ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-316/2017 от 11.08.2017 Хабезского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2017 года а. Хабез

Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи - Чимовой З.В.,

при секретаре судебного заседания - Джантемировой М.Н.,

с участием:

представителя административного истца - ФИО1 Дж. Х-А., действующего на основании доверенности от 09.08.2017г. ,

административного ответчика- ФИО2,

представителя заинтересованного лица - ФИО3, действующей на основании Распоряжения -л от 11.08.2017г.,

и.о. Хабезского межрайонного прокурора - Овчаренко Д.Г.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики к ФИО4 ФИО15 о признании члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности и прекращении полномочий,

установил:

Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики обратилась в Хабезский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о признании его систематически не выполняющим свои обязанности члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса и прекращении его полномочий, обосновав свои требования тем, что постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен членом ТИК по <адрес> с правом решающего голоса.

В соответствии с частью 10 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

В силу части 1 статьи 17 Закона Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О территориальной избирательной комиссии города, района Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Закон -РЗ) член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях территориальной избирательной комиссии. В случае если член комиссии по уважительной причине не может прибыть на заседание территориальной избирательной комиссии, он обязан своевременно известить об этом председателя или секретаря территориальной избирательной комиссии.

Установленная обязанность члена избирательной комиссии присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии обусловлена публично-правовой природой полномочий членов избирательных комиссий.

Частью 3 статьи 17 Закона -РЗ предусмотрено, что член территориальной избирательной комиссии, как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса заблаговременно извещается о заседаниях территориальной избирательной комиссии.

В соответствии со статьями 19 и 37 Регламента ТИК по <адрес>, утверждённого постановлением ТИК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, секретарь комиссии организует и обеспечивает подготовку заседаний, извещает членов комиссии о заседаниях комиссии.

Член ТИК по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 обо всех заседаниях ТИК по <адрес> уведомлялся заблаговременно.

То обстоятельство, что заседания ТИК по <адрес> регулярно проводятся и соответствующие решения принимаются, является общеизвестным. При этом, за все время работы ТИК по <адрес>, каких-либо жалоб от ФИО2, на его не уведомление, либо ненадлежащее уведомление не поступало. Данное обстоятельство также подтверждает, что право члена ТИК по <адрес> ФИО2 об уведомлении о предстоящих заседаниях комиссии ни кем не нарушалось.

Вместе с тем, в нарушение обязанности установленной частью 10 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ, на заседания комиссии член ТИК по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 систематически не является и о причинах своей неявки ТИК по <адрес> не уведомляет.

Постановлениями Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на ТИК по <адрес> возложены полномочия избирательных комиссий Хабезского муниципального района, Бесленеевского сельского поселения, Кош-Хабльского сельского поселения, Мало-Зеленчукского сельского поселения и Инжичишховского сельского поселения.

В протоколах заседаний избирательных комиссий Бесленеевского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; Инжичишховского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; Мало-Зеленчукского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; Мало-Зеленчукского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО2 на заседаниях комиссий отсутствует.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, имеются все предусмотренные законом основания для признания члена ТИК по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 систематически не выполняющей свои обязанности.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Таким образом, фактически, от участия каждого члена избирательной комиссии в работе комиссии зависит правомочность данной избирательной комиссии и, как следствие, возможность наиболее полной реализации избирательных прав граждан. В свою очередь невыполнение одними членами комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей препятствует реализации своих полномочий других членам ТИК по <адрес>.

Как указанно выше, на ТИК по <адрес> возложены полномочия муниципальных избирательных комиссий муниципальных образований Хабезского муниципального района.

Решениями представительных органов местного самоуправления ряда сельских поселений, расположенных на территории Хабезского муниципального района, а также непосредственно Советом Хабезского муниципального района назначены выборы депутатов представительных органов местного самоуправления.

Голосование на указанных выборах назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

ТИК по <адрес> является избирательной комиссией организующей выборы в представительные органы 9 муниципальных образований и на нее возложены полномочия по обеспечению реализации избирательных прав граждан, при этом возможность функционирования комиссии напрямую зависит от надлежащего исполнения своих обязанностей ее членами. ТИК по <адрес>. ТИК по <адрес> обязана в непрерывном режиме вести работу по проведению соответствующих выборов.

Статьей 32 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей членом ТИК по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 в виде систематической неявки его на заседания, ставит под угрозу возможность реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации.

Решение вопроса о признании члена избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности в силу положений Федерального закона № 67-ФЗ носит публичный характер и подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В соответствии частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

КАС РФ не содержит запрета на обращение к немедленному исполнению решения суда о признании члена избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не исполняющим свои обязанности.

