ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3165/2023 от 13.11.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО4 СТАВРОПОЛЯ

<адрес>, 355000,

тел./ факс 8(8652) 71-58-98,

подача документов в электронном виде: e-mail:oktyabrsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http://oktyabrsky.stv@sudrf.ru

_____________________________________________________________

Дело № 2а-3165/2023

УИД: 26RS0003-01-2023-003361-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года ФИО4 Ставрополь

Октябрьский районный суд ФИО4 <адрес>, в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО22,

с участием: помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора <адрес>ФИО28,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ФИО23,

представителя административного соответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» по доверенности ФИО29,

представителя административного соответчика администрации ФИО13 муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО30,

представителя заинтересованного лица ООО «СХП Среднее» по доверенности ФИО31,

представителя заинтересованного лица ООО «Саблинское» по доверенности ФИО32,

заинтересованных лиц: ФИО5, ФИО56, ФИО55, ФИО73-С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК», администрации Андроповского муниципального округа, администрации ФИО13 муниципального округа о признании незаконным бездействия о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», Администрации ФИО13 муниципального округа, администрации Андроповского муниципального округа о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», путем создания и оборудования экологических троп; возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», путем создания и оборудования экологических троп;возложении на администрацию ФИО13 муниципального округа, администрацию Андроповского муниципального округа обязанности в срок не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических тропна территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13»;возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанности в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда установить размер платы за посещение государственного природного заказника краевого значения «ФИО13».

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения. В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>. Статьей 5.1 Закона № 33-ФЗ установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Государственный природный заказник краевого значения «ФИО13» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории ФИО13 и <адрес>ов <адрес>. Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «ФИО13». Согласно п.п. 5 п. 12 Положения о Заказнике, к основным задачам создания Заказника отнесено содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО74 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении. Согласно п. 3.3. ФИО74 56642-2021, туристско-рекреационная тропа (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного маршрута. Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».В нарушение требований ст. 5.1 Закона – ФЗ, п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п. 12, 22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «ФИО13» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена.Соответственно, в нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п. 4.6 и 4.7 Требований, органом местного самоуправления – администрациями ФИО13 муниципального округа и Андроповского муниципального округа общественные обсуждения по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории Заказника не проведены. Экологические тропы на территории Заказника в ведение Дирекции не переданы. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. В нарушение требований ч. 2 ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, п.п. 2, 5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «ФИО13» министерством не определен. В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные ФИО3 Заказника является неконтролируемой, стихийной (как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника. Таким образом, непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным ФИО3, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены:ООО «Садовое», ООО «Саблинское», ООО «Войтика», Круглолесское хуторское казачье общество <адрес> казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества, ООО СХП «Северное», ООО «Колос», местная религиозная организация ФИО2 Прихода храма ФИО1 села Круглолесского ФИО13<адрес> Георгиевской Епархии русской ФИО2 патриархат, ООО СП «Гремучка», ООО «СХП Среднее», ООО «Рассвет», ООО «Новый Янкуль», Сельскохозяйственный производственный кооператив «Владимировский», ООО «Сельскохозяйственное предприятие Русь», Буйволиный ФИО3, ФИО5 Ч.М., ФИО36, ФИО37, ФИО24, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ШурупинС.М., ФИО9 А.М., ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО75-С.А., ФИО76-С.В., ФИО6 М.А., ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО58, ФИО59, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО25, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО26, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме из числа заинтересованных лиц исключены: ФИО6 А.Г., ФИО27, ФИО46, ФИО54, данные о которых не представилось установить.

Представитель административного истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО28 в судебном заседании поддержала заявленные требования в части, не поддержала в части требования относительно обязанности проведения слушания администрацией района, так как представлен в материалы дела представлена оценка воздействия на окружающую среду.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ФИО23 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на письменные возражения.

Представитель административного соответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» по доверенности ФИО29 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал позицию Министерства.

Представитель административного соответчика администрации ФИО13 муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО30 в судебном заседании пояснил, что в виду того, что прокурор не поддержал требование, заявленное к ФИО13 муниципальному округу, то просил разрешить спор на усмотрение суда.

Ранее от администрации поступило ходатайство о признании требований, касающихся администрации в полном объеме (л.д.66 Т.1). Также согласно поступивших ДД.ММ.ГГГГ письменных возражений представитель администрации просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 85 Т.1).

Представитель заинтересованного лица ООО «СХП Среднее» по доверенности ФИО31 в судебном заседании пояснила, что возражений не имеет, права заинтересованного лица не затрагиваются.

Представитель заинтересованного лица ООО «Саблинское» по доверенности ФИО32 в судебном заседании возражал против требований истца, так как отсутствуют полномочия на обращение прокурора с иском в суд.

Заинтересованные лица ФИО5 Ч.М., ФИО56, ФИО6 М.А., ФИО75-С.А. в судебном заседании, каждый в отдельности возражали по требованиям прокурора.

