УИД 31RS0022-01-2021-006113-75
№ 2а-67/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2022 года г. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Москвитиной Н.И.,
при секретаре Висанбиевой Е.А.,
с участием представителя административного истца, административного ответчика по встречному административному иску ИФНС России по г. Белгороду, представителя заинтересованного лица УФНС России по Белгородской области Кушнарева Н.И.,
представителя административного ответчика, административного истца по встречному административному иску Милешина П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Белгороду к Умниковой А.О. о взыскании задолженности, по встречному административному исковому заявлению Умниковой А.О. к Инспекции ФНС России по г. Белгороду о признании недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Белгороду № от 18.06.2020 года и требования № от 28.10.2020 года,
установил:
ИФНС России по г. Белгороду обратилась в суд с административным исковым заявлением к Умниковой А.О. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 418 254,67 руб., где:
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года по сроку уплаты 27.01.2020 г., в размере 357 760,00 руб.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года, в соответствии с п. 1 ст.122 НК РФ, в размере 69 879,00 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года за период с 26.01.2020 г. по 18.06.2020 г., в размере 9 400,39 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года за период с 19.06.2020 г. по 27.10.2020 г., в размере 6 312,28 руб.
В обосновании заявленных требований ссылалась на то, что по результатам камеральной проверки установлено занижение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за 4 квартал 2019 года на – 332 663.00 руб. По данным налогового органа сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ за 4 квартал 2019 года, составляет 357760.00 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение № от 18.06.2020 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ:
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года по сроку уплаты 27.01.2020 г. – 357 760,00 руб.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 г. в соответствии с п. 1 ст.122 НК РФ в размере 69 879,00 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 г. за период с 26.01.2020 г. по 18.06.2020 г. в размере 9 400,39 руб.
18.06.2020 г. произведено уменьшение налога на добавленную стоимость на сумму 8 365,00 руб., на сумму 8 365,00 руб., на сумму 8 367,00 руб.
На решение № от 18.05.2020 г. Умниковой А.О. 25.06.2021 г. подана жалоба.
УФНС России по Белгородской области принято решение от 15.07.2021 г. №@ по результатам рассмотрения жалобы Умниковой А.О., в соответствии с которым, решение ИФНС России по г. Белгороду № от 18.06.2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, жалоба Умниковой А.О. оставлена без рассмотрения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.139.3 НК РФ.
Умникова А.О. обратилась с встречным административном исковым заявлением к Инспекции ФНС России по г. Белгороду о признании недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Белгороду № от 18.06.2020 года и требования № от 28.10.2020 года просила восстановить срок на обжалование решения ИФНС России по г. Белгороду № от 18.06.2020 г. и требования № от 28.10.2020 г.
В обоснование требований встречного иска указала на то, что налоговая проверка была проведена в нарушение установленных п.2 ст.88 НК РФ сроков, в решении № от 18.06.2020 года неверно определена сумма штрафа в соответствии с санкциями п.1 ст.122 НК РФ, в действиях Умниковой А.О. отсутствуют нарушения норм налогового законодательства. В нарушение положений п.4 ст.69 НК РФ требование № от 28.10.2020 года не содержит каких-либо ссылок на решение, декларацию или налоговое уведомление, требование выставлено с нарушением сроков, установленных ст.70 НК РФ.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Белгороду и УФНС России по Белгородской области Кушнарев Н.И. требования административного искового заявления поддержал. В удовлетворении встречных требований просил отказать.
Представитель Умниковой А.О.-Милешин П.В. в удовлетворении административных требований ИФНС России по г. Белгороду просил отказать, встречные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.
Определением от 24.05.2021 мирового судьи судебного участка № 6 Восточного округа г. Белгорода отменён судебный приказ от 23.12.2021 г. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость в отношении Умниковой А.О., с указанием на право ИФНС России по г. Белгороду на обращение с заявленными требованиями в порядке искового судопроизводства.
На основании ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно сведениям налогового органа Умникова А.О. состояла на налоговом учете в ИФНС России по г. Белгороду в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.08.2019 г. по 03.03.2020 года.
Умниковой А.О. в налоговый орган 25.01.2020 г. представлена налоговая декларация по налогу добавленную стоимость за 4 квартал 2019 года.
