ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3165/2016 от 23.11.2016 Елабужского городского суда (Республика Татарстан)

Дело Номер обезличенаа-3165/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2016 года Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Подноскова С.Ю., с участием прокурора Салахутдиновой А.Н., при секретаре Стрункиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елабужского городского прокурора к Исполнительному комитету муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Елабужский городской прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указав, что при проведении Елабужской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства о погребении на территории Поспеловского сельского поселения установлено, что в границах населенного пункта ...... расположено православное кладбище-огороженная территория, площадью 3500 кв.м. с местами захоронений в могилу. Как установлено, на основании государственного акта Номер обезличена от Дата обезличена в собственность МО «Поспеловское сельское поселение» было передано кладбище (мусульманское), площадью 5951 кв.м. При этом указанное православное кладбище является вновь созданным и расположено на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена с разрешенным использованием под жилищное строительство, что свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. При этом органами местного самоуправления МО «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района мер к отводу к отводу в установленном земельным и градостроительным законодательством порядке земельного участка под размещение кладбища в границах участка с кадастровым номером Номер обезличена не принято, границы кладбища не определены, на кадастровый учет не поставлены, заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на создание православного кладбища не получены. При указанных обстоятельствах вышеуказанным бездействием исполнительного комитета Поспеловского сельского поселения нарушаются законные интересы населения Поспеловского сельского поселения, неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Фактическое нарушение санитарных и экологических требований при создании кладбища может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Кроме того, не оформленный в установленном порядке в муниципальную собственность объект «православное кладбище» влечет невозможность финансирования на его содержание за счет средств местного бюджета. Просит признать незаконным бездействие исполкома МО «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района РТ, выразившееся в непринятии мер к отводу земельного участка с разрешенным использованием под размещение места погребения, определению границы кладбища, получению заключений экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о возможности (невозможности) размещения места погребения (кладбища) на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена. Обязать Исполнительный комитет МО «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района РТ провести экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы кладбища, расположенного в. ...... на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена, установив срок для её проведения-3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Исполнительный комитет МО «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района РТ с учетом результатов экологической и санитарно-гигиенической экспертизы установить действительные границы кладбища, осуществить формирование и кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием для размещения кладбища, оформить право собственности на православное кладбище, расположенное в ...... на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, санитарных норм и правил.

В судебном заседании прокурор ФИО3 административное исковое заявление поддержала.

В судебное заседание представитель Исполнительному комитету муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из анализа правовых норм ч.3 ст.14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.15 ч.3 ст.15 Закона РТ «О местном самоуправлении в РТ» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно с ч.2 ст15 ФЗ «О погребении и похоронном деле» решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того п.1.1 СанПиН Дата обезличена-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Согласно п.2.1 СанПиН Дата обезличена-11 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

В соответствии с п.2.3 СанПиН Дата обезличена-11 выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:

- санитарно-эпидемиологической обстановки;

- градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;

- геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

- почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

- эрозионного потенциала и миграции загрязнений;

- транспортной доступности.

Согласно п.2.7 СанПиН Дата обезличена-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

- наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;

- систему дренажа;

- обваловку территории;

- характер и площадь зеленых насаждений;

- организацию подъездных путей и автостоянок;

- планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;

- разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

- канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

В ходе судебного заседания установлено, что при проведении Елабужской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства о погребении на территории Поспеловского сельского поселения установлено, что в границах населенного пункта ...... расположено православное кладбище-огороженная территория, площадью 3500 кв.м. с местами захоронений в могилу. Как установлено, на основании государственного акта Номер обезличена от Дата обезличена в собственность МО «Поспеловское сельское поселение» было передано кладбище (мусульманское), площадью 5951 кв.м. При этом указанное православное кладбище является вновь созданным и расположено на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена с разрешенным использованием под жилищное строительство, что свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. При этом органами местного самоуправления МО «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района мер к отводу к отводу в установленном земельным и градостроительным законодательством порядке земельного участка под размещение кладбища в границах участка с кадастровым номером Номер обезличена не принято, границы кладбища не определены, на кадастровый учет не поставлены, заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на создание православного кладбища не получены.Доказательств соблюдения указанных требований закона при создании православного кладбища органами местного самоуправления МО «Поспеловское сельское поселение» не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что административный иск Елабужского городского прокурора к Исполнительному комитету муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, подлежит удовлетворению, поскольку бездействие исполнительного комитета Поспеловского сельского поселения нарушаются законные интересы населения Поспеловского сельского поселения, неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Фактическое нарушение санитарных и экологических требований при создании кладбища может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Кроме того, не оформленный в установленном порядке в муниципальную собственность объект «православное кладбище» влечет невозможность финансирования на его содержание за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делу, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым освободить исполнительный комитет МО «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района от уплаты государственной пошлины и государственную пошлину отнести за счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Елабужского городского прокурора к Исполнительному комитету муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие исполкома муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер к отводу земельного участка с разрешенным использованием под размещение места погребения, определению границы кладбища, получению заключений экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о возможности (невозможности) размещения места погребения (кладбища) на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан провести экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы кладбища, расположенного в. ...... на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена, установив срок для её проведения-3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» Елабужского муниципального района Республики Татарстан с учетом результатов экологической и санитарно-гигиенической экспертизы установить действительные границы кладбища, осуществить формирование и кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием для размещения кладбища, оформить право собственности на православное кладбище, расположенное в ...... на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличена, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, санитарных норм и правил.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд Республики Татарстан.

Судья