ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3164/20 от 18.11.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД-38RS0003-01-2020-003744-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2020 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3164/2020 по административному иску Гарина Руслана Александровича к Федеральному казенному учреждению ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий (бездействий) по отправке почтовой корреспонденции незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Гарин Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю) о признании незаконными действий (бездействий), выраженных в нарушении УИК и ПВР МЮ – незаконно подверг цензуре обращение во ФСИН РФ от 07.07.2020; выдаче «липовых» расписок и реестров о мнимой отправке письма во ФСИН от 09.07.2020; в нарушении УИК и ПВР 295 сроков отправки письма во ФСИН о 07.07.2020, взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей.

В обоснование административного иска указано, что 08.07.2020 Гарин Р.А. отправил заказными письмами через ОСУ ИК-5 письмо во ФСИН РФ. Администрация ИУ вручила ему «липовую» расписку за это оправление с исходящим номером Г-6660 от 09.07.2020, но не вручили чек за заказное письмо, что вызвало у него беспокойство и предположение о том, что его письмо похитили и подвергли незаконной цензуре. Гарин Р.А. потребовал у администрации чек по отправке этого письма, и после нескольких отговорок администрации, написал заявление на голодовку 25.07.2020, после чего явился сотрудник ИУ и принес Гарину Р.А. заверенные синей печатью реестры и объяснил, что молодая сотрудница по ошибке направила его письмо не заказным письмом, а простым. Для того, чтобы проверить направлено ли письмо во ФСИН, Гарин Р.А. обратился во ФСИН. Вместе с тем, обратился в прокуратуру и к начальнику ГУФСИН. Из собранных им сведений стало известно, что письмо во ФСИН от 08.07.2020 направлено администрацией УИ только 17.07.2020, конверт подписан не Гариным Р.А. и марки наклеены не им. Данным обстоятельством Гарину Р.А. причинен моральный вред, который он оценивает в 500000 рублей.

Административный истец Гарин Р.А., присутствовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административный иск поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить административный иск.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности Лисовицкий Д.В. предоставил отзыв, согласно которому административный ответчик административный иск не признает, поскольку 09.07.2020 осужденным Гариным Р.А. был направлен закрытый конверт, адресованный во ФСИН России, зарегистрированный в журнале № 459 «Учета исходящей корреспонденции осужденных» под исходящим номером Г-6660, согласно реестру на отправленную корреспонденцию направлен адресату 09.07.2020, простым почтовым отправлением. Представленный Гариным Р.А. в качестве доказательства конверт не свидетельствует о направлении его корреспонденции, зарегистрированной под № Г-6660 именно в данном конверте. Таким образом, нормы действующего законодательства при отправке письма администрацией исправительного учреждения нарушено не было.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относиться властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относиться не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В силу частей 8, 9 и 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

В соответствии с частью 1 статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Согласно части 3 статьи 15 УИК РФ направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

В соответствии с частями 1 - 3 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль писем, почтовых карточек, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя.

Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).

Согласно положениям пункта 54 раздела XII Правил получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

В силу пункта 58 Правил предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.

Письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.

При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).

В соответствии с ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Анализируя предоставленные доказательства, судом установлено, что осужденный Гарин Р.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В период нахождения в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гариным Р.А. направлено письмо во ФСИН РФ от 08.07.2020. В административном иске Гариным Р.А. указано, что за отправленное письмо ему администрацией исправительного учреждения выдана расписка в получении письма.

Как усматривается из копии журнала учета направленных обращений осужденных № 459, обращение Гарина Р.А. с исх. № Р-6660, адресованное ФСИН РФ, зарегистрировано в журнале 09.07.2020 за номером Г-6660.

Согласно реестру № 15 на отправленную корреспонденцию из ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 09.07.2020, письмо за исходящим номером Г-6660 направлено во ФСИН. Указанный реестр был представлен как самим Гариным Р.А., так и административным ответчиком.

Вместе с тем, как усматривается из справки начальника канцелярии ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 14.10.2020, 09.07.2020 в канцелярию ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю от отдела специального учета поступил закрытый конверт от осужденного Гарина Р.А., адресованное во ФСИН России г. Москва, данный конверт был зарегистрирован в журнале № 459 учета направленных обращений осужденных ФКУ ИК-5 за исходящим номером 24/ТО/47/1-Г-6660 от 09.07.2020 и был направлен простым почтовым отправлением. Согласно утвержденным тарифам АО «Почта России» пересылка заказного письма весом до 20гр. из г. Красноярска в г. Москва составляет 54 руб.00 коп.

