ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3171/2021 от 31.03.2022 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

УИД 69RS0036-01-2021-005825-23

Дело № 2а-414/2022 (2а-3171/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 31 марта 2022 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В., при секретаре Лебедеве Э.А.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, выразившихся в выдаче справки, содержащей недостоверные сведения о наличии судимости и привлечении к уголовной ответственности, возложении обязанности исключить недостоверные сведения из баз данных, признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области по исправлению не соответствующих действительности сведений в справке из базы данных ГУ МВД России по Московской области и ИЦ УМВД России по Тверской области, возложении на УМВД России по Тверской области обязанности выдать справку, содержащую достоверные сведения,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в Заволжский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения и дополнения требований в порядке ст. 46 КАС РФ, просил признать незаконными действия УМВД России по Тверской области, выразившиеся в выдаче 13.05.2021 справки, содержащей недостоверные сведения о том, что он был осужден 07.04.2009 Солнечногорским городским судом Тверской области по ч. 3 ст. 286 УК РФ, привлекался 22.06.2005 УФССП России по Солнечногорскому району Московской области по ст. 115 УК РФ. Просил исключить указанные выше сведения из баз данных, признать незаконным бездействие ФКУ «ГИАЦ МВД России», УМВД России по Тверской области и ГУ МВД России по Московской области по исправлению не соответствующих действительности сведений в справке от 13.05.2021 № 69Е№05213532 № 069/14480-М из базы данных ГУ МВД России по Московской области и ИЦ УМВД России по Тверской области, возложить на УМВД России по Тверской области обязанность выдать справку, содержащую достоверные сведения.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в ГБУЗ ТО «ТССМП» с заявлением о приеме на работу, представил необходимые сведения, в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования от 13.05.2021 № 069/14480-М. В приеме на работу административному истцу было отказано, причиной отказа явились указанные в справке сведения о судимости. Письмо с отказом в приеме на работу было им получено 21.09.2021, поэтому срок на обращение в суд он не пропустил. Оспариваемая справка содержала недостоверные сведения о его судимости, поскольку приговором Солнечногорского городского суда Московской области от 07.04.2009 он был осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ, к ответственности по ст. 115 УК РФ не привлекался, был потерпевшим по делу. В связи с нарушением трудовых прав он обратился за помощью к уполномоченному по правам человека по Тверской области, которым был направлен запрос в УМВД России по Тверской области. Был получен ответ с предложением обратиться в ИЦ ГУ МВД России по Московской области. На его обращение в ИЦ ГУ МВД России по Московской области ответ не был получен. Сведения, содержавшиеся в справке от 13.05.2021, нарушили его право на труд, явились основанием для отказа в трудоустройстве.

Административный истец ФИО1 представил письменные объяснения, в которых указал, что в связи с наличием справки, содержащей недостоверные сведения он обратился в ФКУ «ГИАЦ МВД России», УМВД России по Тверской области, ГУ МВД России по Московской области, прокуратуру Московской области, сослался на пункты 91-93, 96-98, 98.1-98.7, 100, 100.1-100.3, 113 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 27.09.2019 № 660 (Далее-Административный регламент), отметил, что административными ответчиками допущены нарушения порядка и сроков рассмотрения его обращений, до настоящего времени его обращения в ФКУ «ГИАЦ МВД России», УМВД России по Тверской области, ГУ МВД России по Московской области по существу не рассмотрены.

В судебном заседании ФИО1 в полном объеме поддержал доводы административного иска, с учетом заявленных уточнений и дополнений. Указал, что ответы на свои обращения от административных ответчиков он не получил, с исправлениями, внесенными в базы данных, не был ознакомлен, в справке о судимости от 13.05.2021 содержались не соответствующие действительности сведения о его судимости и привлечении к уголовной ответственности. Отказ в приеме на работу, мотивированный наличием у него судимости и факта привлечения к уголовной ответственности, оспаривается в судебном порядке. Полагал, что установленный законом срок на обращение в суд им не пропущен, поскольку о нарушении прав ему стало известно после получения 21.09.2021 ответа ГБУЗ ТО «ТССМП», в котором имелась ссылка на вышеуказанную справку. Подтвердил, что в настоящее время в представленных административными ответчиками документах отражены соответствующие действительности сведения о его привлечении к уголовной ответственности. Административными ответчиками нарушен Административный регламент, исправления, касающиеся сведений о его судимости и привлечении к уголовной ответственности, своевременно в базы данных внесены не были. Кроме того, нарушен порядок и сроки рассмотрения его обращений.