Замедление исполнения решения суда, с учетом назначенных выборов, объема полномочий возложенных на ТИК по <адрес>, даты, на которую назначено голосование, периодической неявки на заседания ТИК по <адрес> отдельных ее членов с правом решающего голоса по уважительным причинам и систематического неисполнения своих обязанностей членом ТИК по <адрес> с правом решающего голоса ФИО5, может повлечь за собой неправомочность ТИК по <адрес> и, следовательно, массовое нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. В условиях ограниченности сроков обращение решения к немедленному исполнению позволит своевременно провести мероприятия по формированию правомочного состава ТИК по <адрес> и избежать негативных последствий неправомочности избирательной комиссии.

В силу части 1 статьи 241 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Просит члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 систематически не исполняющим свои обязанности и прекратить полномочия члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2. Решение обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 Дж. Х-А. поддержал завяленные требования, и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в административном иске. Пояснил, что ФИО2 систематически не является на заседания Территориальной избирательной комиссии по <адрес>. О причинах своей неявки председателя комиссии не уведомляет, на телефонные звонки не отвечает. В связи с чем, просим признать члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 систематически не исполняющим свои обязанности и прекратить его полномочия.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования Избирательной комиссии КЧР не признал, пояснил, что он является заместителем председателя Территориальной избирательной комиссии по <адрес>. О заседаниях ТИК по <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ его не уведомили в соответствии с Регламентом ИК КЧР. О том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание ТИК по <адрес>, ему стало известно лишь в день заседания, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Он отсутствовал на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, так как выехал за пределы Карачаево-Черкесской республики. О том, что он выезжает за пределы республики он известил председателя ТИК по <адрес> ФИО3 На заседание ТИК по <адрес>, назначенному на ДД.ММ.ГГГГ его вообще не уведомляли. Ему о заседании стало известно через несколько дней. ФИО3 ему пояснила, что необходимо было перепечатать бюллетени для голосования, и они собрали заседание комиссии.

Представитель заинтересованного лица ТИК по <адрес> ФИО3 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в малом зале Дома правительства КЧР состоялось заседание Избирательной комиссии КЧР, на котором необходимо было присутствие председателя ТИК по <адрес>, его заместителя и секретаря ТИК, она позвонила ФИО2, чтобы оповестить его, на что он ей сообщил, что находится на море, за пределами КЧР. ДД.ММ.ГГГГ было заседание ТИК по <адрес>, на котором ФИО2 отсутствовал. ДД.ММ.ГГГГ необходимо было менять бюллетени, секретарь ТИК по <адрес> ФИО6 разговаривал с ФИО2, то есть поставил его в курс дела. В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ кворум ТИК по <адрес> не состоялся, ею была написана жалоба председателю Избирательной комиссии КЧР ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, она лично звонила ФИО2, чтобы оповестить его о заседании ТИК по <адрес>, однако он на ее звонки не отвечал. Секретарь ТИК по <адрес> ФИО6, позвонил и сказал, что явиться по семейным обстоятельствам не может, о повестке заседания ТИК он извещен и подтвердил по телефону повестку заседания. Также пояснила, что в период избирательной кампании, Регламент по извещению членов ТИК по <адрес> не соблюдают, так как в любой момент могут возникнуть вопросы.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 26 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальные избирательные комиссии - это действующие на постоянной основе коллегиальные государственные органы с пятилетним сроком полномочий, к компетенции которых относятся осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме, реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, распределение выделенных из бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдумов и контроль за их целевым использованием, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по ним мотивированных решений, осуществление иных отнесенных к их ведению полномочий.

Статус территориальных избирательных комиссий, порядок их формирования, правила (условия) назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекращения, в том числе досрочного, их полномочий закрепляются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статьи 3, 20, 28 и 30).

Постановлением избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ сформирована территориальная избирательная комиссия по <адрес> в составе 9 членов комиссии с правом решающего голоса, в число которых входит и ФИО2

В нарушение пункта 10 статьи 28 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ( четыре заседания ТИК по <адрес>) и ДД.ММ.ГГГГ на заседания ТИК по <адрес> не явился, о причинах своего отсутствия не сообщал.

Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Избирательной комиссии Инжичишховского сельского поселения возложены на Территориальную комиссию по <адрес>.

Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Избирательной комиссии Кош-Хабльского сельского поселения возложены на Территориальную избирательную комиссию по <адрес>.

Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Избирательной комиссии Мало-Зеленчукского сельского поселения возложены на Территориальную избирательную комиссию по <адрес>.

Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Избирательной комиссии Бесленеевского сельского поселения возложены на Территориальную избирательную комиссию по <адрес>.

Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 19.02.2007г. полномочия муниципальной избирательной комиссии Хабезского муниципального района возложены на территориальную избирательную комиссию по Хабезскому муниципальному району.

В судебном заседании установлено и не опровергается административным ответчиком, что ФИО2 отсутствовал на заседаниях ТИК по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в соответствии с протоколом заседаний Избирательной комиссии Кош-Хальбского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. ; протоколом заседания Избирательной комиссии Инжичшиховского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом заседания Избирательной комиссии Мало-Зеленчукского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг.; протоколом заседания Избирательной комиссии Бесленеевского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг.; протоколом заседания Мало-Зеленчукского сельского поселения Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 на заседаниях не присутствовал.

Из пояснений представителей административного истца и заинтересованного лица следует, что на звонки председателя ТИК по <адрес> ФИО2, в период избирательной кампании выехал за пределы Республики.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность комиссии осуществляется коллегиально.

Пунктом 10 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ закреплена обязанность члена комиссии с правом решающего голоса присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Установленная обязанность обусловлена публично-правовой природой полномочий членов Комиссий. Фактически от участия каждого члена комиссии зависит ее правомочность.

В соответствии с п.п. 14-17 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ решения Комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии, решения Комиссии, определенные пунктом 13 статьи 28 Федерального закона, принимаются большинством голосов от установленного числа ее членов.

В силу п. 16 ст. 17, п. 4 ст. 20 и п. 4 ст. 78 Федерального закона № 67-ФЗ по отдельным вопросам, находящимся в компетенции избирательной комиссии, решения должны приниматься, в особенности в рамках проводимых избирательных кампаний, в максимально короткие сроки, а в отдельных случаях - незамедлительно.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 суду показал, что является членом Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с 2011 года. Пояснил, что на заседаниях ТИК по <адрес> ФИО2 не было один раз, точную дату он не помнит, но точно помнит, что это было в августе месяце. Их уведомляют о заседаниях комиссии за 2-3 часа, а иногда и за час до начала заседания. Также пояснил, что ФИО2 на заседании комиссии не было ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, он сам отсутствовал на заседании ТИК.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что является членом ТИК по <адрес> несколько лет, и пояснил, что о заседании ТИК по <адрес>, их оповещают и за 15 минут до начала заседания. Подтвердил, что в середине августа ФИО2 звонили, он сказал, что находится на море.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что является членом ТИК по <адрес>, с 2015 года. ФИО2 практически всегда присутствует на заседаниях ТИК. О проведении заседания комиссии их оповещают за 2 часа до начала. ФИО2 отсутствовал на заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о причинах неявки ей не известно.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании показала, что является членом ТИК по <адрес> с 2015 года, и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ их уведомили о проведении заседания ТИК за 40 минут до начала. После ДД.ММ.ГГГГ секретарь ТИК на заседании сказал, что ФИО2 находится на море. За весь период проведения избирательной кампании не было такого, чтобы их извещали о проведении заседания за 2-3 дня, как положено по Регламенту.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании показала, что является членом ТИК по <адрес> с 2015 года, и пояснила, что с середины июля по август 2017 года. Она лишь один раз отсутствовала на заседании ТИК. ФИО2 отсутствовал дважды, после ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Его неявку на заседание члены ТИК не обсуждали. Также подтвердила, что о проведении заседания комиссии приглашают за 2-1,5 часа до начала.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показал, что работает в ТИК по <адрес> более 10 лет. В настоящее время работает секретарем ТИК по <адрес>. Он один раз отсутствовал- ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что один раз позвонил ФИО2, он сказал, что находится на море. Также пояснил, что по Регламенту о заседании комиссии должны оповещать за 2-3 дня.

Невыполнение ФИО2 своих обязанностей создает препятствия в деятельности Комиссии, подвергает ее опасности остаться в неправомочном составе и оказаться неспособной принимать необходимые законные решения.

На основании подп. «д» п. 8 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случаях признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

На основании изложенного, административное исковое заявление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики к ФИО2 о признании члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности и прекращении полномочий - удовлетворить

Признать члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса ФИО2 систематически не выполняющим свои обязанности.

Прекратить полномочия ФИО2 в качестве члена Территориальной избирательной комиссии по <адрес> с правом решающего голоса.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд в течении 5 дней с момента вынесения решения.

Судья Хабезского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики З.В. Чимова