В соответствии с положениями ст. 88 НК РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка по налогу добавленную стоимость за 4 квартал 2019 года в отношении Умниковой А.О.
Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель признается налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
25 сентября 2019 года ИП Умникова А.О. представила в Инспекцию уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет, то есть с 27 августа 2019 года. Таким образом, ИП Умникова А.О. считается налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов с 27 августа 2019 года.
Согласно представленной декларации:
- налоговая база (стр. 010 раздела 3 декларации) составила – 1 788 801.00 руб.;
- общая сумма налога (стр. 118 раздела 3 декларации ) составила – 357 760.00 руб.;
- общая сумма налога, подлежащая вычету (стр. 190 раздела 3 декларации) составила – 332 663.00 руб.;
- итого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (стр. 200 раздела 3 декларации) составила –25 097.00 руб.;
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ (стр. 040 раздела 1 декларации) составила – 25 097.00 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
- лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Таким образом, в связи с тем, что ИП Умникова А.О. не является плательщиком НДС, то права на вычет налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) не возникает. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ принять налог к вычету могут только плательщики данного налога.
В нарушение вышеперечисленного ИП Умникова А.О. необоснованно уменьшила сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за 4 квартал 2019 года на сумму налогового вычета в размере – 332 663.00 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией 03.02.2020 г. направлен запрос № в Ярославский филиал ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» о представлении выписок по операциям на счетах ИП Умниковой А.О. за 4 квартал 2019 года (номера счетов №, №, №). Согласно ответа банка от 05.02.2020 г. на расчетный счет ИП Умниковой А.О. в 4 квартале 2019 года поступала оплата от покупателей (ИП Савелов А.Н. (ИНН №), ООО «ГИПЕРСТРОЙ» (ИНН №), ООО «Автодорстрой-подрядчик» (ИНН №), ООО «Фаркоптрейд» (ИНН №) и других) по договорам за товары, работы (услуги) с выделенной суммой НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В подтверждение того, что ИП Умниковой А.О. выписывались счет-фактуры с выделенной суммой НДС, Инспекцией в рамках реализации своих полномочий в адрес:
- ИП Савелова А.Н. (контрагент-покупатель) направлено требование о представлении документов (информации) от 30.03.2020 г. №,
- ООО «ГИПЕРСТРОЙ» (контрагент-покупатель) направлено требование о представлении документов (информации) от 30.03.2020 г. №,
- ООО «Автодорстрой-подрядчик» (контрагент-покупатель) направлено требование о представлении документов (информации) от 30.03.2020 г. №,
- ООО «Фаркоптрейд» (контрагент-покупатель) направлено требование о представлении документов (информации) от 30.03.2020 г. №.
В ответ на перечисленные требования о предоставлении документов (информации) контрагентами-покупателями представлены счет-фактуры, перечисленные в решение № от 18.06.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014г. № «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что в пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.
Однако, возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.
На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена.
В результате камеральной проверки установлено занижение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за 4 квартал 2019 года на – 332 663,00 руб. По данным налогового органа сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ за 4 квартал 2019 года, составляет – 357760, 00 руб. (стр. 030 раздела 1 декларации).
Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ, уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 163 НК РФ, налоговый период по НДС устанавливается как квартал. ИП Умниковой А.О. сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет за 4 квартал 2019 года в размере – 357 760.00 руб. в срок до 27.01.2020 г. не уплачена.
Таким образом, ИП Умникова А.О. подлежала привлечению к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога.
В адрес ИП Умниковой А.О. направлялись требования о представлении пояснений (в связи с заполнением раздела 3 декларации по НДС за 4 квартал 2019 года при условии применения упрощенной системы налогообложения) или внесения изменения в налоговую отчетность - от 25.03.2020 г. № по ТКС.
В ответ на данное требование ИП Умникова А.О. пояснила, что 02 октября 2019 года в Инспекцию отправлено письмо с просьбой об отмене права применения упрощенной системы налогообложения. Письмо отправлено почтовым сообщением «с описью документов». Данная позиция противоречит п. 3 ст. 346.13 НК РФ.