Представитель административного ответчика УМВД России по Тверской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявление, в которых со ссылкой на ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 4, ч. 6 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» п. 1 подпункт 4 п. 2, п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, подпункты 10.1, 7.3.3 Типового положения об информационном центре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2021 № 1083, п. 76.4 Административного регламента, п. п. 2.2, 40, 41 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 (Далее - Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений), указал, что МВД России осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и уголовного преследования. Обработка персональных данных заявителя осуществляется в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определёнными Трудовым кодексом РФ, содержание и объём информации, подлежащей внесению в справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, соответствует целям обработки персональных данных. МВД России не обладает законодательно установленной обязанностью проведения анализа выдаваемой из банка данных информации о факте судимости и уголовного преследования в рамках оказания государственных услуг. В справке от 13.05.2021, предоставленной истцу, имелись сведения об осуждении ФИО1 по ч. 3 ст. 286 УК РФ. Данная информация содержалась в оперативно-справочной картотеке ГУ МВД России по Московской обл. на основании алфавитной карточки ф.1, составленной должностным лицом СО по г. Солнечногорску СУ СК при прокуратуре РФ. В ходе переписки с ИЦ ГУ МВД России по Московской обл. стало известно о направлении запроса в суд с целью установления окончательного решения по делу. ИЦ ГУ МВД России по Московской области скорректированы сведения о судимости ФИО1 по приговору от 07.04.2009. В справке от 13.05.2021 имелись сведения о привлечении ФИО1 УФССП по Солнечногорскому району Московской области по ст. 115 УК РФ. Данная информация также содержалась в оперативно-справочной картотеке ГУ МВД России по Московской области на основании алфавитной карточки ф.1. ИЦ УМВД России по Тверской обл. имеет только доступ к данным картотеки, действий с данными картотеки другого региона совершать не может.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУ МВД России по Московской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России», в качестве заинтересованных лиц - ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУФССП России по Московской области, ГУ МВД России по г. Москве, начальник отдела оперативно-справочных учетов и предоставления государственных услуг ИЦ УМВД России по Тверской области ФИО2, начальник ИЦ УМВД России по Тверской области ФИО3, врио начальника ИЦ ГУ МВД России по Московской области ФИО4

Представитель ГУ МВД России по Московской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых сослался на ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", п. п. 27, 28, 40, 43 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, п.п. 6.1, 15.2, 11 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложения N 1 к приказу МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России, Генпрокуратуры России от 12.02.2014 №89 дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп "Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации"). Указал, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся на осужденных лиц до достижения ими 80-летнего возраста. Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов РФ. Пофамильный оперативно-справочный учет формируется на основании поступающих учетных и корректирующих документов, предусмотренных п. 8 Наставления. В соответствии с приказом ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области от 05.02.2014 №36/37 «Об использовании в подразделениях ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области автоматизированной оперативно-справочной картотеки» ИЦ ГУ МВД России по Московской области и зональный центр ГУ МВД России по г. Москве осуществляют совместное ведение автоматизированной оперативно-справочной картотеки ИЦ. Наличие в базе данных об имевшейся у истца судимости не влечет само по себе для него неблагоприятных последствий. МВД России осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имевшейся в банке данных информации о факте судимости и не принимает решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта.

В дополнениях к возражениям на административное исковое заявление представитель ГУ МВД России по Московской области просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, указал, что в справке ИЦ ГУ МВД России по Московской области от 04.03.2022 имеются сведения о судимости ФИО1 07.04.2009 Солнечногорским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Отметил, что административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительной причины, поскольку справка о наличии судимости датирована 13.05.2021, следовательно, с момента, с которого истцу стало известно о нарушении его прав, прошло более 3 месяцев.