Из справки начальника канцелярии ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.10.2020 судом установлено, что в период с 07.07.2020 по 07.08.2020 осужденным Гариным Р.А. направлено два обращения во ФСИН РФ:

09.07.2020 за исходящим № 24/ТО/47/1-Г-6660

04.08.2020 за исходящим № 24/ТО/47/1-Г-7428.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств, достоверно установлено, что Гариным Р.А. направлено письмо во ФСИН РФ от 08.07.2020, которое 09.07.2020 зарегистрировано в установленном законом порядке и направлено адресату.

В материалы дела стороной административного ответчика представлены копия журналов регистрации исходящей корреспонденции, а также доказательства направления указанного обращения адресату, а именно, реестр передачи корреспонденции на почтовое отделение. Отсутствие в представленных реестрах отметок Почты России не свидетельствует о том, что обращение было отправлено позже, поскольку действующим законодательством не регламентирован порядок передачи корреспонденции от исправительного учреждения в организацию почтовой связи.

Что касается довода административного истца о том, что ему не был выдан чек оплаты направленного им письма во ФСИН РФ, суд находит его необоснованным в виду следующего.

Согласно статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи: почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом "Почта России", государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи; специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи; федеральная фельдъегерская связь; фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234, в пункте 10 которых отмечено, что по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Таким образом, переданное Гариным Р.А. обращение во ФСИН РФ от 08.07.2020 направлено администрацией ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю Почтой России простым почтовым отправлением, в связи с чем, выдача квитанции и подтверждение факта получения адресатом, в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи не предусмотрено.

Доказательств того, что Гариным Р.А. отправлено именно заказное письмо и за его счет, административным истцом не представлено. Обязанность исправительного учреждения направлять обращения заключенных заказными письмами также не предусмотрена действующим законодательством. Кроме того, отправленное административным истом обращение во ФСИН РФ получено адресатом 24.07.2020, было рассмотрено, Гарину Р.А. дан ответ от 30.07.2020.

Представленный Гариным Р.А. конверт с отметкой почтового отделения о дате отправления 17.07.2020 не свидетельствует о нарушении административным истцом сроков передачи обращения Гарина Р.А. на почтовое отделение, поскольку из данного конверта невозможно установить, что именно в этом почтовом пакете размером 114*162 мм было направлено обращение Гарина Р.А. во ФСИН РФ, содержащее в себе заявление, копию решения, исполнительный лист, всего на 11 листах, кроме того, размер почтового пакета мал для вложения в него документов на 11 листах.

Таким образом, административным ответчиком исполнена процессуальная обязанность по доказыванию, предусмотренная ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ, в то время как доказательств нарушения прав и законных интересов в нарушение требований ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ административным истцом суду не представлено.

При рассмотрении дела судом установлено, что действий либо бездействий, направленных на ограничение прав административного истца, на которые он ссылается в обоснование иска, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю не допущено, в связи с чем, в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований Гарина Р.А. о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выраженных в нарушении УИК и ПВР МЮ – незаконно подверг цензуре обращение в ФСИН РФ от 07.07.2020; выдаче «липовых» расписок и реестров о мнимой отправке письма во ФСИН от 09.07.2020; в нарушении УИК и ПВР 295 сроков отправки письма во ФСИН от 07.07.2020. Не установив в действиях административного ответчика нарушений прав Гарина Р.А., суд приходит к выводу о необходимости отказа Гарину Р.А. в удовлетворении производного от основных требований требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 00 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гарина Руслана Александровича к Федеральному казенному учреждению ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий (бездействий), выраженных в нарушении УИК и ПВР МЮ – незаконно подверг цензуре обращение в ФСИН РФ от 07.07.2020; выдаче «липовых» расписок и реестров о мнимой отправке письма во ФСИН от 09.07.2020; в нарушении УИК и ПВР 295 сроков отправки письма во ФСИН о 07.07.2020, взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.В. Орлова