ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3165/16 от 13.09.2016 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-3165/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2016 года г.Владивосток

Советский районный судг. ВладивостокаПриморскогокрая в составе

судьи Чернянской Е.И.,

при участии прокурора Шикалида В.В.,

представитель административного ответчика Шилович А.О.,

при секретаре Андреевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавалеровского районаПриморскогокрая о признании информации запрещенной к распространению на территории РоссийскойФедерации,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кавалеровского районаПриморскогокрая обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что 25.08.2016 в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе при реализации алкогольной продукции установлено, что в сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <данные изъяты> размещена информация о реализации и доставке алкоголя. Ассортимент предлагаемой продукции представлен на сайте (коньяк, текила, виски, вино, водка). Указанная Интернет-страница содержит в себе сведения о возможности его приобретения, сведения о способах оплаты и доставки продукции. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет - пользователь. Предоставление возможности приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя. Между тем, пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени. Неконтролируемый оборот алкогольной продукции посредством сети Интернет, осуществляемый с нарушениями правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, продажа алкоголя через Интернет затрудняет контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, в части соблюдения запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, и в ночное время. Предоставление, в том числе несовершеннолетним лицам, доступа к информации, содержащей сведения о возможности свободной покупки алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Кроме того, согласно Приказу Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» минимальная цена на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 40 до 41 процентов за 0,5 литра готовой продукции, составляет 194 руб. Вместе с тем, на указанном сайте имеется информация о продаже водки «Ржаная», «Царская охота», «Белая береза», объемом 0,5 л, по цене 50 руб., 60 руб., 60 руб. за бутылку, соответственно.

Прокурор просит признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в РоссийскойФедерации запрещено.

В судебном заседании прокурор Шикалида В.В. требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскомукраю по доверенности Шилович А.О. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, предоставила письменные возражения, согласно которого Управление Роскомнадзора не является владельцем указанного сайта. Управление полагает возможным признание указанной в заявлении информации запрещенной к распространению на территории России; внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РоссийскойФедерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. Пояснила, что Управление не является административным ответчиком по делу.

Исследовав материалы административного дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РоссийскойФедерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РоссийскойФедерации.

Согласно ч. 1, ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории РоссийскойФедерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РоссийскойФедерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со статьей 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РоссийскойФедерации запрещено».

Частью 5 статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрены следующие основания включения сведений в единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РоссийскойФедерации запрещено.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РоссийскойФедерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в РоссийскойФедерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в РоссийскойФедерации запрещено" в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.Из материалов дела усматривается, что в связи с осуществлением надзорной деятельности за исполнением законов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе при реализации алкогольной продукции через сеть «Интернет» сотрудниками прокуратуры проведена проверка и установлено, что по состоянию на 25.08.2016 в сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <данные изъяты>, на котором размещена информация о продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, указан ассортимент предлагаемой продукции (коньяк, текила, виски, вино, водка), а также возможности их приобретения, сведения о способах оплаты и доставки продукции. При этом, судом установлено, что абоненты сайта URL с адресом: <данные изъяты> имеют свободный доступ к данному Интернет-ресурсу, вход на данный сайт не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет – пользователь, в том числе и несовершеннолетние лица. Пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-Ф3 предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Приморскогокрая от 02.12.2009 № 536-КЗ «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморскогокрая» на территории Приморскогокрая не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе, с 22 часов до 9 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Под продажей товаров дистанционным способом, в силу п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007, следует понимать продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.При этом, пунктом 5 указанных Правил, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а так же товаров, свободная реализация которых, запрещена или ограничена законодательством РФ. Кроме того, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Частью 1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Таким образом, продажа алкоголя через Интернет затрудняет контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, в части соблюдения запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, и в ночное время. При этом, продажа и употребление такой продукции может негативно отразиться на здоровье граждан.Приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» установлено, что минимальная цена на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 40 до 41 процентов за 0,5 литра готовой продукции, составляет 194 руб.Вместе с тем, на странице сайта URL с адресом: http://alcoholreplica.lol/ имеется информация о приобретении алкогольной продукции крепостью свыше 40 до 41 процентов за 0,5 литра по заниженной стоимости.Суд находит, что помимо указанных противоправных действий, размещенная на сайте информация отнесена к информации, запрещенной для распространения среди неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц, и способна вызвать у неопределенного круга лиц желание приобретать алкогольную и спиртосодержащую продукцию. При этом, размещенная на сайте информация направлена на неопределенный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности. Кроме того, ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ и ст. 151.1 УК РФ установлена административная и уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему лицу алкогольной продукции. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе детей, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, судР Е Ш И Л :Административное исковое заявление прокурора Кавалеровского районаПриморскогокрая о признании информации запрещенной к распространению на территории РоссийскойФедерации удовлетворить.Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории РоссийскойФедерации.Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный судг. Владивостока в течение месяца.

Судья Е.И. Чернянская