Представителем ФКУ «ГИАЦ МВД России» представлены возражения на административное исковое заявление, в которых со ссылкой на положения ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", п.27, 28 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, п. п. 72, 73 Административного регламента, указано, что формирование и ведений банков данных о гражданах осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области персональных данных. Контроль за качеством и достоверностью направляемых документов, сроками их направления возлагается на начальников (руководителей) подразделений, в которых они составляются. В ФКУ «ГИАЦ МВД России» на федеральный учет ставится информация об осужденных, отбывающих (отбывших) наказание в виде лишения свободы. В отношении ФИО1 имеются сведения о привлечении к уголовной ответственности, данная информация отражается в справке о наличии судимости. В оперативно-справочных учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» информация в отношении административного истца отсутствует, подлежит региональному учету.

Представитель ГУ МВД России по Нижегородской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие, представил письменные возражения на административное исковое заявление, сослался на положения вышеуказанных нормативных актов, указал, что ФИО1 был осужден вступившим в законную силу приговором суда, права на реабилитацию не имеет, учетная запись о судимости внесена на законных основаниях, хранение информационными центрами органов внутренних дел сведений о привлечении его к уголовной ответственности соответствует действующему законодательству. ИЦ ГУ МВД России по Нижегородской области сведениями о судимости и факте уголовного преследования ФИО1 не располагает. Просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Иные заинтересованные лица, их представители, уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, на рассмотрении дела с их участием не настаивали.

В связи с указанными обстоятельствами судом определено провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Частью 1, пунктами 1, 2 части 3 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления, о лицах, о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005, (далее – Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений) определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Согласно пункту 2.2 данного Положения под учетом понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 2.4, 4.2 указанного Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в п. 2 Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 40, 41 Положения установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями для учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Пунктом 43 данного Положения предусмотрено, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по основаниям, перечисленным в этом пункте.

Реализуя свои полномочия в установленной сфере деятельности, МВД России в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", своим приказом от 27.09.2019 № 660 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент).

Согласно п. 73 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки

В силу п. 74 Административного регламента после проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение № 4 к Административному регламенту).

Согласно п. 76.3 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости.

При отсутствии сведений об освобождении указывается: "Сведений об освобождении не имеется".

В соответствии с п. 76.4 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации", в частности, указываются: дата возбуждения уголовного дела (при наличии), наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, при отсутствии сведений о дате и основании прекращения уголовного преследования указывается: "Сведений о прекращении уголовного преследования не имеется".

В судебном заседании установлено, что 13.05.2021 ФИО1 на основании заявления об оказании государственной услуги по оформлению справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования Информационным центром УМВД России по Тверской области выдана справка от 13.05.2021 № 069/14480-М, содержащая сведения о том, что приговором Солнечногорского городского суда Московской области от 07.04.2009 он был осужден по ч. 3 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности на 2 года, а также сведения о том, что он привлекался 22.06.2005 к уголовной ответственности по ст. 115 УК РФ УФССП по Солнечногорскому району Московской области, сведений о прекращении уголовного преследования не имеется.

Из представленных ГУ МВД России по Московский области учетных алфавитных карточек формы 1, следует, что ФИО1 привлекался к ответственности за причинение телесных повреждений по ст. 115 УК РФ, а также привлекался к уголовной ответственности по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, 16.10.2007 дело направлено в суд в порядке ст. 222 УПК РФ.

Вместе с тем, как следует из копии вступившего в законную силу приговора Солнечногорского городского суда Московской области от 07.04.2009, органами предварительного следствия ФИО1 обвинялся в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Вышеуказанным приговором ФИО1 был осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде лишения права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными функциями, в организациях и учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения сроком на два года.

Согласно сообщению ГУФССП России по Московской области от 27.12.2021 № 50504/21/153648 Главное управление не располагает сведениями о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности 22.06.2005 по ст. 115 УК РФ.

