ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3175/2016 от 08.09.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2016 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории лесничеств, возложении обязанности организовать проведение лесоустройства,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории лесничеств, возложении обязанности организовать проведение лесоустройства.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Проведенной Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены факты неисполнения требований федерального законодательства о проведении лесоустроительных работ. Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция). В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно е таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Следовательно, буквальное толкование п.150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз по истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации. Вместе с тем, проверкой установлено, что на землях лесного фонда Иркутской области из 37 лесничеств полностью или частично лесоустройство имеет давность 10 и более лет 36 лесничеств: Аларское, Ангарское, Балаганское, Баяндаевское, Бирюсинское, Бодайбинское, Братское, Голоустненское, Жигаловское, Заларинское, Зиминское, Илимское, Иркутское, Казачинско-Ленское, Катангское, Качугское, Киренское, Кировское, Куйтунское, Мамское, Нижнеилимское, Нижнеудинское, Нукутское, Ольхонское, Осинекое, Падунское, Северное, Тайшетское, Тулунское, Усольское, Усть-Кутское, Усть-Ордынское, Усть-Удинское, Черемховское, Чунское, Шелеховское. Таким образом, площадь лесов на землях лесного фонда, где давность лесоустройства свыше 10 лет составляет <данные изъяты> % от общей площади земель лесного фонда Иркутской области. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, то есть без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417), установивших единые требования к охране лесов от пожаров. Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Агентства лесного хозяйства Иркутской области (правопредшественник Министерства лесного комплекса Иркутской области) было внесено представление с требованием об устранении вышеуказанных требований законодательства, однако, до настоящего времени нарушения министерством лесного комплекса Иркутской области фактически не устранены. В ответе на представление межрайонной прокуратуры Агентством лесного хозяйства Иркутской области указано на необходимость выделения финансовых средств для осуществления работ по лесоустройству. Из ответа министерства лесного комплекса Иркутской области (правопреемника Агентства лесного хозяйства Иркутской области) от ДД.ММ.ГГГГ на запрос межрайонной прокуратуры о принятых мерах к организации лесоустроительных работ, следует, что, в связи с отсутствием субвенций из федерального бюджета, фактически к организации мероприятий по лесоустройству министерство до настоящего времени не преступило. Учитывая, что Российская Федерация передала полномочия по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Так, Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрено предоставление субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджету Иркутской области на 2016 год, данный вид субвенций предоставлялся и в 2015 году. Таким образом, министерство лесного комплекса имеет финансовую возможность для начала организации проведения необходимых работ по лесоустройству, однако, в нарушение действующих положений лесного законодательства не осуществляет организацию таких работ. В лесничествах, где давность лесоустройства превышает 10 лет, осуществление мероприятий, направленных на охрану, защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров на используемых лесных участках не представляется возможным, следовательно, нарушается право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ. Также имеет место нарушение прав интересов Российской Федерации как собственника лесного фонда.

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории следующих лесничеств Иркутской области, где срок проведении лесоустройства превышает 10 лет: Аларского, Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Бирюсинского, Бодайбинского, Братского, Голоустнснского, Жигаловского, Заларинского, Зиминского, Илимского, Иркутского, Казачинско-Ленского, Катангского, Качугского, Киренского, Кировского, Куйтунского, Мамского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Падунского, Северного, Тайшетского, Тулунского, Усольского, Усть-Кутского, Усть-Ордынского, Усть- Удинского, Черемховского, Чунского, Шелеховского; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение лесоустройства на территории следующих лесничеств Иркутской области, где срок проведении лесоустройства превышает 10 лет: Аларского, Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Бирюсинского, Бодайбинского, Братского, Голоустненского, Жигаловского, Заларинского, Зиминского, Илимского, Иркутского, Казачинско-Ленского, Катангского, Качугского, Киренского, Кировского, Куйтунского, Мамского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Падунского, Северного, Тайшетского, Тулунского, Усольского, Усть-Кутского, Усть-Ордынского, Усть-Удинского, Черемховского, Чунского, Шелеховского.

Административный истец старший помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Ахмедзянова Р.Р. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

В соответствии с п. 4 ч.1, ч. 3 ст. 55 Лесного кодекса РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.

Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (часть 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).

Статьей 68 Лесного кодекса РФ регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и таксация лесов, которая проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, являются составляющими лесоустройства.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 Лесного кодекса РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция).

В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно е таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Следовательно, буквальное толкование п.150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз по истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

Как следует из представленных суду прокурором материалов проверки, на землях лесного фонда Иркутской области из 37 лесничеств полностью или частично лесоустройство имеет давность 10 и более лет 36 лесничеств: Аларское, Ангарское, Балаганское, Баяндаевское, Бирюсинское, Бодайбинское, Братское, Голоустненское, Жигаловское, Заларинское, Зиминское, Илимское, Иркутское, Казачинско-Ленское, Катангское, Качугское, Киренское, Кировское, Куйтунское, Мамское, Нижнеилимское, Нижнеудинское, Нукутское, Ольхонское, Осинское, Падунское, Северное, Тайшетское, Тулунское, Усольское, Усть-Кутское, Усть-Ордынское, Усть-Удинское, Черемховское, Чунское, Шелеховское. Площадь лесов на землях лесного фонда, где давность лесоустройства свыше 10 лет составляет <данные изъяты> % от общей площади земель лесного фонда Иркутской области.

Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации со сроком давности более 10 лет, то есть без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417), установивших единые требования к охране лесов от пожаров.

Так согласно ответу руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ направленного в адрес Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры, Агентство лесного хозяйства Иркутской области рассмотрело запрос о предоставлении сведений о давности лесоустройства на территории Иркутской области и направило данные по изученности лесов на ДД.ММ.ГГГГ. Также сообщают, что в 2014 году за счет средств арендаторов лесных участков проведено лесоустройство (таксация лесов) на площади на <данные изъяты> тыс. га, в 2015 году планируется проведение работ по лесоустройству на площади <данные изъяты> тыс. га. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площадь лесов на землях лесного фонда, где давность лесоустройства 10 лет и более составляет <данные изъяты> % от общей площади земель лесного фонда (<данные изъяты> тыс. га). Определить предполагаемую стоимость затрат на проведение лесоустройства на данной площади затруднительно, так как она будет варьироваться в зависимости от способов, которыми будут выполняться лесоустроительные работы. При ориентировочной цене <данные изъяты> рублей за 1 га (дешифровочный способ лесоустройства) стоимость таких работ будет составлять порядка <данные изъяты> млн. руб.

По результатам проведенной проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Агентства лесного хозяйства Иркутской области было внесено представление с требованием об устранении вышеуказанных требований законодательства, однако, до настоящего времени нарушения министерством лесного комплекса Иркутской области фактически не устранены.

Результаты проверки, а также представление прокурора никем не оспорены, не признаны в предусмотренном законом порядке недействительными.

Кроме того, факты, изложенные в представлении прокурора, подтверждаются информационными письмами Агентства лесного хозяйства Иркутской области в адрес Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ.

В ответах на представление межрайонной прокуратуры Агентством лесного хозяйства Иркутской области указано на необходимость выделения финансовых средств для осуществления работ по лесоустройству.

Из ответа министерства лесного комплекса Иркутской области (правопреемника Агентства лесного хозяйства Иркутской области) от ДД.ММ.ГГГГ на запрос межрайонной прокуратуры о принятых мерах к организации лесоустроительных работ, следует, что, в связи с отсутствием субвенций из федерального бюджета, фактически к организации мероприятий по лесоустройству министерство до настоящего времени не преступило.

Учитывая, что Российская Федерация передала полномочия по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрено предоставление субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджету Иркутской области на 2016 год, данный вид субвенций предоставлялся и в 2015 году.

Таким образом, министерство лесного комплекса имеет финансовую возможность для начала организации проведения необходимых работ по лесоустройству, однако, в нарушение действующих положений лесного законодательства не осуществляет организацию таких работ.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, а также в нарушение требований суда, изложенных в определении о подготовки дела к судебному разбирательству, не было представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории указанных прокурором лесничеств Иркутской области.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Не проведение лесоустройства на территории указанных прокурором лесничеств Иркутской области может повлечь негативные последствия, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Кроме того, ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия в части спорных лесничеств Иркутской области, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.

Суд учитывает, что прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.

В связи с чем, суд полагает правомерным определить порядок и сроки устранения нарушений в соответствие с федеральным законом.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно бездействии административного ответчика о том, что на 2016 год субвенций из Федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству не выделено, прокурору стало известно из ответа от ДД.ММ.ГГГГ., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ., срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории следующих лесничеств Иркутской области, где срок проведении лесоустройства превышает 10 лет: Аларского, Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Бирюсинского, Бодайбинского, Братского, Голоустненского, Жигаловского, Заларинского, Зиминского, Илимского, Иркутского, Казачинско-Ленского, Катангского, Качугского, Киренского, Кировского, Куйтунского, Мамского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Падунского, Северного, Тайшетского, Тулунского, Усольского, Усть-Кутского, Усть-Ордынского, Усть- Удинского, Черемховского, Чунского, Шелеховского.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение лесоустройства на территории следующих лесничеств Иркутской области, где срок проведении лесоустройства превышает 10 лет: Аларского, Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Бирюсинского, Бодайбинского, Братского, Голоустненского, Жигаловского, Заларинского, Зиминского, Илимского, Иркутского, Казачинско-Ленского, Катангского, Качугского, Киренского, Кировского, Куйтунского, Мамского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Падунского, Северного, Тайшетского, Тулунского, Усольского, Усть-Кутского, Усть-Ордынского, Усть-Удинского, Черемховского, Чунского, Шелеховского.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 12.09.2016г. Н.Н. Исакова