ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3169/2016 от 07.09.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2016 года г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Сибирского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», ГУ МЧС РФ по Иркутской области, Маломорскому инспекторскому участку ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», Шупчик Т.Н. о признании незаконным решения Хужирского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России о регистрации в судовой книге судна, обязании снять судно с учета маломерных судов,

УСТАНОВИЛ:

Восточно-Сибирский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с административным иском к ФКУ «Центр ГИМС МЧС РФ по Иркутской области» о признании незаконным решения Хужирского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России о регистрации в судовой книге катера, обязании снять судно с учета маломерных судов.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой во исполнение п.7 Плана работы Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2016 г проведена проверка исполнения поднадзорными организациями законодательства регламентирующего вопросы безопасности плавания, в том числе в территориальных органах ГИМС МЧС России. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Шупчик Т.Н. Хужирским инспекторским участком Центра ГИМС М России по Иркутской области в судовой книге за произведена регистрация катера проекта , ДД.ММ.ГГГГ года постройки, заводской , предприятие строитель п/я Г-, ширина - <данные изъяты> м., длина <данные изъяты> м., высота борта <данные изъяты> двигатель <данные изъяты> л/с, пассажировместимость <данные изъяты> человек. Судну присвоен регистрационный (бортовой номер) . Шупчик Т.Н. выдан судовой билет . Регистрация указанного судна Хужирским инспекторским участком Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области в судовой книге произведена с нарушениями, не соответствовала требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (в редакции от 27.12.2009) судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Согласно п. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

В силу п. 2 ст. 17 КВВТ РФ указанные органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами (п.4 ст. 17 КВВТ РФ).

Указом Президента РФ №991 от 28.08.2003 в ведение Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий передана в установленном порядке из ведения Министерства природных ресурсов РФ Государственная инспекция по маломерным судам РФ.

Катер, принадлежащий Шупчик Т.Н. и зарегистрированный в судовой книге , в силу закона не являлось маломерным судном и не могло быть зарегистрировано в реестре маломерных судов.

В соответствии с данными, содержащимися в регистрационной карточке - заявлении судовладельца Шупчик Т.Н., акте первичного освидетельствования судна от ДД.ММ.ГГГГ, судовой книге длина катера составляет <данные изъяты> м., мощность двигатель л/с (<данные изъяты> киловатт).

Таким образом, в силу указанных положений закона регистрация катера Шупчик Т.Н. Хужирским инспекторским участком Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области в судовой книге произведена с нарушением требований закона. Катер, принадлежащий Шупчик Т.Н., эксплуатируемый на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей, подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации и постановке на классификационный учет в Восточно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра.

Незаконная регистрация катера, принадлежащего Шупчик Т.Н., в качестве маломерного нарушает государственные и общественные интересы, поскольку не способствует укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 4 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ).

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. Хужирского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области о регистрации в судовой книге катера регистрационный (бортовой) номер , принадлежащий Шупчик Т.Н.; обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» снять с учета маломерных судов катер регистрационный (бортовой) номер , принадлежащий Шупчик Т.Н., в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных соответчиков привлечены ГУ МЧС РФ по Иркутской области, Маломорский инспекторский участок, Шупчик Т.Н.

В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов Восточно-Сибирского транспортного прокурора Ермакова Н.П. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, настаивала на их удовлетворении.

Представители административных соответчиков: ФКУ «Центр ГИМС МЧС РФ по Иркутской области» Новикевич Е.А., ГУ МЧС России по Иркутской области Билецкий А.М., Шупчик Т.Н. - Аксаментов М.В. административные исковые требования не признали по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный соответчик Маломорский инспекторский участок, заинтересованное лицо Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебном заседании не представлены, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Административный соответчик Шупчик Т.Н. в судебном заседании отсутствует, судебную корреспонденцию с извещением о времени и месте судебного разбирательства не получила, по обстоятельствам зависящим от самого административного соответчика, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечению срока хранения. Как пояснил ее представитель в судебном заседании, Шупчик Т.Н. о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется положениями пунктов 1, 1.1, 3 - 5 статьи 16 КВВТ РФ, согласно которым судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов РФ: государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Одной из основных функций Государственной инспекции по маломерным судам, согласно п. 4, пп. 13 п. 5, Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 (далее - Положение), является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, осуществление в установленном порядке производства по делам об административных нарушениях в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 6 Положения, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.

В соответствии с п.п. 1.4., 2.1, 2.2 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», утвержденного приказом МЧС России № 612 от 18.10.2011, учреждение является некоммерческой организацией, входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, осуществляет возложенные законом полномочия по регистрации судов, а также контролю и надзору за правилами их эксплуатации.

