Дело № 2а-316/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невельский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи - Плешевеня О.В.,
при секретаре – Кирьяновой А.А.
рассмотрев, в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Невельского городского округа, отделу образования администрации Невельского городского округа, начальнику отдела образования администрации Невельского городского округа ФИО4 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на снятие денежных средств со счетов несовершеннолетнего ребенка, возложении обязанности выдать данное разрешение,
У С Т А Н О В И Л:
12 апреля 2019 г. ФИО3 подано в Невельский городской суд административное исковое заявление к администрации Невельского городского округа, отделу образования администрации Невельского городского округа, начальнику отдела образования администрации Невельского городского округа ФИО4 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на снятие денежных средств со счетов несовершеннолетнего ребенка, возложении обязанности выдать данное разрешение. В обоснование административного иска, ФИО3 указывает, что 01 апреля 2019 г. она обратилась в отдел образования администрации Невельского городского округа через МФЦ г.Невельска с заявлением о выдаче разрешения на снятие денежных средств со счетов несовершеннолетней дочери, - ФИО1 для приобретения недвижимости в <адрес>. 03 апреля 2019 г. в удовлетворении заявления ей было отказано, со ссылкой на постановление № 1701 от 23 ноября 2017 г., которое, по ее мнению, не имеет отношения к заявленной услуге, а также противоречит действующему законодательству Российской Федерации. В обоснование принятого решения указанный административный ответчик потребовал представить дополнительный пакет документов, включая согласие несовершеннолетней ФИО1, что полагает незаконным. При этом дополнительные документы согласно пунктов 2.6.1.3 она не имеет возможности предоставить, поскольку не является собственником приобретаемого жилого помещения. Ссылаясь на постановление № 1706 от 23 ноября 2017 г. указывает, что ею был предоставлен исчерпывающий перечень документов для выдачи разрешения. Кроме того, согласно пункта 2.6.2 постановления, предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе предоставить и их непредоставление не является основанием для отказа в данном виде услуги, что установлено пунктом 2.8.1 постановления. На основании изложенного, просит суд: признать незаконным отказ административного ответчика; обязать выдать разрешение на снятие денежных средств со счетов несовершеннолетней ФИО1 на приобретение недвижимости, в кратчайшие сроки.
В судебное заседание по делу стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представитель отдела образования администрации Невельского городского округа просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный истец ФИО3 просила суд отложить рассмотрение дела в связи с занятостью на работе, назначив судебное заседание не ранее 13 мая 2019 г.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Вместе с тем, ФИО3 не представлены доказательства уважительности причин неявки, в связи с чем оснований для удовлетворения ее ходатайства, - не имеется.
При таких обстоятельствах, суд определяет рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 01 апреля 2019 г. ФИО3 на имя мэра Невельского городского округа подано заявление о выдаче разрешения на снятие со счетов несовершеннолетней ФИО1 денежных средств на приобретение квартиры.
К заявлению ею приложены следующих документов: решение Невельского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО2 в отношении ее несовершеннолетних дочерей; постановление администрации Невельского городского округа от 19 февраля 2013 г. № об изменении фамилии детей; свидетельство о расторжении ее брака с ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о перемене ее фамилии от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о регистрации по месту жительства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; предварительный договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ; выкопировки из паспорта административного истца, выкопировки из титульных листов сберегательных книжек; свидетельство о рождении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ
Письмом отдела образования администрации Невельского городского округа от 03 апреля 2019 г. за подписью начальника отдела ФИО4 административному истцу в удовлетворении заявления было отказано по причине представления неполного пакета документов, предусмотренных пунктами 2.6.1.1 и 2.6.1.3 административного регламента «Выдача разрешений опекуну на совершение сделок с имуществом подопечного», утвержденным постановлением администрации Невельского городского округа от 23 ноября 2017 г. № 1701, а именно: отсутствия выписок со счетов, открытых на имя несовершеннолетней ФИО1, с которых предполагается снятие денежных средств, с указанием суммы остатка денежных средств на лицевом счете в случае его закрытия, выписки из домовой книги на приобретаемое жилое помещение, собственником которого будет являться несовершеннолетняя ФИО1, а также документа, определяющего рыночную стоимость покупаемого жилья на момент обращения.
