень оснований, указанных в п.7 статьи 430 Налогового кодекса РФ, для освобождения плательщиков страховых взносов - оценщиков, временно приостановивших оценочную деятельность, от уплаты страховых взносов.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что действия налогового органа соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, административный истец не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов действиями налогового органа.
При таком положении оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Ростатовой Н.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области о признании незаконными действий, связанных с постановкой на учет налоговым органом оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.10.2018.
Судья: подпись Т.А. Афонина
Копия верна:
Судья Волгодонского районного
суда Ростовской области Т.А. Афонина