По факту данного нарушения составлен акт от 29.04.2020 г. №, направленный заказной корреспонденцией (ШПИ №). По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение № от 18.06.2020 г. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ:
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года по сроку уплаты 27.01.2020 – 357 760,00 руб.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года в соответствии с п. 1 ст.122 НК РФ в размере 69 879,00 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года за период с 26.01.2020 г. по 18.06.2020 г. в размере 9 400,39 руб.
18.06.2020 г. произведено уменьшение налога на добавленную стоимость на сумму 8 365,00 руб., на сумму 8 365,00 руб., на сумму 8 367,00 руб.
На решение № от 18.05.2020 г. Умниковой А.О. 25.06.2021 г. подана жалоба.
УФНС России по Белгородской области принято решение от 15.07.2021 г. №@ по результатам рассмотрения жалобы Умниковой А.О., на решение ИФНС России по г. Белгороду № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.06.2020 г., в соответствии с которым жалоба Умниковой А.О. оставлена без рассмотрения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.139.3 НК РФ.
В рамках ст. ст. 69, 70, 75 НК РФ должнику 28.10.2020 г. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № от 28.10.2020 г. на общую сумму 418 254,67,00 руб., в котором установлен срок для добровольной уплаты до 18.11.2020 г.
В рамках указанного требования № от 28.10.2020 г. принудительному взысканию подлежат:
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года по сроку уплаты 27.01.2020 г. в размере 357 760,00 руб.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года в соответствии с п. 1 ст.122 НК РФ в размере 69 879,00 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года за период с 26.01.2020 г. по 18.06.2020 г. в размере 9 400,39 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года за период с 19.06.2020 г. по 27.10.2020 г. в размере 6 312,28 руб.
На основании ст. 75 НК РФ налогоплательщикам за несвоевременную уплату налогов начисляются пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (сумма задолженности * ставку рефинансирования / 100 / 300 * количество календарных дней просрочки).
К взысканию в судебном порядке, подлежат пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2019 года за период с 19.06.2020 г. по 27.10.2020 г. в размере 6 312,28 руб., которые рассчитаны на основании указанной формулы следующим образом:
332 663,00 руб. (сумма задолженности) * 5,50 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ) / 100 / 300 * 3 дня (количество дней просрочки за период с 19.06.2020 по 21.06.2020) = 182,96 руб. (сумма пени к уплате).
332 663,00 руб. (сумма задолженности) * 4,50 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ) / 100 / 300 * 35 дней (количество дней просрочки за период с 22.06.2020 по 26.07.2020) = 1 746,48 руб. (сумма пени к уплате).
332 663,00 руб. (сумма задолженности) * 4,25 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ) / 100 / 300 * 93 дня (количество дней просрочки за период с 27.07.2020 по 27.10.2020) = 4 382,84 руб. (сумма пени к уплате).
В установленный срок требование должником не исполнено.
Умникова А.О. обратилась с жалобами на оспариваемое решение в вышестоящий налоговый орган, с пропуском срока на обжалование. На основании пп.2 п.1 ст. 139.3 НК РФ УФНС России по Белгородской области жалоба оставлена без рассмотрения и уважительных причин на восстановление пропущенного срока на обжалование не усмотрела.
Как следует из материалов дела, выводы о результатах камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 г. изложены Инспекцией в акте налоговой проверки от 29.04.2020 г. № который направлен в адрес Умниковой А.О. заказным письмом от 30.04.2020 г. (почтовый идентификатор №).
Также, заказным письмом от 18.05.2020 в адрес Умниковой А.О. направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 13.05.2020 г. № (почтовый идентификатор №).
Умникова А.О. в установленный срок не представила в Инспекцию возражения на акт налоговой проверки в целом и (или) его отдельные части. Также, Умникова А.О. не представила в Инспекцию ходатайство о снижении размера штрафных санкций.
Инспекция 18.06.2020 г., рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 г. приняла решение № о привлечении Умниковой А.О. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 69879 руб., также налогоплательщику доначислен налог в размере 357760 руб., пени в размере 9400, 39 руб.
При принятии решение о привлечении к налоговой ответственности от 18.06.2020 № Инспекцией учтен факт уплаты Умниковой А.О. налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 в размере 25097 руб.
