Дело № 2а-316/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Поливанова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Христостомовой Я.П.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Предгорного района Быба Е.С.,
представителя административного ответчика администрации МО пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края - ФИО1, действующей на основании доверенности от 15.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Предгорного района Сбируновой Н.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести в ГКН сведения о границах населенного пункта,
установил:
Заместитель прокурора Предгорного района Сбирунова Н.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести в ГКН сведения о границах населенного пункта.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Предгорного района Ставропольского края земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края допущены нарушения требований земельного законодательства и законодательства о государственном кадастре недвижимости.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
реестровых дел;
кадастровых карт;
книг учета документов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства территорий муниципальных образований и других административно - территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены: форма карты (плана) объекта землеустройства; требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики.
В соответствии с пунктом 2 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Согласно пункту 3 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.
Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства. Данный Порядок определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (далее – объекты землеустройства).
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 2444-р утвержден Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания.
Согласно пункту 2 указанного Комплексного плана, предусмотрено мероприятие по обеспечению проведения проектных работ в целях определения границ населенных пунктов.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства должностными лицами муниципального образования пос. Мирный в государственный кадастр недвижимости до настоящего времени сведения о границах населенного пункта - пос. Мирный, в том числе, сведения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории; об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карта (план) объекта землеустройства не направлены в орган кадастрового учета.
Отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенных пунктов в муниципальном образовании может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, кроме того, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Неисполнение требований закона является нарушением принципа законности, а соответственно и нарушением интересов РФ и муниципального образования пос. Мирный Предгорного района, поскольку одним из основополагающих интересов любого муниципального образования является соблюдение законности на его территории, а также с неизбежностью влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Предъявление административного искового заявления в интересах неопределенного круга лиц вызвана тем, что индивидуализировать жителей муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края невозможно, поскольку данный показатель, как в количественном, так и в персональном отношении постоянно изменяется по объективным причинам (поступление новых жителей, создание нового юридического лица, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя).
Обратившись в суд, заместитель прокурора Предгорного района Сбирунова Н.В. просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края в части не принятия мер по внесению сведений о границах населенного пункта муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края в государственный кадастр недвижимости.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края провести работы по описанию границ населенных пунктов муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю для внесения сведений о границах населенных пунктов в Государственный кадастр недвижимости в срок до 31.12.2018.
Представитель административного истца старший помощник прокурора Предгорного района Ставропольского края Быба Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суду удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края – Кошевая Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
С учетом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
- реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
- реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
- реестровых дел;
- кадастровых карт;
- книг учета документов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства территорий муниципальных образований и других административно - территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления при наличии необходимых согласований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены: форма карты (плана) объекта землеустройства; требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики.
В соответствии с пунктом 2 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Согласно пункту 3 Требований карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.
Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства. Данный Порядок определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (далее – объекты землеустройства).
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 2444-р утвержден Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания. Согласно пункту 2 указанного Комплексного плана, предусмотрено мероприятие по обеспечению проведения проектных работ в целях определения границ населенных пунктов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Предгорного района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Предгорного района Ставропольского края земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края допущены нарушения требований земельного законодательства и законодательства о государственном кадастре недвижимости, сведения о границах населенного пункта в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о том, что отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенного пункта может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда. Кроме того, отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенного пункта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействие администрации МО пос. Мирный Предгорного района, выразившееся в уклонении от выполнения обязанности внести в ГКН сведения о границах населенного пункта является незаконным, поскольку противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Суд приходит к выводу о необходимости обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение закона.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Предгорного района Сбируновой Н.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести в ГКН сведения о границах населенного пункта, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в не принятии мер по внесению сведений о границах населенного пункта муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края в государственный кадастр недвижимости.
Возложить на администрацию муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края обязанность провести работы по описанию границ населенного пункта муниципального образования пос. Мирный Предгорного района Ставропольского края и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю для внесения сведений о границах населенных пунктов в Государственный кадастр недвижимости в срок до 31.12.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме, через Предгорный районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2018 года.
Судья Д.А.Поливанов