ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3165/2021640004-01-2021-006475-88 от 19.09.2021 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-3165/2021 64RS0004-01-2021-006475-88

Решение

именем Российской Федерации

19 сентября 2021 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Курцевой И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Балакиной Т.В.,

с участием:

административного истца председателя участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО1,

её представителя ФИО2,

административного ответчика ФИО3,

помощника прокурора Ашировой Ж.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО1 к члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3 о немедленном отстранении от участия в работе избирательной комиссии с удалением его из помещения для голосования избирательной комиссии,

установил:

председатель участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО4 обратилась в суд с административным иском к члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3, в котором просила установить факт нарушения ФИО3 законодательства о выборах, что является основанием для удаления его из помещения для голосования; принять решение об удалении ФИО3 из помещения избирательного участка № 578 и лишения его статуса члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата <данные изъяты>

В обоснование требований указано, что 18 сентября 2021 года в помещении для голосования участковой избирательной комиссии № 578 членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата ФИО5 – ФИО3 в нарушение требований законодательства о выборах были созданы препятствия для нормальной работы участковой избирательной комиссии, реализации избирателями своих прав к участию в голосовании, которые выразились в осуществлении им незаконной видеосъемки в помещении для голосования, в том числе, избирателей, в высказываниях и действиях провокационного характера.

На основании изложенного, уточнив свои требования, административный истец просила принять решение о немедленном отстранении ФИО3 от участия в работе участковой избирательной комиссии № 578 с удалением его из помещения для голосования избирательной комиссии № 578.

Определением Балаковского районного суда от 19 сентября 2021 года прекращено производство по делу в части административных исковых требований к члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3 об установления факта нарушения ФИО3 законодательства о выборах, что является основанием для удаления его из помещения для голосования, о лишении его статуса члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата ФИО6 на основании заявления административного истца об отказе от административного иска в указанной части.

В судебном заседании административный истец председатель участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО1 поддержала административные исковые требовании с учетом их уточнения и дополнила, что 17 и 18 сентября 2021 года член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты <данные изъяты> – ФИО3 без предварительного уведомления председателя участковой избирательной комиссии № 578 осуществлял видеосъемку в непосредственной близости от мест регистрации избирателей и выдачи им бюллетеней для голосования, а также мест для тайного голосования, нарушая тем самым тайну голосования, перемещался по избирательному участку с мобильным телефоном, производя видеосъемку, фиксируя персональные данные избирателей, а также процесс выгрузки бюллетеней из урн для голосования. При этом она, как председатель участковой избирательной комиссии запрещала ФИО3 осуществлять видеосъемку в непосредственной близости от указанных мест, разъясняла возможность осуществления видеозаписи с определенного мета для наблюдателей, однако, ФИО3 на её запреты и замечания не реагировал, продолжая создавать препятствия в работе участковой избирательной комиссии и реализации гражданами их права на голосование. Кроме того, 18 сентября 2021 года между ФИО3 и членами территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района <данные изъяты> произошел конфликт на почве того, что административный ответчик не реагировал на их замечания о недопустимом нахождении ФИО3 в непосредственной близости от стола председателя участковой избирательной комиссии в момент регистрации членов территориальной избирательной комиссии и осуществления видеосъемки в момент их нахождения в помещении для голосования без получения на то согласия. Во время конфликта ФИО3 перемещался по избирательному участку, производил незаконную видеосъемку, вел себя агрессивно, пререкался с членами территориальной избирательной комиссии на повышенных тонах, на замечания не реагировал.

Представитель административного истца поддержал доводы ФИО1

Административный ответчик в судебном заседании не признал административные исковые требования и объяснил, что действительно производил видеосъемку избирателей, процесс их регистрации и выдачи им бюллетеней для голосования, выгрузки бюллетеней из урн 17 сентября 2021 года без предварительного уведомления председателя участковой избирательной комиссии 578, полагая, что в таком уведомлении нет необходимости, поскольку он реализовал свои права, предоставленные ему как члену участковой избирательной комиссии, законодательством о выборах и референдумах, Конституцией РФ. При этом, он не исключает того, что во время видеосъемки могли быть зафиксированы персональные данные избирателей, но без цели их распространения. 17 сентября 2021 года председатель участковой избирательной комиссии запрещала ему производить видеосъемку, но её запрет он счел незаконным. 18 сентября 2021 года он осуществлял видеосъемку помещения для голосования перед началом работы участковой избирательной комиссии, а затем проводил видеосъемку конфликта, который произошел между ним и приехавшими на участок членами территориальной избирательной комиссии на почве того, что он попросил их представиться, в чем ему было отказано. При этом, ФИО7 предъявляла ему незаконные требования находиться исключительно на месте наблюдателя, при том, что он является членом участковой избирательной комиссии и имеет равные права с членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за некоторым исключением. Во время конфликта он перемещался по участку, свои высказывания произносил спокойно, агрессию не проявлял, работе участковой избирательной комиссии, процессу голосования не препятствовал.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Прокурор в судебном заседании дал заключение об удовлетворении административных исковых требований о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3 от работы участковой избирательной комиссии № 578 на том основании, что 17 и 18 сентября 2021 года в нарушение законодательства о выборах, ФИО3 осуществлял видеосъемку в помещении для голосования участковой избирательной комиссии без предварительного уведомления председателя участковой избирательной комиссии, нарушая тайну голосования, препятствовал работе участковой избирательной комиссии, учинив конфликт с членами территориальной избирательной комиссии.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Частью 7 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В силу статьи 7 Федерального закона № 67-ФЗ голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Пунктом «г» части 23 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что, член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

В силу пункта 8.2 Постановление ЦИК России от 08 августа 2018 года № 174/1414-7 (ред. от 16 июня 2021 года) "О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации" при проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования". Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий:

проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии;

обязательное предварительное уведомление о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. При проведении фото- и (или) видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, реестром избирателей, подавших заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей, реестре избирателей.

