ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-316/20 от 04.02.2021 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 февраля 2021 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при помощнике судьи Гасак Р.К., с участием административного истца Петрова А.Е., представителя административного ответчика Карелиной Е.И., рассмотрев открытом судебном заседании административное дело № 2а-4/2021 по административному иску Петрова Артема Евгеньевича к начальнику МО МВД России «Киренский» Рогачкову Сергею Александровичу, МО МВД России «Киренский», ГУ МВД России по Иркутской области, МВД России о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей

УСТАНОВИЛ:

Петров А.Е. обратился в суд с административным иском к начальнику МО МВД России «Киренский» Рогачкову С.А., в обоснование которого указал (с учетом уточнений), что 31.08.2020 им с ИВС МО МВД России «Киренский» в соответствии с требованиями закона, по утренней проверке было отдано в руки представителей администрации ИВС заявление, адресованное в Европейский Суд по правам человека. В заявлении в краткой форме было изложено нарушение его прав, предусмотренных Конвенцией по правам человека, и изложена просьба о направлении в его адрес формуляров, необходимых для подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека. В реквизитах заявления был указан полный и точный адрес Европейского Суда по правам человека. Право на обращение в межгосударственный орган по защите прав и свобод человека, право на судебную защиту и доступ к правосудию гарантированы нормами ст.ст. 33, 46 Конституции РФ. Порядок направления обращений в Европейский Суд по правам человека лиц, содержащихся под стражей, регламентирован п.п.97,101 Приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Нарушая указанные требования закона, начальник МО МВД России «Киренский» Рогачков С.А. 01.09.2020 под исходящим номером 50/11467 направил его заявление не в адрес Европейского Суда по правам человека, а в Киренский районный суд Иркутской области, не уполномоченный рассматривать заявления и жалобы, адресованные в Европейский Суд по правам человека. 02.09.2020 Киренский районный суд Иркутской области вернул ему заявление, так как вопросы, изложенные в заявлении, не входят в компетенцию районного суда. Заявление поступило в ФКУ СИЗО-1 г.Иркутска только 09.09.2020 и 10.09.2020 было получено им лично. Содержась в ИВС, он имел право обратиться в межгосударственный орган по защите прав и свобод, это предусмотрено условиями содержания под стражей и является его конституционным правом. Начальник МО МВД России «Киренский» Рогачков С.А. обязан был направить его заявление в Европейский Суд по правам человека в запечатанном виде. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии, право на доступ к правосудию является одним из основных конституционных прав человека и гражданина и является одним из обязательных условий при содержании под стражей. Это право предусмотрено, в том числе Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, УИК РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах. Право на обращение в государственные органы и право на судебную защиту при содержании под стражей является единственной, реальной возможностью защиты своих прав и свобод. От своевременного обращения за защитой своих прав прямо зависит эффективность такого обращения. У него имелись основания для обращения в Европейский Суд, в связи с обжалованием постановления Киренского районного суда от 18.09.2019 в Верховный Суд РФ, которым в удовлетворении его жалобы было отказано. Кроме того, в Европейском Суде по правам человека есть допустимое исключение из правила, когда обжалование по внутригосударственным процедурам не является эффективным в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В своем обращении в Европейский суд он указывал о неэффективности средств правовой защиты, поэтому он имел право подать обращение даже без формуляра. Ранее начальник МО МВД России «Киренский» уже допускал подобные нарушения его права на обращение в государственные органы и права доступа к правосудию, это подтверждается решением суда от 26.08.2020 по делу № 2а-119/2020. Это указывает на длящий характер совершаемого нарушения условий содержания под стражей в ИВС, о чем начальник МО МВД России «Киренский» извещен и не предпринимает никаких мер для устранения нарушений. Поскольку в отношении него МО МВД России «Киренский» совершает подобное нарушение уже не в первый раз, он оценивает компенсацию причиненного ему морального вреда в 1 000 000 руб.