Хужирский инспекторский участок является подразделением Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области. На основании приказа ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» от от ДД.ММ.ГГГГ Хужирский инспекторский участок переименован в Маломорский инспекторский участок.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Хужирским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» на основании заявления Шупчик Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в судовой книге за произведена регистрация катера проекта , ДД.ММ.ГГГГ года постройки, заводской , предприятие строитель п/я , ширина - <данные изъяты> м., длина <данные изъяты> м., высота борта <данные изъяты> двигатель л/с, пассажировместимость <данные изъяты> человек. Судну присвоен регистрационный (бортовой номер) . Шупчик Т.Н. выдан судовой билет

Полагая, что регистрация катера Шупчик Т.Н. Хужирским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в судовой книге произведена с нарушением требований закона, прокурор обратился в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) (в редакции от 27.12.2009г.) судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Судном является самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (часть 1 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Под самоходным транспортом понимаются различные виды транспорта, приводимые в движение двигателем.

Судно, принадлежащее Шупчик Т.Н., является самоходным, поскольку имеет двигатель, что ни одной из сторон разбирательства не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 17 КВВТ РФ (в редакции от 27.12.2009г.), государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

В силу п. 2 ст. 17 КВВТ РФ (в редакции от 27.12.2009) указанные органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами (п.4 ст. 17 КВВТ РФ).

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам РФ осуществляет функции по классификации, государственной регистрации, учету, по проведению первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров маломерных судов, по присвоению им государственных (бортовых) номеров, по выдаче судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда. Государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.

Как следует из заявления о регистрации, судового билета регистрационной карты, судовой книги , судно заявлялось собственником к регистрации и было зарегистрировано в целях плавания в районе внутреннего водного плавания (ВВП).

Понятие внутренних водных путей дано в абзаце третьем статьи 3 Кодекса ВВТ РФ, согласно которому внутренние водные пути Российской Федерации - это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации, перечень является исчерпывающим.

В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. № 1800-р (в редакции от 27.02.2010), Озеро Байкал, река Ангара относятся к внутренним водным путям Российской Федерации.

На день рассмотрения дела Байкало-Ангарский бассейн Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации» отнесен к числу внутренних водных путей.

Согласно акта первичного технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ, установлена формула класса судна /, что исходя из положений Временных правил классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ означает: катер, с водонепроницаемой палубой, второй категории, допустимое количество людей на борту <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> кВт.

Из пояснений представителей административных соответчиков в судебном заседании, судового билета следует, что судно Щупчик Т.Н. бортовой (регистрационный номер) было зарегистрировано как прогулочное.

Исходя из прямого указания статьи 17 Кодекса ВВТ РФ (в редакции от 27.12.2009) самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, а также другие прогулочные судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт подлежали регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Мощность двигателя судна бортовой (регистрационный номер) согласно регистрационным документам составляет <данные изъяты> л.с.

В соответствии с пунктом 4.21 Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 24 июля 2002 года № 100, действовавших на момент регистрации судна, маломерное судно - судно, длина корпуса которого менее 15 м.

Длина корпуса судна бортовой (регистрационный номер) составляет <данные изъяты> м.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Временных правил классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ под маломерными судами законодателем понимаются самоходные и несамоходные суда, водные транспортные и иные плавсредства (независимо от назначения, конструкции, способа движения и метода поддержания) валовой вместимостью менее 80 р.т., пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и подвесными моторами независимо от мощности.

Следовательно, на момент регистрации судна имелось законодательно определенное понятие маломерного судна.

Судно бортовой (регистрационный номер) было зарегистрировано как маломерное, что подтверждается регистрационными документами на судно: судовым билетом , выпиской из реестра маломерных судов, актом первичного технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом доводы административных ответчиков о том, что судно не было зарегистрировано как маломерное голословны и необоснованны. К тому же регистрация судна как прогулочного не исключает его регистрацию как маломерного.

Судно бортовой (регистрационный номер) , в силу вышеуказанных норм права, не относилось к разряду маломерных, при этом оснований для отнесения судна к разряду маломерных и регистрации судна в судовой книге Хужирского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» не имелось, как и не имелось оснований для его регистрации в судовой книге Хужирского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» ввиду его классификации как прогулочного, поскольку мощность двигателя данного судна превышала 55 кВт, и оно подлежало регистрации, в силу прямого указания ст. 17 Кодекса ВВТ РФ, в Государственном судовом реестре Российской Федерации государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Данные положения законодательства Хужирским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» при регистрации судна, принадлежащего Шупчк Т.Н. не были учтены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что решение Хужирского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в судовой книге катера регистрационный (бортовой) номер , принадлежащий Шупчик Т.Н. не соответствовало закону.

