ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3170/20 от 22.06.2020 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2а-3170/2020

10RS0011-01-2020-003628-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2020 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,

установил:

Иск ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия мотивирован тем, что он 25.04.2019 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность многодетной семье бесплатно земельного участка, расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером , согласно приложенной схеме. Письмом от 06.06.2019 года истцу отказано в утверждении схемы по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», расположен за границей населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в территориальной зоне «Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС (СХ-3)», а также со ссылкой на то, что представленная схема не отображает сведения об исходном земельном участке. Истец заявлением от 14.08.2019 года устранил недостатки схемы расположения земельного участка, на что ответчик письмом от 12.09.2019 года №22314/12.4-21 отказал истцу в удовлетворении заявления, ссылаясь на основания отказа, изложенные в письме от 06.06.2019 года.

Истец указывает, что ответчик нарушает права многодетной семьи, просит суд признать решение от 12.09.2019 года №22314/12.4-21 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права, обязать ответчика устранить нарушение прав истца путем предоставления в собственность земельного участка общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером , согласно схемы расположения.

Определениями от 04.06.2020 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 А.М.Э., Администрация Прионежского муниципального района, СНТСН «Маткачи-9».

В судебном заседании административный истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен, его представитель по доверенности ФИО4 иск поддержал.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия ФИО5 по доверенности иск не признал по доводам, указанным в письменном отзыве.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица не обеспечили свое участие в судебном заседании, о рассмотрении дела извещены.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в адрес Министерства 25.04.2019 с заявлением №10236 о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в кадастровом квартале , площадью 1494 кв. м., для целей индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101- ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», ст. 39.5 ЗК РФ. По результатам рассмотрении данного обращения Министерством принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 06.06.2019 № 13610/12.4-21, в котором было указано на следующее. Земельный участок с кадастровым номером , в пределах границ которого испрашивается земельный участок для предоставления истцу, имеет вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения». При разделе земельного участка с кадастровым номером в силу указаний ст. 11.2 Земельного кодекса РФ вид разрешенного использования образуемого земельного участка может быть установлен «для сельскохозяйственного производства». Вместе с тем в соответствии с Законом № 2101- ЗРК земельные участки многодетным семьям предоставляются исключительно для индивидуального жилищного строительства. Поскольку в силу ст.35 ГрК РФ и п.5 ст.85 ЗК РФ индивидуальное жилищное строительство предусмотрено в жилых зонах населенных пунктов, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно на землях населенных пунктов при условии соблюдения градостроительных регламентов. Основные, условно разрешенные, вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны - «Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС (СХ-3)», согласно Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденных решением Совета Прионежского муниципального района от 10.05.2017 № 5, не содержат такого вида разрешенного использования земельного участка, как «индивидуальное жилищное строительство». Со ссылкой на п. 4 ст. 78 ЗК РФ (земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства) а также на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 10:20:0015513:56 расположен на расстоянии менее тридцати километров от границы населенного пункта д. Верховье, установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не может использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. В решении также было отражено то, что на представленной с заявлением №10236 схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были отображены сведения об исходном земельном участке.

Несмотря на фактический отказ в предоставлении земельного участка по основаниям п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, административный истец 14.08.2019 обратился в адрес Министерства с заявлением №20502 о повторном рассмотрении схемы расположения земельного участка с учетом требований ответа Министерства от 06.06.2019 №13610/12.4- 21. При рассмотрении заявления от 14.08.2019 Министерством было выявлено, что обстоятельства, послужившие основаниями для отказа в удовлетворении заявления от 25.04.2019 не устранены, в связи с чем Министерством было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 12.09.2019 № 22314/12.4-21.

По доводам иска многодетная семья административного истца встала на учет в период действия Закона Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия». Указанный закон предполагал возможность предоставления многодетным семьям земельных участков, в том числе, дачного строительства. Истец полагает, что права его семьи не могут быть ухудшены исключением в ныне действующем правовом регулировании возможности обеспечения многодетных семей земельными участками для дачного строительства.

Указанные доводы иска судом не принимаются.

Статье 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Таким случаем является, в том числе, предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа. Такое предоставление осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с предоставленными полномочиями орган законодательной власти Республики Карелия принял Закон Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия». Указанным законом определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельных участков для дачного строительства указанным законом не предусмотрено. При этом согласно статье 9 указанного закона его действие не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

Правоотношения по предоставлению истцу земельного участка возникли после его обращения к административному ответчику с заявлением от 25.04.2019, таким образом, они полностью урегулированы Закон Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК, оснований для выводов о необходимости применения к истцу положений Закона Республики Карелия от 30.11.2011 № 1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» не имеется, несмотря на то, что на очередь нуждающихся он был поставлен в период действия этого закона, поскольку указаний в законе №2101-ЗРК об обеспечении многодетных семей, находящихся на учете нуждающихся на момент вступления в силу закона №2101-ЗРК по правилам, указанным в Законе от 30.11.2011 № 1560-ЗРК, не имеется.

Таким образом, в оспариваемом решении административным ответчиком нормы действующего закона применены верно, по существу решение соответствует требованиям закона.

Истцом пропущен установленный законом срок на обращение с иском в суд, доводы иска о том, что бездействие по обеспечению истца носит длящийся характер, судом не принимаются, поскольку на обращения истца ответчиком в установленные законом сроки были даны ответы. Оснований для восстановления пропущенного на обжалование решения от 12.09.2019 года срока судом не усматривается.

В силу ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Установленные судом фактические обстоятельства дела, а именно утверждение органом местного самоуправления постановлением от 11.03.2020 года №202 проекта планировки и проекта межевания территории в целях обеспечения устойчивого развития территории СНТСН «Маткачи-9» делает невозможным без разрешения спора о правах восстановление прав истца в испрошенном в иске виде.

Поскольку судом не установлено нарушений прав административного истца, принятое по обращение истца решение об отказе в предоставлении земельного участка основано на действующих нормах права, вынесено полномочным должностным лицом с соблюдением формальных требований к оформлению, прав многодетной семьи не нарушает, в удовлетворении иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 30.06.2020 года