ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3177/2022 от 19.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-3177/2022

73RS0001-01-2022-004525-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2022 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

с участием административного истца Лазаревой Н.А.,

представителя административного ответчика Стерлядева Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лазаревой Н.А. к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании отказа в участии заседании Комитета по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области путем использования систем видео-конференц-связи незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Лазарева Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указала, что 14.03.2022 Лазарева Н.А. узнала, что 17.03.2022 состоится заседание Комитета по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области.

В его повестке был отчет руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области об исполнении государственных полномочий по обращению с животными без владельцев в 2021 году.

14.03.2022 направила электронное письменное обращение на официальный электронный адрес административного ответчика zaksobr@mv.ru

В нем просила пригласить участвовать в заседании по видео-конференц-связи Своевременного ответа не выслали. Ссылку на участие в видеоконференции не выслали.

17.03.2022 заседание прошло, к участию в заседании Лазарева Н.А. не допущена,

Просила суд, признать незаконными отказ Лазаревой Н.А. в участии в режиме видеоконференции в заседании Комитета по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области 17.03.2022 г. и не допуске к участию.

В судебном заседании 12.07.2022 (до перерыва) административный истец Лазарева Н.А., ее представитель Толкачев К.С. просили иск удовлетворить. После перерыва в судебном заседании (19.07.2022) участия в судебном заседании не принимали. От истца Лазаревой Н.А. в суд представлено ходатайство о перерыве в судебном заседании, судом ходатайство оставлено без удовлетворения.

Представитель административного ответчика просил в иске отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Порядок работы Законодательного Собрания Ульяновской области определен Регламентом Законодательного Собрания Ульяновской области (утв.Постановлением ЗС Ульяновской области от 30.09.2010 N 781/52-4) (далее- Регламент).

Согласно ст.1 и ст.2 Регламента, Законодательное Собрание Ульяновской области (далее также - Законодательное Собрание) является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Ульяновской области и состоит из 36 депутатов (далее - установленное число депутатов), избранных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области сроком на 5 лет.

Порядок деятельности Законодательного Собрания определяется федеральными законами, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области, а также настоящим Регламентом и иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания.

В соответствии со т.18 Регламента, Комитеты и комиссии Законодательного Собрания (далее, если иное не оговорено особо, - комитеты) являются коллегиальными органами Законодательного Собрания, осуществляющими предварительное рассмотрение проектов законов Ульяновской области, постановлений Законодательного Собрания и их подготовку к рассмотрению Законодательным Собранием.

В силу ст.20 Регламента, комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению: 1) осуществляют предварительное рассмотрение проектов Устава Ульяновской области, законов Ульяновской области о поправках к Уставу Ульяновской области, законов Ульяновской области, проектов постановлений Законодательного Собрания и их подготовку к рассмотрению Законодательным Собранием; 2) осуществляют подготовку заключений по проектам Устава Ульяновской области, законов Ульяновской области о поправках к Уставу Ульяновской области, законов Ульяновской области и постановлений Законодательного Собрания, поступившим на рассмотрение Законодательного Собрания; 3) осуществляют подготовку отзывов, предложений и замечаний по проектам федеральных законов, поступившим в Законодательное Собрание; 4) вносят предложения о реализации Законодательным Собранием права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; 5) по решению Законодательного Собрания подготавливают заявления в суды, в том числе в Конституционный Суд Российской Федерации; 6) участвуют в организации проводимых Законодательным Собранием мероприятий; 7) подготавливают в соответствии с вопросами своего ведения предложения и замечания по проектам законов Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области и проектам законов Ульяновской области о внесении изменений в закон Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области; 7.1) рассматривают проекты государственных программ, осуществляют подготовку по ним заключений, направляют указанные заключения в Правительство Ульяновской области; 8) рассматривают обращения граждан, органов и организаций; 9) решают вопросы организации своей деятельности; 10) по поручению Председателя Законодательного Собрания, первого заместителя Председателя Законодательного Собрания, заместителя Председателя Законодательного Собрания представляют Законодательное Собрание в мероприятиях, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, прочими государственными органами и организациями Российской Федерации, государственными органами и организациями субъектов Российской Федерации; 11) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом

По смыслу ст.21 Регламента, к целях реализации своих полномочий комитеты вправе: приглашать на свои заседания в установленном порядке руководителей и (или) иных должностных лиц государственных и иных органов и организаций, в том числе Законодательного Собрания и его аппарата, администрации Губернатора Ульяновской области, органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, заслушивать их доклады и сообщения по вопросам, отнесенным к ведению комитета; привлекать в установленном порядке к участию в осуществлении своей деятельности депутатов Законодательного Собрания, не являющихся членами комитета, лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также специалистов, консультантов, экспертов;

Согласно ст.22 Регламента, комитеты организуют свою деятельность на основе примерных годовых и квартальных планов своей деятельности. Примерные планы деятельности комитетов утверждаются на заседаниях комитетов и должны содержать перечень подлежащих рассмотрению вопросов, сроки их рассмотрения и иные необходимые сведения.

Основной формой деятельности комитета является его заседание. Заседания комитета проводятся по мере необходимости. По инициативе председателя комитета или членов комитета может созываться внеочередное заседание комитета.

О заседании комитета и вопросах, вносимых на его рассмотрение, председатель комитета уведомляет членов данного комитета и других участников заседания не позднее чем за 3 дня до даты его проведения.

Заседание комитета правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от общего числа членов комитета.

На заседании комитета ведется протокол. Протокол заседания комитета подписывает председатель комитета, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комитета. Депутаты вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов, комитеты могут организовывать совещания, проводить конференции, "круглые столы", семинары и принимать участие в их деятельности

На заседании комитета вправе присутствовать представители субъектов права законодательной инициативы, внесенные которыми законопроекты и проекты постановлений Законодательного Собрания рассматриваются на заседании комитета.

В силу ст.23 Регламента, председатель комитета: 1) организует деятельность комитета; 5) приглашает для участия в заседаниях комитета лиц, указанных в пункте 5 статьи 21 настоящего Регламента, в том числе с учетом предложений членов комитета;

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Суд считает, что такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует; как установлено в судебном заседании по вопросам административного истца Лазаревой Н.А., направленным в адрес Законодательного Собрания Ульяновской области 18.03.2022, дан ответ от 22.03.2022 (л.д.22-23).

Сами по себе соответствующие решения и ответы административного ответчика права Лазаревой Н.А. на участие в деятельности органов законодательной власти не нарушают, препятствий к осуществлению прав и свобод не создают, какую либо обязанность на них не возлагают.

В частности, предусмотренная законом возможность присутствия на заседании Законодательного собрания или его комитетов лиц, не являющихся членами комитета, руководителей и (или) иных должностных лиц государственных и иных органов и организаций, в том числе Законодательного Собрания и его аппарата, администрации Губернатора Ульяновской области, органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области,а также специалистов, консультантов, экспертов, реализуется через право комитета на приглашение таковых.

Права граждан непосредственно участвовать в заседании комитета, а также непосредственно влиять на существо принимаемого решения не предусмотрено.

При этом видеозапись заседания 17.03.2022 Комитета по аграрной и продовольственной политики, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области размещена в публичном доступе на на официальном сайте Законодательного Собрания Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», его содержание, как и, в целом, обсуждаемые вопросы и принятые по ним решения известны административному истцу Лазаревой Н.А., что не оспаривается ей самой.

Конкретных доводов о том, в чем заключается нарушение субъективных прав административного истца в связи с отказом ей в участии в заседании Комитета по аграрной и продовольственной политики, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области и каким образом они могут быть восстановлены, в административном иске не приведено.

Доказательств наступления для административного истца негативных последствий в результате совершения оспариваемых действий также не представлено.

При этом суд отмечает, что административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, а на восстановление нарушенных прав административных истцов (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации). В условиях же, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, также отсутствуют.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований Лазаревой Н.А. у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Лазаревой Н.А. к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании отказа в участии заседании Комитета по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области путем использования систем видео-конференц-связи незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.08.2022

Судья И.А. Сизов