Из сообщений мировых судей судебных участков № № 244, 245, 246, 247, 249 Солнечногорского судебного района Московской области, Солнечногорского городского суда Московской области следует, что информации о привлечении ФИО1 в 2004-2006 г.г. к уголовной ответственности по ст. 115 УК РФ не имеется.

Согласно сведениям, представленным мировым судьей судебного участка №248 Солнечногорского судебного района Московской обл., мировым судьей рассматривалось уголовное дело по частному обвинению ФИО7 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ, а также по частному обвинению ФИО1 в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 116, 129, 130 УК РФ. Рассмотрение заявления частного обвинителя ФИО1 о привлечении ФИО7 к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 115 УК РФ было соединено в одно производство с рассмотрением встречного заявления ФИО7 о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ст. ст. 116, 129, 139 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 321 УПК РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 248 Солнечногорского судебного района Московской области от 22.06.2005 производство по уголовному делу по частному обвинению ФИО1 в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116, 129, 130 УК РФ, прекращено в связи с отказом частного обвинителя ФИО7 от обвинения.

Постановлением Солнечногорского городского суда Московской области от 26.09.2005 данное постановление оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии с п. 5 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений ГИАЦ МВД России и ИЦ, указанные в п. 4.2 настоящего Положения, являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по основаниям, перечисленным в этом пункте.

В силу пункта 7 Положения учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление. В случае если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления. Преступления, совершенные на территории нескольких субъектов Российской Федерации, выявленные при расследовании уголовного дела в одном субъекте Российской Федерации, учитываются по месту их совершения путем направления учетных документов в ИЦ по месту совершения каждого преступления.

В рассматриваемом случае учет персональных данных административного истца о судимости и привлечении к уголовной ответственности производился ИЦ ГУ МВД России по Московской области, поскольку ФИО1 привлекался к уголовной ответственности на территории Московской обл., в оперативно-справочных учетах УМВД России по Тверской области информация в отношении административного истца отсутствует. В ФКУ «ГИАЦ МВД России» информация в отношении данного лица также отсутствует, поскольку на федеральный учет ставится информация об осужденных, отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы.

Толкование приведенных выше пунктов 2.2, 2.7, 2.8, 5, 7 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, п. 73, 74 Административного регламента свидетельствует о том, что справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования оформляется на основании сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" либо ИЦ, при этом полномочий на внесение каких-либо корректив в указанные сведения должностное лицо, уполномоченное на оформление справки, не имеет.

Согласно представленным УМВД России по Тверской области сведениям, по результатам проверки автоматизированной оперативно-справочной картотеки ГУ МВД России по Московской области по состоянию на 13.05.2021 в отношении ФИО1 имелась информация о привлечении его к уголовной ответственности по ст. 115 УК РФ УФССП по Солнечногорскому району Московской области 22.06.2005, об осуждении приговором Солнечногорского городского суда Московской области 07.04.2009 по ч. 3 ст. 286 УК РФ к лишению права занимать определенные должности сроком на 2 года.

Из сообщения начальника ИЦ УМВД России по Тверской области от 28.01.2022 №3/220 следует, что справка о наличии (отсутствии) судимости от 13.05.2021 № 069/14480-М оформлена на основании сведений, полученных из ИЦ ГУ МВД России по Московской области 13.05.2021, ИЦ УМВД России по Тверской области имеет только доступ к данным оперативно-справочной картотеки ГУ МВД России по Московской области, действий по корректировке, изменению имеющихся сведений осуществлять не уполномочен.

