ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3167/20 от 13.10.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-3167/2020

УИД 16RS0042-03-2019-005827-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Набережные Челны 13 октября 2020 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Додина Э.А.,

при секретаре судебного заседания Мирзахановой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сунгатуллина ФИО12 к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, начальнику Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан Гизатуллину Л.Р. о признании незаконным действий по отказу в предоставлении в собственность земельного участка и устранения допущенных нарушений путем понуждения к заключению договора купли-продажи и передаче в собственность земельного участка,

установил:

Сунгатуллин И.И. (далее – административный истец) обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее – административный ответчик) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к заключению договора купли-продажи и передаче в собственность земельного участка, указав в обоснование, что 28 января 2014 года между Исполнительным комитетом Муниципального образования г.Набережные Челны и Хусаиновым А.А. заключен договор аренды земельного участка ...-АЗ, согласно которому административный ответчик передал в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:52:030603:1074, расположенный по адресу: ..., в районе автодороги ..., площадью 3 935 кв.м. Целью использования участка является размещение гаражей.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от ... по делу № ... индивидуальный предприниматель ФИО11 признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина.

В конкурсную массу должника включено право аренды земельного участка с кадастровым номером ..., возникшее из договора аренды земельного участка ...-АЗ от ..., который зарегистрирован .... Согласно пункту 3.1 договора аренды земельный участок предоставлен сроком на 5 лет, действие договора распространяется на правоотношения, возникшие с ....

На основании протокола торгов ... от ... административный истец является победителем торгов, по которым административному истцу реализованы нежилые помещения и право аренды по договору аренды земельного участка ...-АЗ от .... С административным истцом заключен договор ... от ... купли-продажи гаражей и права аренды земельного участка с кадастровым номером .... Уведомлением от ..., направленным в адрес административного ответчика, произведена замена арендатора с ФИО11 на ФИО1

Административный истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на вышеназванном земельном участке, а именно: гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ...; гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ...; гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ...; гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ...; гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ...; гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного ...; гаража с кадастровым номером ... на основании договора купли-продажи, зарегистрированного .... Испрашиваемый земельный участок используется по его прямому назначению – под размещение гаражей. Все арендные платежи по использованию земельного участка выплачены в полном объеме.

Сунгатуллин И.И. считает, что право пользования земельным участком возникло у административного истца на законных основаниях, поскольку административный истец приобрел право аренды с торгов, о чем уведомил административного ответчика, на основании вышеуказанных договоров купли-продажи нежилых помещений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

01 ноября 2018 года административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Ответом за ... от ... административному истцу отказано в вязи с тем, что земельный участок находится в аренде у третьего лица и на испрашиваемом земельном участке расположены нежилые здания – гаражи с кадастровыми номерами ....

25 марта 2019 года административный истец обратился к Исполнительному комитету Муниципального образования г.Набережные Челны о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:52:030603:1074 в собственность.

Ответом за ... от ... административного ответчика в лице Управления земельных и имущественных отношений административному истцу отказано.

В обоснование отказа указывается следующее: на испрашиваемом участке отсутствуют объекты капитального строительства; испрашиваемый земельный участок находится на правах аренды у третьего лица до ....

На основании изложенного просит признать незаконным отказ Исполнительного комитета Муниципального образования ... в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка от ... незаконным и устранить допущенные нарушения, путём понуждения к заключению договора купли-продажи и передаче в собственность административного истца земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., в районе автодороги ...; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения индивидуальных гаражей.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования ... Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, просила отказать в удовлетворении в полном объеме. При этом пояснила, что на момент вынесения оспариваемого отказа Исполнительного комитета Муниципального образования ... договор аренды не был расторгнут.

Административный ответчик – начальник Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования ... Республики Татарстан ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель заинтересованного лица Набережночелнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (Управление Росреестра по ...), заинтересованное лицо ФИО11 в судебное заседание не явились, извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ... между Исполнительным комитетом Муниципального образования ... и ФИО11 заключен договор аренды земельного участка ...-АЗ, согласно которому административный ответчик передал в аренду земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., в районе автодороги ..., площадью 3 935 кв.м. (л.д. 11-14).