Уточнив административные исковые требования, Петров А.Е. просит признать действие начальника МО МВД России «Киренский» Рогачкова С.А. незаконными, нарушающими предусмотренные законом условия содержания под стражей, выразившиеся в нарушении его конституционного права на обращение в межгосударственный орган по защите прав и свобод; в соответствии со ст. 227.1 КАС РФ взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны РФ компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 000 000 руб. В связи с отсутствием банковских счетов, открытых на его имя, просил перечислить подлежащую взысканию денежную сумму на счет его матери № 40817810718352226578, открытый на имя Петровой Людмилы Григорьевны в Байкальском Банке ПАО Сбербанк, БИК 042520607, ИНН 7707083893, к/с 30101810900000000607.

Определением суда от 22.10.2020 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МО МВД России «Киренский», ГУ МВД России по Иркутской области, МВД России.

Административный истец Петров А.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в административном иске и уточнениях к нему. Дополнительно пояснил, что именно начальник МО МВД России «Киренский» Рогачков С.А. подписал сопроводительное письмо о направлении его жалобы, адресованной в Европейский Суд, в Киренский районный суд, поэтому он просит признать незаконными его действия. Кроме того, целью его обращения в Европейский Суд по правам человека являлось не только получение формуляров, но и получение первоначального заключения секретариата Европейского Суда в соответствии с параграфом 47 Европейской конвенции, поскольку он обращается в Европейский Суд, не пройдя высшую инстанцию. На протяжении пяти месяцев административный ответчик не пытался устранить нарушения его прав, и только в судебном заседании было принято решение о восстановлении его нарушенного права, направлении его обращения в Европейский Суд по правам человека. Не известно, примет ли сейчас Европейский Суд его жалобу. На иске настаивает, однако размер компенсации оставляет на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Киренский» Карелина Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленного административного иска, поддержав доводы письменных возражений. Просила в удовлетворении требований отказать, указывая, что в действиях МО МВД России «Киренский» отсутствовал умысел на нарушение права Петрова А.Е. на обращение в Европейский Суд по правам человека, имели место ошибочные действия сотрудников по направлению его обращения в Киренский районный суд. При этом в настоящее время нарушенное право Петрова А.Е. административным ответчиком МО МВД России «Киренский» восстановлено, Петрову А.Е. вручены формуляры жалобы, а также его обращение направлено в Европейский Суд по правам человека.

Административный ответчик – начальник МО МВД России «Киренский» Рогачков С.А. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежаще. Суду представлены письменные возражения на административный иск, согласно которым исковые требования он не признает, поскольку истцом не представлено доказательств того, что у него наступили какие-либо отрицательные последствия, были причинены нравственные и физические страдания. Размер испрашиваемой истцом денежной суммы в счет компенсации морального вреда существенно завышен, не обоснован и явно несоразмерен характеру возможных страданий. Кроме того, направление заявления истца не надлежащему адресату не является нарушением условий содержания под стражей. Сотрудниками МО МВД России «Киренский» не преследовалась цель нарушить какие-либо права Петрова А.Е., в том числе и право на обращение в Европейский Суд по правам человека, так как заявление Петрова А.Е. не было укрыто от судебных органов. Доводы Петрова А.Е. о несвоевременности обращения в Европейский Суд по правам человека за защитой своих прав по вине сотрудников МО МВД России «Киренский» беспочвенны и ничтожны, поскольку окончательное решение суда от 26.08.2020 по административному делу № 2а-119/2020 до настоящего времени не принято, так как на него подана апелляционная жалоба. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России Артамохина М.В., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще. Суду представлены письменные возражения, согласно которым административный ответчик считает требования Петрова А.Е. не подлежащими удовлетворению. Действие, которое истец просит признать незаконным, выполнил начальник МО МВД России «Киренский». Ни ГУ МВД России по Иркутской области, ни МВД России данного действия не выполняло, каких-либо указаний должностным лицам МО МВД России «Киренский» о не направлении жалобы Петрова А.Е. по указанному им адресу не давало. МО МВД России «Киренский» является юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Кроме того, Конвенцией о защите прав и основных свобод человека предусмотрено, что жалоба в Европейский Суд по правам человека должна быть подана установленным Европейским судом формуляром в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу, принимая во внимание, что решение по административному делу № 2а-119/2020 (с вынесением которого истец связывает свое обращение в Европейский Суд по правам человека) еще не вступило в законную силу, никаких негативных последствий для истца в результате направления его жалобы не по указанному им адресу, не наступило. Истец не лишен возможности подать соответствующую жалобу в установленном законом порядке вновь. Также административным истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих причинение ему нравственных или физических страданий. Просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего административного дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В силу ч.1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст. 227.1 КАС РФ).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.

Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также ряд Протоколов к ней, и в соответствии со статьей 46 данной Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Статьей 3 Конвенции установлен запрет на применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно ст.34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский Суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства (п.п. 1, 4 ст. 35 Конвенции).

Согласно правилу 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, принятыми принят в г. Страсбурге 04.11.1998, жалобы, представляемые на основании статьи 34 Конвенции, подаются на бланках, предоставляемых Секретариатом, если только иное не будет предусмотрено решением Суда (п.1). Невыполнение требований, указанных в пунктах 1 - 3 настоящего правила, может повлечь за собой отказ в рассмотрении жалобы Судом. Это правило не применяется, если: (a) заявитель представит адекватное объяснение невыполнения им соответствующих требований; (b) жалоба содержит запрос о применении обеспечительных судебных мер; (c) жалоба направляется на рассмотрение по инициативе самого Суда или в связи с просьбой заявителя (п.5.1).

В соответствии с Рекомендацией N Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила», принятой 11.01.2006, при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права человека (п.1). Лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей (п.2).

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47) под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Условия и порядок содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания регламентированы Федеральным законом РФ от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (далее – Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел).

Согласно ст.7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: получать информацию о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Аналогичные положения закреплены в п. 97 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб, за исключением кассационных жалоб и жалоб, перечисленных в пункте 97 настоящих Правил, а также адвокату производится за счет отправителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого денег расходы производятся за счет территориального органа МВД России (за исключением телеграмм) (п.101 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Петров А.Е. указывает на незаконность действий начальника МО МВД России «Киренский» Рогачкова С.А., выразившихся в нарушении условий содержания под стражей, а именно нарушении его права на обращение в межгосударственный орган по защите прав и основных свобод человека, не направлении его заявления в Европейский Суд по правам человека.

Проверяя доводы административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Из положения о МО МВД России «Киренский» следует, что МО МВД России «Киренский» является территориальным органом МВД России на районном уровне, входит в состав органов внутренних дел, подчиняется ГУ МВД России по Иркутской области, является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, выступает истцом и ответчиком в суде. В полномочия МО МВД России «Киренский» входит, в том числе обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержание заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также их охрану и конвоирование. Территориальный орган возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником ГУ МВД России по Иркутской области.

Приказом ГУ МВД России по Иркутской области от 02.06.2014 № 729 л/с на должность начальника МО МВД России «Киренский» назначен Рогачков С.А.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Петров А.Е. являлся подсудимым по уголовному делу, возбужденному в отношении него в совершении ряда преступлений, предусмотренных ст.ст. 131, 132 УК РФ, находившегося в производстве Киренского районного суда Иркутской области. Постановлением Киренского районного суда Иркутской области в отношении Петрова А.Е. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем срок содержания Петрова А.Е. под стражей неоднократно продлевался.

В период с 21.08.2020 по 31.08.2020 Петров А.Е. содержался в ИВС МО МВД России «Киренский».

31.08.2020 Петровым А.Е. через сотрудников ИВС МО МВД России «Киренский» передано заявление, адресованное в Европейский Суд по правам человека. В данном заявлении Петров А.Е. указывал о нарушении его прав и свобод при содержании в ИВС МО МВД России «Киренский», применении истязания, высказывании угроз применения насилия, о том, что он обращался к правосудию Российской Федерации в порядках, предусмотренном уголовно-процессуальным и гражданском законодательствах, однако никаких решений в отношении виновных лиц не вынесено. Просил секретариат суда направить в его адрес формуляр для заполнения обращения в Европейский Суд по правам человека.