В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

В судебном заседании установлено, что на основании Постановления ЦИК России от 18 июня 2021 года № 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд", голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, проводится в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

ФИО3 является членом участковой избирательной комиссии избирательного участка № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса, назначенный политической партией <данные изъяты>, что подтверждается выданным ему удостоверением (л.д. 14).

Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 16 июля 2021 года № 01-09/349-Р ФИО1 назначена председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области (л.д. 5).

Нарушение административным ответчиком законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, выразившееся в проведении видеосъемки в помещении для голосования участковой избирательной комиссии № 578 в нарушение постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6, части 7 статьи 3, статьи 7 Федерального закона № 67-ФЗ, подтверждается следующими доказательствами:

Актом участковой избирательной комиссии от 18 сентября 2021 года № 1, из которого следует, что ФИО3 18 сентября 2021 года с момента открытия избирательного участка № 578 мешал работе комиссии, вел себя агрессивно, на замечания не реагировал, вел незаконную видеосъемку, в том числе процесса выдачи бюллетеней и голосования, чем нарушал законодательство о выборах (л.д. 10);

Объяснительной секретаря участковой избирательной комиссии № 578 <данные изъяты>., из которого следует, что 18 сентября 2021 года ФИО3 проводил видеосъемку без уведомления председателя участковой избирательной комиссии, вел себя агрессивно (л.д. 11);

Объяснением административного ответчика, который не оспаривал тот факт, что производил видеосъемку в помещении для голосования участковой избирательной комиссии 17 и 18 сентября 2021 года только с места, вне места, определенного председателем участковой комиссии, без обязательного предварительное уведомление о проведении видеосъемки председателя участковой комиссии. При этом, 17 сентября 2021 года он производил видеосъемку в непосредственной близости от места регистрации избирателей, выдачи бюллетеней для голосования и тайного голосования;

Письменными жалобами ФИО3 на имя председателя участковой избирательной комиссии № 578, о том, что ему запрещают вести видеосъемку на избирательном участке при возникновении конфликтной ситуации, и перемещаться по избирательному участку.

Данные жалобы подтверждают, что, несмотря на запрет председателя участковой избирательной комиссии № 578 в проведении ФИО3 видеосъемки в помещении участковой избирательной комиссии вне специально отведенного для этого месте, где расположено место наблюдателя, ФИО3 продолжал производить видеосъемку.

Показаниями свидетелей <данные изъяты> – члена территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области и <данные изъяты> – доверенного лица депутата, из которых следует, что они присутствовали в помещении для голосования участковой избирательной комиссии № 578 в период времени примерно с 09 часов до 15 часов 18 сентября 2021 года. В это время ФИО3 вступил в конфликт с членами территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> на почве того, что административный ответчик не реагировал на их замечания о недопустимом нахождении ФИО3 в непосредственной близости от стола председателя участковой избирательной комиссии в момент регистрации членов территориальной избирательной комиссии, проводил видеосъемку в момент их нахождения в помещении для голосования без получения на то согласия, при этом, перемещался по избирательному участку, производил незаконную видеосъемку, вел себя агрессивно, пререкался с членами территориальной избирательной комиссии на повышенных тонах, на замечания не реагировал, тем самым мешал работе участковой избирательной комиссии.

Данные обстоятельства также подтверждаются приобщенной к материалам дела видеозаписью, проведенной свидетелем <данные изъяты> 18 сентября 2021 года во время конфликта между ФИО3 и членами территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании приведенных положений законодательства о выборах и референдумах, суд пришел к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт нарушения членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3 требований постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6, части 7 статьи 3, статьи 7 Федерального закона № 67-ФЗ, которые выразились в проведении ФИО3 видеосъемки в помещении для голосования участковой избирательной комиссии без предварительного уведомления председателя участковой избирательной комиссии, в нарушении тайны голосования, создании препятствий в работе участковой избирательной комиссии.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований о немедленном отстранении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса участковой избирательной комиссии № 578 ФИО3 от участия в её работе.

Административные исковые требования об удалении административного ответчика из помещения для голосования не подлежат удовлетворению, поскольку частью 12 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ не предусмотрено удаление члена избирательной комиссии из помещения для голосования.

Согласно части 6 статьи 244 КАС РФ, решение суда о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии подлежат немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

частично удовлетворить административный иск председателя участковой избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО1 к члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3.

Немедленно отстранить члена участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса ФИО3 от работы участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области.

Отказать в удовлетворении административного искового требования в части удаления члена участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса ФИО3 из помещения для голосования участковой избирательной комиссии.

Решение суда об отстранении члена участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса ФИО3 от работы участковой избирательной комиссии № 578 Балаковского муниципального района Саратовской области подлежит немедленному исполнению.

Возложить исполнение решения суда на Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Балаковское» Саратовской области.

В течение пяти дней со дня принятия судом решения на него может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья И.А. Курцева

В окончательной форме решение изготовлено 19 сентября 2021 года.

Судья И.А. Курцева