ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3174/2022 от 08.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-3174/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Евангелевской Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Ростов-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании информации, размещенной в сети интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с административным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой района проведена проверка законодательства об ограничении доступа к информации, связанной с подделкой официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

В ходе проведения проверки Интернет-сайтов установлено, что на сайте: размещена информация побуждающая участников экзамена (государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования) проносить с собой средства хранения и передачи информации, что подрывает порядок проведения экзамена. Вход на сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, что представляет возможность доступа к нему неограниченного числа лиц.

На основании изложенного, истец просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на интернет-сайте распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149), в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № 149 на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В рамках осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних при проведении государственной итоговой аттестации прокуратурой района проведен мониторинг информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления фактов размещения информации, побуждающей участников экзамена проносить с собой средства хранения и передачи информации, что подрывает порядок проведения экзамена.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка законодательства об ограничении доступа к информации, связанной с исполнением законодательства об образовании.

В ходе проведения проверки Интернет-сайтов установлено, что на сайте: размещена информация, побуждающая участников экзамена (государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования) проносить с собой средства хранения и передачи информации, что подрывает порядок проведения экзамена.

При этом установлено, что вход на сайт свободный и не требует дополнительной регистрации, что предоставляет возможность доступа к нему неограниченного числа лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Согласно п.1 ч.1 ст.10 ФЗ №273 система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных виды, уровня и (или) направленности.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 59 ФЗ № 273 итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзамена! (ионными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ, обеспечения этими КИМ государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе КИМ при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (ч. 14 ст. 59 ФЗ № 273).

В силу п.65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018, в день проведения экзамена в ГШЭ запрещается участникам экзамена иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, побуждающей участников экзамена проносить с собой средства хранения и передачи информации, что подрывает порядок проведения экзамена.

Статьей 9 Закона об информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п.1 ст.15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Согласно ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Закона являются, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, побуждающей участников экзамена проносить с собой средства хранения и передачи информации, что подрывает порядок проведения экзамена.

Поскольку свободное распространение информации на указанном Интернет-сайте вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, в том числе являющихся несовершеннолетними, относительно правомерности использования при проведении государственной итоговой аттестации средств хранения и передачи информации, что подрывает порядок проведения экзамена, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения указанного интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РО о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на интернет-информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.

Судья Евангелевская Л.В.