01.09.2020 заявление Петрова А.Е. направлено сотрудниками МО МВД России «Киренский» в Киренский районный суд Иркутской области, что подтверждается сопроводительным письмом от 01.09.2020 исх. № 50/11467, записью в журнале регистрации обращений, содержащихся под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский». Сопроводительное письмо от 01.09.2020 исх. № 50/11467 подписано начальником МО МВД России «Киренский» Рогачковым С.А.

02.09.2020 заявление Петрова А.Е. поступило в Киренский районный суд Иркутской области. Поскольку в поступившем заявлении, адресованном в Европейский Суд по правам человека, не содержалось каких-либо требований, адресованных районному суду, 02.09.2020 данное заявление возвращено Киренским районным судом Иркутской области Петрову А.Е. и получено последним 10.09.2020.

По данному факту Петров А.Е. обратился в прокуратуру Иркутской области с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц, которые умышленно направили его заявление не в адрес назначения, а в Киренский районный суд с целью воспрепятствования его обращению в межгосударственный орган по защите прав человека. Данное заявление направлено в Прокуратуру Киренского района.

28.09.2020 Прокуратура Киренского района направила в адрес начальника МО МВД России «Киренский» Рогачкова С.А. требование о проведении служебной проверки.

Из заключения по результатам служебной проверки от 21.10.2020, утвержденной начальником МО МВД России «Киренский» Рогачковым С.А., следует, что за нарушение п. 97 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, начальник ИВС МО МВД России «Киренский» Красноштанов Е.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и нарушении права обращения Петрова А.Е. в межгосударственный орган по защите прав и свобод.

22.10.2020 Прокуратурой Киренского района Петрову А.Е. направлен ответ о результатах проверки. Петров А.Е. в свою очередь не согласился с указанным ответом. В ходе рассмотрения обращения Петрова А.Е. прокуратурой Киренского района были опрошены сотрудники МО МВД России «Киренский», истребованы и изучены материалы ранее проведенной служебной проверки, в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства прокуратурой района в адрес ГУ МВД России по Иркутской области направлено представление.

Из протокола рабочего совещания при начальнике УОООП ГУ МВД России по Иркутской области от 20.01.2021, а также ответа ГУ МВД России по Иркутской области на представление прокурора Киренского района от 21.01.2021 следует, что вина сотрудников МО МВД России «Киренский» о нарушении федерального законодательства усматривается, при этом на совещании принято решение о несогласии с заключением служебной проверки МО МВД России «Киренский» по допущенным нарушениям начальником ИВС МО МВД России «Киренский» Красноштановым Е.В. в части нарушений требований Приказа МВД РФ от 26.03.2013 № 161, а также о предупреждении начальника МО МВД Рогачкова С.А. за недостаточный контроль за организацией деятельности специального учреждения и недопущении подобных фактов.

При таких обстоятельствах, поскольку Петров А.Е., находясь в ИВС МО МВД России «Киренский», передал сотрудникам заявление от 31.08.2020, адресованное в Европейский Суд по правам человека, в котором он указывал о нарушении его прав и свобод при содержании в ИВС МО МВД России «Киренский», применении истязания, высказывании угроз применения насилия, а также просил секретариат суда направить в его адрес формуляр для заполнения обращения, то сотрудники МО МВД России «Киренский» в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел обязаны были направить его заявление в Европейский Суд по правам человека не позднее следующего за днем подачи заявления рабочего дня в запечатанном пакете. Вместо этого обращение Петрова А.Е. было направлено начальником МО МВД России «Киренский» Рогачковым С.А. в адрес Киренского районного суда Иркутской области, откуда впоследствии возвращено Петрову А.Е.

В соответствии с положением о МО МВД России «Киренский» именно начальник территориального отдела осуществляет руководство территориальным органом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальных орган задач, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, организует деятельность территориального органа.