Решение от 18.06.2020 № направлено в адрес Умниковой А.О. по почте заказным письмом 30.06.2020 (почтовый идентификатор №).
Направление налоговыми органами юридически значимых сообщений, в том числе Извещений о месте и времени рассмотрения материалов проверки, и их получением адресатами, регулируются НК РФ, нормы которого подлежат применению к спорным правоотношениям и имеют приоритет перед общими нормами.
Согласно п. 5 ст. 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 31 НК РФ прямо предусмотрено, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Такое направление документа считается надлежащим способом уведомления, устанавливая презумпцию получения его адресатом.
На официальном сайте ФГУП «Почта России» в разделе «отслеживание почтовых отправлений» отображена информации о перемещении почтовой отправки в адрес Умниковой А.О. акта налоговой проверки от 29.04.2020 №, извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 13.05.2020 №, Решение от 18.06.2020 № и о том, что указанная корреспонденция не вручена адресату, в связи с неудачными попытками вручения.
Умникова А.О. имела возможность получить заказные письма от Инспекции, содержащие акт налоговой проверки от 29.04.2020 №, извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 13.05.2020 №, решение о привлечение к налоговой ответственности от 20.03.2020 №, как лично, так и через уполномоченного представителя.
По общему правилу, под местом фактического проживания понимается жилое помещение, в котором гражданин проживает, не имея в указанном помещении регистрации по месту жительства или по месту пребывания (ч. 1 ст. 3 Закона от 25.06.1993 N 5242-1.
Пунктом 5 указанной статьи (введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям") предусмотрено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Форма заявления о предоставлении налогоплательщиком налоговому органу адреса для направления по почте вышеуказанных документов утверждена приказом ФНС России от 29.05.2014 №
Заявление по форме N 1А заполняется в случае, если налогоплательщик - индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающейся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, желает получать по почте документы (налоговую корреспонденцию), которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по адресу, отличному от адреса своего места жительства.
Заявление по форме N 1А может быть представлено в любой налоговый орган, осуществляющий работу с физическими лицами:
- лично представителем физического лица;
- в электронной форме через "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Умникова А.О. не представляла в Инспекцию заявление по форме №1А, следовательно налоговый орган не уведомлен о фактически проживании в <адрес> с 2019 г.
По изложенным основаниям, доводы о нарушении инспекцией существенных условий при вынесении обжалуемого решения ввиду того, что Умникова А.О. не получала ни акт налоговой проверки, ни уведомление о месте и времени рассмотрения материалов проверки, не знала о вынесенном в отношении нее решении, поскольку фактически не проживала по адресу своей регистрации являются несостоятельными.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
При этом, само по себе нарушение срока камеральной налоговой проверки, не говорит о незаконности соответствующего решения, поскольку этот срок не пресекательный.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В 2020 г. срок уплаты НДС за 4 квартал 2019 г. приходился на 27 января. По данным КРСБ по сроку 27.01.2020 г. налогоплательщиком налог не оплачен. Согласно данным налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 г., представленной Умниковой А.О., по сроку 27.01.2020 г. налогоплательщиком начислен авансовый платеж на сумму в размере 8 365,00 руб.
Так как уплата по НДС на 27.01.2020 г. отсутствует, Инспекцией рассчитана сумма штрафа исходя из доначисленного налога за минусом исчисленного авансового платежа налогоплательщиком самостоятельно по сроку 27.01.2020 г.
Исходя из вышеизложенного, сумма штрафа рассчитана следующим образом (357760-8365)*20% = 69879 руб.
Следовательно, штраф по п.1 ст.122 НК РФ исчислен верно.
Умникова А.О. не правомерно в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 заявила право на получение налогового вычета по налогу в размере 332663 руб., что и послужило основанием для доначисления налога, пени, штрафа по п.1 ст.122 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Умникова А.О. 25.01.2020 представила в Инспекцию первичную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019, согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 25 097 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 Инспекцией установлен факт не правомерного применения Умниковой А.О. налогового вычета в размере 332663 руб. в связи с тем, что в 2019 налогоплательщик является плательщиком Единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрошенной системы налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).