Таким образом, по заявлению ФИО1 о предоставлении государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости уполномоченным должностным лицом осуществлена проверка по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России", а также информационных центров ГУ МВД России по Московской обл., УМВД России по Тверской обл., ГУ МВД России по Нижегородской обл. После проведения проверок и получения вышеуказанных сведений из банка данных ИЦ ГУ МВД России по Московской области, должностным лицом на номерном бланке оформлена справка о наличии судимости (приложение № 4 к Административному регламенту), куда были внесены полученные из автоматизированной оперативно-справочной картотеки сведения. Полномочий на внесение изменений в содержащиеся в банке данных сведения должностное лицо ИЦ УМВД России по Тверской области не имело.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия УМВД России по Тверской области по предоставлению государственной услуги по выдаче административному истцу справки от 13.05.2021 № 069/14480-М соответствовали требованиям вышеуказанных нормативных актов, в том числе п. п. 73, 74, 76.2-76.4 Административного регламента, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий УМВД России по Тверской области, выразившихся в выдаче справки, содержащей недостоверные сведения о наличии судимости и привлечении к уголовной ответственности, не имеется.

Административным истцом заявлены требования об исключении недостоверных сведений о его судимости и факте уголовного преследования из баз данных.

Согласно сообщениям ИЦ ГУ МВД России по Московской области от 13.01.2022 № 6/3-207, от 04.03.2022 № 6/3-2830, № 6/3-4606 от 30.03.2022, сообщению УМВД России по Тверской области от 30.03.2022 в настоящее время в ИЦ ГУ МВД России по Московской области в отношении ФИО1 имеются сведения о его осуждении по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности на два года. Соответствующая корректировка в оперативно-справочную картотеку внесена на основании копии приговора Солнечногорского городского суда от 07.04.2009, копии постановления мирового судьи судебного участка № 248 Солнечногорского судебного района Московской области от 22.06.2005.

Таким образом, в настоящее время в банке данных ГУ МВД России по Московской области содержатся достоверные сведения о судимости ФИО1, соответствующие содержанию вступившего в законную силу приговора Солнечногорского городского суда Московской области от 07.04.2009, не имеется сведений о привлечении указанного лица к уголовной ответственности по ст. 115 УК РФ.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований об исключении недостоверных сведений о судимости и факте уголовного преследования из баз данных не имеется.

Согласно подпункту «г» п. 15.2 вышеуказанных Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, осуждённых независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста.

Следовательно, учетная алфавитная карточка формы 1, содержащая сведения о судимости ФИО1 по приговору от 07.04.2009, подлежит хранению до достижения административным истцом 80-летнего возраста.

Административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия ФКУ «ГИАЦ МВД России», УМВД России по Тверской области, ГУ МВД России по Московской области по исправлению не соответствующих действительности сведений в справке от 13.05.2021 из базы данных ГУ МВД России по Московской области и ИЦ УМВД России по Тверской области.

В своих письменных объяснениях ФИО1 сослался на нарушение административными ответчиками пунктов 91-93, 96-98, 98.1-98.7, 100, 100.1-100.3, 113 Административного регламента.

Пунктами 93-99 Административного регламента установлен порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

В силу 93 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя, получившего справку о наличии (отсутствии) судимости либо отказ в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости, с заявлением об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах (приложение № 5 к Административному регламенту) в ФКУ "ГИАЦ МВД России" или ИЦ, а также через ЕПГУ или через систему досудебного обжалования.

Согласно п. 96 Административного регламента срок выполнения административной процедуры не должен превышать 5 рабочих дней с даты регистрации заявления об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

В судебном заседании установлено, что с заявлением (приложение № 5 к Административному регламенту) о наличии ошибок в выданной ему справке от 13.05.2021 административный истец в установленном Административном регламентом порядке в УМВД России по Тверской области не обращался.

Справка от 13.05.2021 не содержала опечаток и соответствовала сведениям, содержащимся в автоматизированной оперативно-справочной картотеке ИЦ ГУ МВД России по Московской области.

16.08.2021 ФИО1 обратился к уполномоченному по правам человека в Тверской области с просьбой оказать содействие в установлении факта фальсификации сведений о его привлечении к уголовной ответственности по ст. 115 УК РФ, 19.08.2021 данное обращение переадресовано в УМВД России по Тверской области.