Не оспаривая допущенные нарушения, административные ответчики ссылаются на то, что никаких негативных последствий для истца в результате направления его жалобы не по указанному им адресу не наступило, поскольку жалоба в Европейский Суд по правам человека должна быть подана установленным Европейским судом формуляром в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу, а решение по административному делу № 2а-119/2020, с вынесением которого истец связывает свое обращение в Европейский Суд по правам человека, еще не вступило в законную силу.

Между тем, нормы ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 97 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, не предусматривают каких-либо изъятий, позволяющих не направлять заявления обвиняемых, адресованных в Европейский Суд по правам человека, независимо от содержания заявления, при этом вопросы о приемлемости жалобы, либо об отказе в рассмотрении жалобы находятся в компетенции Европейского Суда по правам человека, в связи с чем доводы административных ответчиков в указанной части являются несостоятельными.

Довод административных ответчиков о том, что направление заявления не надлежащему адресату не является нарушением условий содержания под стражей, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм права.

Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает административные исковые требования Петрова А.Е. о признании незаконными действия начальника МО МВД России «Киренский» Рогачкова С.А., выразившиеся в нарушении права Петрова А.Е. на обращение в межгосударственный орган по защите прав и основных свобод человека (Европейский Суд по правам человека) в период его содержания в ИВС МО МВД России «Киренский» в той части, в которой они нашли свое подтверждение, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен, поскольку о нарушении своих прав административный истец узнал 10.09.2020, когда получил письмо Киренского районного суда о возврате его заявления, адресованного в Европейский Суд по правам человека, а с настоящим административным иском обратился 21.09.2020, то есть в предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок.

Разрешая заявленные требования о взыскании в пользу Петрова А.Е. денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей, суд учитывает следующее.

В силу ст. 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ компенсация за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей присуждается за счет казны Российской Федерации, исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.

Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что в отношении Петрова А.Е. допущены нарушения условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский», выразившиеся в нарушении права Петрова А.Е. на обращение в межгосударственный орган по защите прав и основных свобод человека (Европейский Суд по правам человека), то Петров А.Е. вправе требовать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей за счет казны Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете МВД России является главным распорядителем средств федерального бюджета органов МВД по ведомственной принадлежности.

Таким образом, компенсация за нарушение условий содержания Петрова А.Е. под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский» подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.

При определении размера компенсации за нарушение условий содержания под стражей суд учитывает личность административного истца, фактические обстоятельства по делу, характер и объем установленных нарушений, их продолжительность (5 месяцев), а также тот факт, что при рассмотрении настоящего административного дела административный ответчик в добровольном порядке устранил допущенные нарушения, а именно направил обращение Петрова А.Е. в Европейский Суд по правам человека. С учетом требований разумности и справедливости суд считает, что с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Петрова А.Е. подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания под стражей в ИВС МО МВД России «Киренский» в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе компенсации морального вреда за нарушение условий содержания под стражей, административному истцу надлежит отказать.

Указанные в обоснование размера компенсации доводы административного истца о том, что ранее начальник МО МВД России «Киренский» уже допускал подобные нарушения его права на обращение в государственные органы и права доступа к правосудию, что подтверждается решением суда от 26.08.2020 по делу № 2а-119/2020, судом во внимание не принимаются, поскольку установленные решением суда от 26.08.2020 нарушения были учтены при определении размера компенсации за нарушение условий содержания под стражей. Поскольку указанные обстоятельства уже являлись предметом рассмотрения административного дела № 2а-119/2020 и установлены вступившим в законную силу решением суда, то они в соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ не подлежат доказыванию вновь.

В силу ч.9 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Петрова Артема Евгеньевича к начальнику МО МВД России «Киренский» Рогачкову Сергею Александровичу, МО МВД России «Киренский», ГУ МВД России по Иркутской области, МВД России о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника МО МВД России «Киренский» Рогачкова Сергея Александровича, выразившиеся в нарушении права Петрова Артема Евгеньевича на обращение в межгосударственный орган по защите прав и основных свобод человека (Европейский Суд по правам человека) в период его содержания в ИВС МО МВД России «Киренский».

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Петрова Артема Евгеньевича компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 5 000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Мельникова