ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3176/20 от 17.08.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2а-3176/2020

22RS0067-01-2020-000895-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Барнаул 17 августа 2020 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.

при секретаре Прилуцкой К.И.

с участием прокурора Овчинниковой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Светоносова Владимира Александровича, Светоносова Александра Александровича к Администрации г.Барнаула об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Административный истцы обратились в суд с указанным административным иском, указав, что являются фактическими владельцами жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ..... Постановлением администрации г. Барнаула № 1494 от 06.09.2019 утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края (далее по тексу Проект панировки). При утверждении проекта планировки административным ответчиком не было учтено фактическое землепользование в районе расположения жилого дома и земельного участка, земельный участок по факту не относится к территории общего пользования, поскольку огражден забором, на нем расположены жилой дом и хозяйственные постройки.

В судебном заседании истцы, представитель истцов Юрьева А.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации г. Барнаула Завьялова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, по основаниям, указанным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, указав, что расположенный на земельном участке объект недвижимости фактически является самовольной постройкой, поскольку права на него в установленном законом порядке не оформлены, земельный участок не сформирован, сведения о земельном участке отсутствуют в ЕГРН, в связи, с чем фактическое землепользование при установлении красных линий и не должно было учитываться. Также пояснила, что спорный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации г.Барнаула 12.09.2013 года № 3035 утвержден проект планировки и межевания территории восточнее проспекта Комсомольского в границах улиц Некрасова, Молодежной, Промышленной и Димитрова. В связи, с чем красные линии установлены в соответствии с вышеуказанным постановлением и оспариваемым проектом планировки не изменены. В соответствии с Генеральным планом г.Барнаула Обской бульвар от проспекта Комсомольского до ул. Промышленной в условных обозначениях показан как планируемый к размещению, ул. Крупской не показана. Красные линии по ул. Крупской от пр. Комсомольского до ул. Промышленной не установлены. Следовательно, признание незаконным оспариваемого нормативного правового акта не восстановит права истца. Процедура принятия нормативного правового акта соблюдена.

Представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и благоустройству г. Барнаула (далее по тексту Комитет) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что процедура принятия нормативно-правового акта соблюдена, красные линии относительно земельного участка, находящегося в пользовании истцов были установлены и утверждены в 2013 году, оспариваемым нормативно-правовым актом не изменены, поскольку их изменение привело бы к нарушению профиля улицы, сформированного Проектом планировки, а также системы улично-дорожной сети и связи улиц г.Барнаула, нарушению требований градостроительного законодательства.

Привлеченный к участию в деле в качества соответчика Глава города Барнаула Франк В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Поскольку проект планировки территории относится к документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Кодекса), оспариваемый нормативный правовой акт должен соответствовать требованиям статей 42 и 43 Кодекса, регламентирующих порядок его принятия.

Согласно пункта 7 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 6 ст.208 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что 06.09.2019 постановлением администрации г. Барнаула № 1494 утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа Баранула Алтайского кря. В настоящее время указанный нормативный акт действует в принятой редакции. В этой связи, срок на его обжалование не пропущен.

В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.

Согласно ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (ст. 26 ГрК РФ).

Согласно положениям ст.ст. 42, 43 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Статьей 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.

Согласно положениям ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. При этом общественные обсуждения и публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет е на доработку не позднее через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В соответствии со ст. 54 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, администрация города организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него документации по планировке территории.

Порядок осуществления данной работы регламентирован Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 округа, Порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденным Постановлением Администрации города Барнаула от 08.05.2018 года N823.
Порядок проведение публичных слушаний и общественных обсуждений регламентирован Положением об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", утвержденным Решением Барнаульской городской Думы 30.03.2018 №96.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.Барнаула от 21.07.2014 года № 155 утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года». Согласно данной программы предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.

Во исполнение указанной муниципальной программы 29.12.2016 года Администрацией г.Барнаула принято постановление № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края».

Данное постановление было опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 03.01.2017 года, размещено на официальном сайте Администрации г.Барнаула 29.12.2016 года.

Незначительное несоблюдение срока опубликования решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренного ст. 46 ГрК РФ, не является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого акта, влекущим его безусловную отмену. Так, как следует из информации, размещенной на официальном сайте печатного издания «Вечерний Барнаул» газета «Вечерний Барнаул» выходит четыре раза в неделю: во вторник и среду информационные выпуски, в пятницу аналитический, в субботу – выпуск выходного дня. Постановление № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» принято 29.12.2016 года – ближайший выпуск газеты «Вечерний Барнаул» информационного характера – 03.01.2017 года, именно в данном выпуске было опубликовано постановление. На официальном сайте города Барнаула данное постановление опубликовано в день его принятия – 29.12.2016 года.

АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскграждапроект» подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа –города Барнаула.