27.08.2021 начальником ИЦ УМВД России по Тверской области направлен запрос о предоставлении соответствующей информации, в ответ на который из ГУ МВД России по Московской области поступило сообщение о том, что с целью установления решения по уголовному делу в отношении ФИО1 направлен запрос в Солнечногорский городской суд Московской обл., после получения ответа при наличии оснований в учеты ИЦ ГУ МВД будут внесены соответствующие изменения.

30.08.2021 начальником ИЦ УМВД России по Тверской области было рассмотрено данное обращение, аналогичное обращение заявителя, поступившее в УМВД России по Тверской области, а также обращение ФИО1 такого же содержания, направленное в УМВД России по Тверской области врио руководителя Государственной инспекции труда в Тверской области 23.08.2021 № 69/10-8668-21-И. Административному истцу направлен ответ, в котором указано, что справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования от 13.05.2021 № 068/14480-М оформлена на основании сведений, полученных из ИЦ ГУ МВД России по Московской области, куда заявителю было рекомендовано обратиться.

12.12.2021 в адрес УМВД России по Тверской области вновь поступило обращение ФИО1 о недостоверных сведениях, содержащихся в справке от 13.05.2021 и о предоставлении ему справки, содержащей достоверные сведения.

29.12.2021 данное обращение рассмотрено начальником ИЦ УМВД России по Тверской области, заявителю дан ответ, аналогичный ответу на ранее поданные обращения.

Обращение ФИО1 от 16.08.2021, адресованное в ФКУ «ГИАЦ МВД России», о наличии в справке о судимости не соответствующих действительности сведений направлено для рассмотрения в ИЦ ГУ МВД России по Московской области, зарегистрировано 16.08.2021 за № 3/217719380532.

30.09.2021 ФИО1 обратился в ФКУ «ГИАЦ МВД России», указав, что его обращение, направленное для ответа в ИЦ ГУ МВД России по Московской области, не рассмотрено.

29.10.2021 ФИО1 обратился в ГУ МВД России по Московской области, сославшись на не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в справке о судимости, указав, что до настоящего времени его обращение не рассмотрено по существу, просил привлечь к ответственности лиц, виновных за несвоевременное рассмотрение его обращения.

Согласно сообщению начальника ИЦ ГУ МВД России по Московской области от 30.03.2022 № 6/3-4606, в Информационный центр ГУ МВД России по Московской области поступили обращения ФИО1 16.08.2021 (вх. № 3/217719380532), 30.09.2021 (вх. №3/2177023546573), 29.10.2021 (вх. № 3/217726406966). По состоянию на 16.08.2021 в учетах ИЦ в отношении ФИО1 имелись сведения: в 2005 г. осуществлялось уголовное преследование УФССП России по Солнечногорскому району Московской обл. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 115 УК РФ, 22.06.2005 уголовное дело направлено в суд, решения нет, в 2009 году осужден Солнечногорским городским судом Московской области по ч. 3 ст. 286 УК РФ к лишению права занимать должности на 2 года. На основании обращения ФИО1 направлен запрос в Солнечногорский городской суд Московской обл. 10.09.2021 срок рассмотрения обращения продлен, направлено соответствующее уведомление ФИО1 По состоянию на 12.10.2021 ответ Солнечногорского городского суда Московской обл. в адрес ИЦ представлен не был, заявителю направлен ответ. 29.10.2021 направлен запрос в Солнечногорский районный отдел судебных приставов УФССП России по Московской обл., повторный запрос в Солнечногорский городской суд, а также мировым судьям судебных участков № 244, 248 Солнечногорского судебного района. На основании копии постановления мирового судьи судебного участка № 248 Солнечногорского судебного района от 22.06.2005 в учёт внесены соответствующие изменения, о чем 04.03.2022 направлено сообщение в суд. В настоящее время на учетах в ИЦ в отношении ФИО1 имеются сведения о его осуждении в 2009 году Солнечногорским городским судом Московской обл. по ч. 1 ст. 286 УК РФ к лишению права занимать должности сроком на 2 года.