Таким образом, поскольку индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, то при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) они не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Умникова А.О. в 4 квартале 2019, являясь плательщиком Единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, выставила счета-фактуры с выделенным НДС и следовательно, обязана представить в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2019.
Обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 Умниковой А.О. исполнена без нарушения срока, установленного в ст. 175 НК РФ. Однако, Умникова А.О. в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 необоснованно заявила вычет по налогу в размере 332663 руб.
Так как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения не являются плательщиками НДС, а право на вычет НДС есть только у плательщиков (п. 1 ст. 171 НК РФ, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). При УСН с объектом "доходы минус расходы" входной или импортный НДС при определенных условиях можно учесть в расходах.
При этом, следует отметить, что Инспекция в соответствии с п.3 ст. 88 НК РФ по телекоммуникационным каналам связи направила в адрес Умниковой А.О. требование о предоставлении пояснений от 25.03.2020 №, в котором сообщила об установленном несоответствии требованиям налогового законодательства.
Умникова А.О. в ответ на требование от 25.03.2020 № представила в Инспекцию пояснения, что 02.10.2019 в налоговый орган направлено заказное письмо, в котором налогоплательщик отказывался от применения упрощенной системы налогообложения.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса.
Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (пункт 6 статьи 346.13 НК РФ).
Умникова А.О. 30.12.2019 представила в Инспекцию Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (по форме 26.2-3), согласно которому с 01.01.2020 не применяет Упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы уменьшенные на величину расходов».
Фактическое применение общего режима Умниковой А.О. в 4 квартал 2019 неправомерно, поскольку, единственная возможность (и она же обязанность) перейти с УСНО на иной режим налогообложения определена в п. 4 ст. 346.13 НК РФ - это нарушение требований по применению УСНО. Если названные требования выполнены, то и оснований для смены режима налогообложения до окончания налогового периода нет.
Ведение бухгалтерского и налогового учета, составление первичных документов, налоговых деклараций и уплата налогов в порядке, установленном для общей системы налогообложения, в данном случае не имеют определяющего значения.
Таким образом, доводы Умниковой А.О. о том, что отсутствуют нарушения норм действующего законодательства, несостоятельны.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В порядке положений ст. 70 НК РФ Умниковой А.О. направлено требование об уплате недоимки от 28.10.2020 №, согласно которому в срок до 18.11.2020 налогоплательщику необходимо уплатить недоимку решению о привлечении к налоговой ответственности от 18.06.2020 №.
Умникова А.О. в установленный срок не исполнила требование от 28.10.2020 №.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке и наличных денежных средств этого физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы есть ссылка в данном требовании.
Требование от 28.10.2020 № не содержит ссылку на соответствующее решение. Между тем, в данном случае для признания его незаконным этот недостаток не имеет определяющего значения, так как есть информация о виде налога и сумме недоимки, а сведения и основания, по которым образовалась задолженность имеется в решении от 18.06.2020 №, т.е соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, существенных нарушений требований, предъявляемых к его содержанию, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины в размере 7382 рублей, рассчитанном на основании ст. 333.19 НК Российской Федерации, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, ст. 48, 357 НК РФ, суд
решил:
Административный иск Инспекции ФНС России по г. Белгороду к Умниковой А.О. о взыскании задолженности – удовлетворить.
Взыскать с Умниковой А.О. задолженность по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 418 254,67 руб., где:
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года по сроку уплаты 27.01.2020 г., в размере 357 760,00 руб.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года, в соответствии с п. 1 ст.122 НК РФ, в размере 69 879,00 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года за период с 26.01.2020 г. по 18.06.2020 г., в размере 9 400,39 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 4 квартал 2019 года за период с 19.06.2020 г. по 27.10.2020 г., в размере 6 312,28 руб.
Взыскать с Умниковой А.О. в доход бюджета городского округа «Город Белгород» государственную пошлину в сумме 7382 руб.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Умниковой А.О. к Инспекции ФНС России по г. Белгороду о признании недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Белгороду № от 18.06.2020 года и требования № от 28.10.2020 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.
Решение судом в окончательной форме принято 15.03.2022 года.
Судья
Решение29.03.2022