Представитель административного соответчика администрации Андроповского муниципального округа, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания в суд не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д. ).

Заинтересованные лица ФИО72, ФИО71, представитель заинтересованного лица ООО «Рассвет», извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания в суд не явились, поступили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил, заявлений, ходатайств не поступило.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом» интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение поверхностных вод, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды).

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 58, п.п. 1 и 2 ст. 59 Закона об охране окружающей среды, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных ФИО3 и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные ФИО3 и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Согласно п. 3 ст. 26 Закона об особо охраняемых природных территориях, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.

В силу ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>.

Как следует из материалов дела, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения.

Государственный природный заказник краевого значения «ФИО13» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории ФИО13 и <адрес>ов <адрес>.

Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «ФИО13» (далее – Положение о Заказнике).

Согласно п.п. 5 п. 12 Положения о Заказнике, к основным задачам создания Заказника отнесено содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения.

В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>.

Посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны (ст. 5.1 Закона).

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные ФИО3 и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с ч.1 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 35 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что охрана государственных природных заказников осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

В силу п. 7 Положения о Заказнике, управление заказником, а также обеспечение функционирования заказника за счет средств бюджета <адрес> и других не запрещенных законодательством РФ и законодательством <адрес> источников осуществляются государственным казенным учреждением «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>».

Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Положение) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим, кроме прочего, государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

В соответствии с п. 10.16 Положения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном <адрес>.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану, региональный государственный надзор в области охраны и использования территории заказника «ФИО13».

Согласно Национального стандарта Российской Федерации ФИО74 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.

Согласно п. 3.3. ФИО74 56642-2021, туристско-рекреационная тропа (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного маршрута.

Согласно п. 3.4 ФИО74 56642-2021 экологическая инфраструктура – это имущественный ФИО3, состоящий из транспортных и инженерно-технических коммуникаций, строений, оборудования и снаряжения, целевым предназначением которого является мониторинг и компенсация антропогенного давления на естественные биотопы (природную среду) (например, туалеты (комфорт-центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.).

В силу п.2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования) установлено, что материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности.

В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п.3 Требований, материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное 4 рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности, а также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Требований, в орган местного самоуправления направляется уведомление о проведении общественных обсуждений по предварительным материалам ОВОС, и, соответственно, органом местного самоуправления проводятся общественные обсуждения по объекту общественных обсуждений.

Органом местного самоуправления, на территории которого расположен природный заказник краевого значения «ФИО13» являются администрации ФИО13 муниципального округа <адрес> и Андроповского муниципального округа <адрес>.

Согласно протокола общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии с Требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду для объекта «Проектирование и обустройство экологической тропы на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13» в ФИО13 муниципальном округе».

На основании указанного протокола общественных обсуждений разработаны материалы оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные ДД.ММ.ГГГГ И.о. директором ГБУ СК «Дирекция ООПТ СК» ФИО33, Генеральным директором ООО «ЭкоАспект» ФИО34

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования к администрации ФИО13 муниципального округа <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку администрацией ФИО13 муниципального округа общественные обсуждения проведены, материалы оценки воздействия на окружающую среду разработаны.

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п. 12, 22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «ФИО13» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена.

Также в нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п. 4.6, 4.7 Требований, органом местного самоуправления – администрацией Андроповского муниципального округа общественные обсуждения по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории Заказника не проведены.

Экологические тропы на территории Заказника в ведение Дирекции не переданы.

Согласно ч. 2 ст. 5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы (далее - Правила определения платы).

В силу п.2 Правил определения платы, размер платы устанавливается для каждой особо охраняемой природной территории.

Пунктами 5 и 7 Правил определения платы установлено, что за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий регионального значения размер платы устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы для особо охраняемых природных территорий регионального значения составляет не менее 0,5 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение.

Вместе с тем, в нарушение требований ч.2 ст.5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п.2,5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «ФИО13» министерством не определен.

Таким образом, в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника «ФИО13», рекреационная нагрузка на природные ФИО3 Заказника «ФИО13» является неконтролируемой, стихийной, как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника.

На основании вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», путем создания и оборудования экологических троп, а также о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанности в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», путем создания и оборудования экологических троп, поскольку непринятие административными ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным ФИО3, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», администрации ФИО13 муниципального округа, администрации Андроповского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», путем создания и оборудования экологических троп.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13», путем создания и оборудования экологических троп.

Возложить на администрацию Андроновского муниципального округа обязанность в срок не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13».

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда установить порядок платы (платно, бесплатно) за посещение государственного природного заказника краевого значения «ФИО13».

Требования прокурора о возложении обязанности на администрацию ФИО13 муниципального округа в срок не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «ФИО13» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд ФИО4 Ставрополя в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.11.2023.

Судья подпись Н.М. Кузнецова