Вопреки доводам административного истца, Административным регламентом не установлены сроки, в течение которых информационным центром должна производиться проверка достоверности сведений, содержащихся в банках данных о гражданах, и вноситься коррективы в соответствующие учеты.

В силу п. 16.6 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложение № 1 к Наставлению) при выявлении учетных документов, в которых отсутствуют сведения о решении следственных органов, органов дознания или суда, ИЦ незамедлительно направляются запросы в указанные органы. На основании полученных сведений принимается решение о дальнейших сроках хранения или изъятия учетных документов в соответствии с требованиями Правил.

Как установлено в судебном заседании, в ходе рассмотрения обращений ФИО1 для проверки сведений, содержащихся в банках данных о его судимости и привлечении к уголовной ответственности, сотрудниками ИЦ ГУ МВД России по Московской области направлены запросы в Солнечногорский городской суд Московской области, мировым судьям судебных участков Солнечногорского судебного района, начальнику Солнечногорского районного отдела судебных приставов УФССП России по Московской области. На основании представленных сведений в банк данных внесены необходимые изменения.

Представленные административным ответчиком сведения свидетельствуют о том, что после получения ИЦ ГУ МВД России по Московской области в ответ на направленные запросы судебных решений - копии приговора от 07.04.2009 и копии постановления от 22.06.2005 в отношении ФИО1, в автоматизированную оперативно-справочную картотеку незамедлительно были внесены изменения.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействия ФКУ «ГИАЦ МВД России», УМВД России по Тверской области, ГУ МВД России по Московской области по внесению изменений в сведения о судимости и привлечении ФИО1 к уголовной ответственности, указанные в справке от 13.05.2021, не имеется.

Поскольку требований о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, связанных с рассмотрением его обращений, административным истцом не заявлялось, оснований для исследования вопросов о своевременности рассмотрения указанных обращений, о направлении и получении ответов на обращения, у суда, в соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ, не имеется.

Административным истцом заявлены требования о возложении на УМВД России по Тверской области обязанности выдать административному истцу справку о судимости, содержащую достоверные сведения.

В соответствии с п. 7 Административного регламента государственную услугу по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости предоставляет МВД России и территориальные органы МВД России на региональном уровне. Непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.

Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, либо письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (п. 9, 9.1, 9.2 Административного регламента).

Принимая во внимание, что предоставление государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования носит заявительный характер, у суда отсутствует возможность возложить на административного ответчика УМВД России по Тверской области обязанность выдать административную истцу такую справку.

Вместе с тем, ФИО1 не лишен возможности в установленном порядке обратиться за оказанием государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение прав и свобод административного истца в рассматриваемом случае отсутствует.

Административный истец не оспаривал, что в настоящее время в оперативно-справочных учетах ИЦ ГУ МВД России по Московской области содержатся достоверные сведения о его судимости и привлечении к уголовной ответственности.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в целях защиты прав административного истца должностными лицами территориальных органов МВД России приняты меры, направленные на то, чтобы информация о судимости и уголовном преследовании ФИО1, предоставляемая в порядке оказания государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости, являлась достоверной, суд считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

При решении вопроса о своевременности обращения в суд приходит к выводу, что с учетом получения ФИО1 21.09.2021 сообщения ГБУЗ ТО «ТССМП» от 07.09.2021, административным истцом срок на обращение в суд, не пропущен.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий УМВД России по Тверской области, выразившихся в выдаче справки о наличии судимости и привлечении к уголовной ответственности, возложении обязанности исключить сведения о наличии судимости и факте уголовного преследования из баз данных, возложении на УМВД России по Тверской области обязанности выдать справку, признании незаконным бездействия ФКУ «ГИАЦ МВД России», УМВД России по Тверской области и ГУ МВД России по Московской области по исправлению не соответствующих действительности сведений в справке из базы данных ГУ МВД России по Московской области и ИЦ УМВД России по Тверской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Дёмина

Решение в окончательной форме изготовлено 04.04.2022

УИД 69RS0036-01-2021-005825-23

Дело № 2а-414/2022 (2а-3171/2021)