Согласно п. 3.1 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", утвержденным Решением Барнаульской городской Думы 30.03.2018 №96 решение о проведении общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 3 - 5 пункта 1.4 Положения, принимается в форме приказа комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений.

Постановление главы города Барнаула, постановление администрации города Барнаула, приказ комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений должно содержать наименование проекта, по которому проводятся общественные обсуждения, сроки проведения общественных обсуждений, сведения об инициаторе общественных обсуждений, ответственное лицо за организацию и проведение общественных обсуждений.

12.07.2019 Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула издан приказ № 164 «О проведении общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края».

Во исполнение данного приказа Комитетом подготовлено оповещение о начале проведения общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 16.07.2019 года, размещено на официальном сайте Комитета 16.07.2019 года.

Согласно данному оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с 16.07. по 16.10.2019 года. Указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений. Указаны часы работы экспозиции, а также срок - до 14.08.2019 года, когда можно подать предложения и замечания, определены способы подачи таких предложений и замечаний.

23.07.2019 года на сайте Комитета размещена экспозиция по проекту планировки Установленный ч.8 ст. 5.1 ГрК РФ, п. 3.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", срок соблюден.

Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом от 15.08.2019 года № 186.

По результатам общественных обсуждений принят итоговый документ - Заключение от 15.08.2019 года, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 21.08.2019 года.

Светоносовы В.А., А.А. в общественных обсуждениях участия не принимали.

Постановлением администрации города Барнаула от 06.09.2019 № 1494 ( в пределах установленного 20-ти дневного срока) утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края. Опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 10.09.2019, в пределах установленного 7-ми дневного срока.

Согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

В данном случае разработка проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края осуществлялась на основании муниципального контракта № 36, заключенного с АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпронкт» 15.05.2015 года. Таким образом, требования закона, предусмотренные частью 8 статьи 45 ГрК РФ исполнены.

То обстоятельство, что контракт заключен ранее издания Постановления № 2517 «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края», само по себе не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.Барнаула от 21.07.2014 года № 155 утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года». Согласно данной программы предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования. В связи, с чем 15.05.2015 года был заключен муниципальный контракт на разработку проекта планировки.

Данное обстоятельство никак не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку в любом случае предложения и замечания относительно проекта планировки граждане вправе вносить в период общественных обсуждений, когда проект уже подготовлен.

Существенных нарушений требований ст. 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, Порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденного Постановлением Администрации г.Барнаула от 08.05.2018 года N823, Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле", утвержденного Решением Барнаульской городской Думы 30.03.2018 №96, не установлено.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.

Следовательно, нанесение красных линий должно быть основано на генеральном плане поселения, правилах землепользования и застройки и соответствовать требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов.

В соответствии с Генеральным планом Обской бульвар от проспекта Комсомольского до ул. Промышленной в условных обозначениях показан как планируемый к размещению, ул. Крупской не показана.

Из фрагмента Приложения 1 Правил землепользования и застройки г.Барнаула следует, что земельный участок, находящийся в пользовании истцов расположен в большей части в территориальной зоне Р-1 – зоне озелененных территорий общего пользования и частично в территориальной зоне СОД-2 – зоне смешанной и общественно-деловой застройки.

Из представленного ответчиком фрагмента Генерального плана г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 года № 344 земельный участок по .... расположен частично в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и частично в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки.

Сопоставив Генеральный план города Барнаул, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344, Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834, а также Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447, суд приходит к выводу о том, что установленная оспариваемым нормативно-правовым актом территория общего пользования, не противоречит документам территориального планирования городского округа, имеющим высшую юридическую силу, поскольку не изменяет функциональное зонирование земельного участка, находящегося в пользовании истцов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация г.Барнаула в пределах своей компетенции приняла оспариваемое постановление, процедура его принятия соблюдена.

Несоответствие планируемого использования части территории городского округа фактическому землепользованию в районе земельного участка истцов не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим. Приоритет публичной цели устойчивого развития территории, обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.

Более того, расположенный на земельном участке объект недвижимости в установленном законом порядке в собственность истцов не оформлен, согласно отметки на техническом паспорте является самовольной постройкой, земельный участок не сформирован, сведения о земельном участке отсутствуют в едином реестре недвижимости, что не может свидетельствовать о сложившемся землепользовании на данной территории.

При таких обстоятельствах, требование о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления администрации города Барнаула от 06.09.2019 года № 1494 « Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула в части нанесения и установления красной линии в границах земельного участка, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул. Крупской, 23 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180,360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Светоносова Владимира Александровича, Светоносова Александра Александровича о признании не недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления администрации города Барнаула от 06.09.2019 года № 1494 « Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула в части нанесения и установления красной линии в границах земельного участка, расположенного по адресу: .... оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Ю. Кайгородова