Согласно пункту 3.1 договора аренды земельный участок предоставлен сроком на 5 лет, действие договора распространяется на правоотношения, возникшие с ....

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от ... по делу ... индивидуальный предприниматель ФИО11 признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим индивидуального предпринимателя ФИО11 утверждена ФИО6, член Саморегулирующей организацией СОЮЗ «Арбитражных управляющих «Правосознание» (л.д. 7-10).

На основании протокола торгов ... от ...ФИО1 является победителем торгов, по которым административному истцу реализованы нежилые помещения и право аренды по договору аренды земельного участка ...-АЗ от ... (л.д. 18).

С административным истцом заключен договор ... от ... купли-продажи гаражей с кадастровыми номерами ... и права аренды земельного участка с кадастровым номером 16:52:030603:1074 (л.д. 19-23).

... с административным истцом заключен договор купли-продажи ..., предметом договора является гараж ... с кадастровым номером ...-28).

... с административным истцом заключен договор купли-продажи ..., предметом договора является гараж ... с кадастровым номером ... (л.д. 29-32).

... между административным истцом и ФИО7 заключен договор купли-продажи гаража ... с кадастровым номером ... который принадлежал ФИО7 на основании договора купли-продажи ... от ... (л.д. 33-35).

... между административным истцом и ФИО8 заключен договор купли-гаража ..., расположенный в гаражном строительном кооперативе «Птицевод-1» ... (л.д. 36-38).

... между административным истцом и ФИО9 заключен договор купли-продажи гаража ... с кадастровым номером ... (л.д. 39-41).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости указанные гаражи принадлежат на праве собственности административному истцу (л.д. 42-55).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ... в отношении земельного участка с кадастровым номером ... установлено ограничение виде аренды в пользу ФИО11 на основании договора аренды земельного участка от ......-АЗ (л.д. 56-68).

... административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 69).

Ответом за ... от ... административному истцу отказано на основании того, что земельный участок находится в аренде у третьего лица и в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены нежилые здания – гаражи с кадастровыми номерами ..., однако по сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером ... объекты капитального строительства отсутствуют (л.д. 71).

... административный истец обратился к административному ответчику о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в собственность за плату без проведения торгов (л.д. 78).

Ответом за ... от ... административного ответчика в лице Управления земельных и имущественных отношений административному истцу отказано. В обоснование отказа указывается следующее: на испрашиваемом участке отсутствуют объекты капитального строительства; испрашиваемый земельный участок находится на правах аренды у третьего лица до ... (л.д. 80).

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из смысла статей 39.20, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Согласно положениям статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством (часть 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, предусмотрены статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки:... принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Вместе с тем, предметом договора купли-продажи могут быть земельные участки, свободные от прав третьих лиц. На момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка, испрашиваемый земельный участок находился на праве аренды у третьего лица.

В силу требований пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, приведенные выше обстоятельства, являются препятствием для предоставления земельного участка.

При изложенных обстоятельствах, в силу вышеприведенных правовых норм, оспариваемый отказ административного ответчика от ... принят на основании и в соответствии с требованиями действующего законодательства, в рамках, возложенных на него полномочий.

Предъявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объёме.

Доводы, изложенные в административном исковом заявлении и оглашенные в судебном заседании представителем административного истца, не могут быть приняты во внимание, и не являются основанием для признания действий (бездействий) незаконными, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Сунгатуллина ФИО13 к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, начальнику Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан Гизатуллину Л.Р. о признании незаконным действий по отказу в предоставлении в собственность земельного участка и устранения допущенных нарушений путем понуждения к заключению договора купли-продажи и передаче в собственность земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Додин Э.А.

Мотивированное решение составлено 23 октября 2020 года.