Довод административных соответчиков о наличии у ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» полномочий для регистрации судна Шупчик Т.Н. в судовой книге Хужирского инспекторского участка со ссылкой на п. 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 (ред. от 24.03.2009) суд полагает основанным на неверном толковании норм права.

Так, в соответствии с данной нормой права ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» вправе производить регистрацию прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт, используемых в целях мореплавания.

Аналогичная норма содержится в п.2. Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», где указано, что Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Вместе с тем, административным ответчиком не учтено, что в соответствии с данными нормами права ГИМС МЧС России вправе были регистрировать прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей используемые в целях мореплавания, а в целях плавания во внутренних водах самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт.

Как установлено судом и указано выше, разрешенный район плавания судна Шупчик Т.Н. это внутренние водные пути.

При этом указание административным ответчиками, что оз. Байкал относится к внутренним водным путям с морским режимом судоходства не изменяет разрешенное использование судна во внутренних водах на морское мореплавание.

В соответствии со статьей 2 Кодекса ВВТ РФ законодательство в области внутреннего водного транспорта состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Кодекса, иных федеральных законов.

Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу ВВТ РФ и иным федеральным законам.

Поскольку КВВТ РФ имеет большую юридическую силу, положения Правила государственной регистрации маломерных судов, утвержденным Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 должны были применяться ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в части не противоречащей КВВТ РФ.

Пунктом 28 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденным Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 предусмотрено, что государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной.

В этом случае судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка «РЕГИСТРАЦИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНА». Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке-заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку зарегистрированное в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» судно, принадлежащее Шупчик Т.Н., не учтено в Государственном судовом реестре, уполномоченные органы не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта, что создает угрозу для неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация данного судна незарегистрированного в установленном законом порядке не отвечает требованиям безопасности, может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан эксплуатирующих данное судно и иные суда.

При таких обстоятельствах, в силу положений ст. 227 КАС РФ решение Хужирского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в судовой книге катера регистрационный (бортовой) номер принадлежащий Шупчик Т.Н. является незаконным.

Доводы административных соответчиков о неприменении к спорным правоотношениям положений Федерального закона № 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года, так как они возникли до вступления данного Закона в силу, суд полагает несостоятельными.

Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе, в части определения понятия маломерного судна, в частности, изменен критерий отнесения судна к категории маломерного.

Пунктом 3 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и абзацем 17 статьи 3 КВВТ РФ установлено понятие маломерного судна как судна, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором, не должно превышать двенадцать.

Под прогулочным судном статья 3 КВВТ РФ понимает судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Согласно пункту 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу пункта 4 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 основной задачей государственной инспекции является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и использованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения, возникающие между ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» и Шупчик Т.Н. по надзору за судном в связи с нахождением на учете в ГИМС прогулочного катера регистрационный (бортовой) номер Р02-27ИИ в качестве маломерного судна являются длящимися.

В этой связи, Федеральный закон от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ подлежал применению к указанным отношениям со дня его вступления в силу (25 мая 2012 года).

По правилам ст. 44 КТМ РФ в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном п. 4 ст. 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.

Поскольку с даты вступления в силу Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ, (25 мая 2012 года) для отнесения судна к маломерным правовое значение имеет его длина, которая не должна превышать 20 метров, на момент обращения прокурора с административным иском катер принадлежащий Шупчик Т.Н. не отвечает установленным законодателем требованиям, суд приходит к выводу, что регистрация маломерного прогулочного судна согласно п. 28 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденным Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 подлежит признанию недействительной.

Исходя из задач и полномочий Государственной инспекции по маломерным судам, указанным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 835, изменение правового регулирования, следствием которого явилось несоответствие данных, внесенных в реестр маломерных судов, о принадлежности к данной категории судов прогулочного катера, принадлежащего Шупчик Т.Н., в силу положений ст. 44 КТМ РФ является основанием для принятия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» мер по снятию с учета маломерных судов катер регистрационный (бортовой) номер , принадлежащий Шупчик Т.Н.

Поскольку данные действия не требуют больших временных затрат суд полагает возможным установить ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области»срок для снятия судна с учета в течении 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно справке о результатах проверки законодательства о безопасности плавания в территориальных органах ГИМС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона при регистрации маломерных судов были выявлены по результатам проверки законодательства, то есть ДД.ММ.ГГГГ, в суд прокурор с настоящим административным иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Восточно-Сибирского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. Хужирского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области о регистрации в судовой книге катера регистрационный (бортовой) номер , принадлежащий Шупчик Т.Н.;

Обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» снять с учета маломерных судов катер регистрационный (бортовой) номер , принадлежащий Шупчик Т.Н. в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 12.09.2016г. Н.Н. Исакова