Кроме того, в данном письме, со ссылкой на пункт 2.6.2 административного регламента, указано на необходимость предоставления следующих документов: копий правоустанавливающих документов на объект недвижимости, собственником которого будет являться несовершеннолетний, в отношении которого совершается сделка; копии свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права на объект недвижимости, собственником которого будет являться несовершеннолетний, в отношении которого совершается сделка; копий технического (кадастрового) паспортов на приобретаемый объект недвижимости; справки из налогового органа, подтверждающей отсутствие задолженности по оплате налога на недвижимость, собственником которой будет являться несовершеннолетний в результате сделки.
Также ФИО3 указано на отсутствие согласия несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на совершение сделки приобретения жилого помещения за счет ее имущества (денежных средств).
Согласно пункту 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.
Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешений опекуну на совершение сделок с имуществом подопечного» утвержден постановлением администрации Невельского городского округа от 23 ноября 2017 г. № 1701.
Разделом 2.6 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 2.6.1.1. административного регламента, для получения государственной услуги в виде выдачи предварительного разрешения на снятие денежных средств с личного счета несовершеннолетнего дополнительно к документам, указанным в пункте 2.6.1 административного регламента заявитель предоставляет в Отдел образования в обязательном порядке следующие документы, в частности: реквизиты счета, открытого на имя несовершеннолетнего в кредитной организации, с которого предполагается снятие денежных средств; выписки со счета, открытого на имя несовершеннолетнего в кредитной организации, с которого предполагается снятие денежных средств, с указанием суммы остатка денежных средств на лицевом счете в случае его закрытия.
Согласно пункта 2.6.1.3 административного регламента, дополнительно к документам, указанным в пункте 2.6.1 административного регламента, необходимо представить следующие документы для выдачи предварительного разрешения на совершение сделки с недвижимым имуществом: документ, определяющий рыночную стоимость продаваемого и покупаемого жилья на момент обращения.
Вместе с тем, как установлено судом, указанных дополнительных документов ФИО3 предоставлено в отдел образования администрации Невельского городского округа не было.
При этом суд признает несостоятельными ее доводы о неприменении указанного административного регламента, утвержденного постановлением администрации Невельского городского округа от 23 ноября 2017 г. № 1701, поскольку целью ее обращения с заявлением к административному ответчику являлась выдача разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетней дочери, а не ее доходами, порядок распоряжения которыми регулируется административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно», утвержденным постановлением администрации Невельского городского округа от 23 ноября 2017 г. № 1706.
Доводы административного истца о незаконности постановления администрации Невельского городского округа от 23 ноября 2017 г. № 1701, - суд также признает несостоятельными, поскольку вопрос о законности указанного нормативного правового акта, принятого в установленном порядке органом местного самоуправления, - предметом оценки в рассматриваемом споре не является.
Вместе с тем, суд признает необоснованным указание в обжалуемом решении административного ответчика на непредоставление документов в соответствии с пунктом 2.6.2. административного регламента, поскольку их предоставление не имеет обязательного характера.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.8.1 административного регламента, непредоставление заявителем документов, которые он вправе предоставить по собственной инициативе, не является основанием для отказа в предоставлении услуги.
Исходя из положений административного регламента, также не имелось у административного ответчика оснований истребовать согласие несовершеннолетней ФИО1 на приобретение недвижимого имущества за счет ее денежных средств.
Вместе с тем, принимая во внимание непредоставление административным истцом документов в соответствии с пунктами 2.6.1.1 и 2.6.1.3 административного регламента, имеющих обязательный характер, - у суда не имеется оснований признавать обжалуемое решение отдела образования администрации Невельского городского округа незаконным и возлагать на него соответствующую обязанность.
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, ввиду правомерности обжалуемого решения, - суд отказывает административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к администрации Невельского городского округа, отделу образования администрации Невельского городского округа, начальнику отдела образования администрации Невельского городского округа ФИО4 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на снятие денежных средств со счетов несовершеннолетнего ребенка, возложении обязанности выдать данное разрешение, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2019 г.
Председательствующий судья О.В.Плешевеня