ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3179/2018 от 12.04.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-3179/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 12 апреля 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Хлхатяна Сурика Шайвалади к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Хлхатян С.Ш. обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ___, с разрешенным видом использования – под теплые гаражные стоянки, общей площадью ___ кв.м., расположенный по адресу: ________.2017 истцу стало известно о существовании распоряжения ОА г. Якутска от ____.2014 «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», а также распоряжения ОА г. Якутска от ____.2016 «О внесении изменения в распоряжение Окружной Администрации города Якутска от ____.2014 «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», которыми на земельный участок истца наложено обременение в виде резервирования в целях строительства железной дороги, под размещение пожарной части технической службы, на срок с ____.2014 по ____.2021. Между тем, согласно схеме резервирования, в границы подлежащей застройке территории попадает лишь незначительная часть земельного участка истца, что выяснилось в ходе ознакомления со схемой ____.2017. Указанные распоряжения вынесены с нарушениями, поскольку не соответствуют Генеральному плану ГО «город Якутск» в части границ земельного участка. Сведения, указанные в приложениях №2 к указанным распоряжениям, противоречат фактическим данным, по указанному в перечне кадастровому номеру ___ невозможно определить полностью или частично указанный участок расположен в границах резервируемых земель. Просит признать недействующими распоряжение Окружной Администрации г.Якутска от ____.2014 «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», распоряжение Окружной Администрации г.Якутска от ____.2016 года «О внесении изменения в распоряжение Окружной Администрации города Якутска от ____ 2014 года ..» в части резервирования земельного участка с кадастровым номером ___ общей площадью ___ кв.м., поскольку указанными распоряжениями нарушены права истца, установленный правовой режим создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности истца. Также считает, что срок обращения в суд им не пропущен, поскольку сведений об опубликовании оспариваемых распоряжений в средствах массовой информации не имеется, истец не был с ними ознакомлен, о нарушении своих прав узнал только ____.2017 из ответа ДИЗО ОА г. Якутска на заявление истца об ознакомлении с оспариваемыми распоряжениями.

В судебном заседании административный истец Хлхатян С.Ш., представитель административного истца Буртовая П.А. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили, что истец не был надлежащим образом уведомлен о предстоящем резервировании, не был ознакомлен со схемой расположения объекта – железной дороги, кроме того, указанный объект имеет федеральный статус, в связи с чем, у ОА г. Якутска не было полномочий на издание такого нормативно-правового акта, ответчиком нарушен порядок резервирования земельных участков, предусмотренный законом. Если бы административный истец был надлежащим образом уведомлен о предстоящем резервировании, у него была бы возможность разделить земельный участок, и обременение могло быть наложено на земельный участок в части, а не на всю территорию. Ответчиком и заинтересованным лицом не доказаны обоснованность и целесообразность строительства железной дороги в месте расположения земельного участка истца, оснований полагать, что планируемый объект будет проходить именно по такому маршруту, не имеется, решение о резервировании земель было принято преждевременно. Указанными распоряжениями нарушены права истца на распоряжение своим участком, на участке расположены нежилое и жилое строения, которыми истец не может пользоваться. Также истцу согласован для строительства гаражей эскизный проект, однако обременение препятствует выдаче разрешения на строительство. Просят административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОА г. Якутска Стручкова Н.Х. исковые требования не признала, пояснила, что Распоряжением главы ГО «город Якутск» от ____.2007 «О резервировании земельного участка» земельный участок, расположенный на территории ГО «город Якутск», был зарезервирован для строительства железнодорожной линии сроком на ___ лет. Указанное распоряжение было вынесено на основании ЗК РФ, ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании Генерального плана развития г. Якутска, утвержденного постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от ____.2005 , Правил землепользования и застройки г. Якутска, утвержденных решением Окружного Совета г. Якутска от ____.2007 . В связи с истечением ранее установленного срока резервирования, а также во исполнение протокольного поручения совещания у главы ГО «город Якутск» от ____.2014 было издано оспариваемое распоряжение «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории ГО «город Якутск» от ____.2014 . ____.2016 издано распоряжение «О внесении изменения в распоряжение Окружной Администрации города Якутска от 03 октября 2014 года № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» в связи с выявлением новых земельных участков, образованных в результате раздела территорий, предоставленных СОНТ «Чолбон» и СОНТ «Сатал», а также в результате постановки на государственный кадастровый учет ранее учтенных земельных участков. В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в распоряжение от ____.2014 в части сокращения срока резервирования с ___ лет на ___ года по зарезервированным земельным участкам распоряжением от ____.2016 . Резервирование земельных участков на территории ГО «город Якутск» под железную дорогу было осуществлено на основании постановления городского Собрания депутатов г.Якутска от ____.2005 ПГС «Об утверждении генерального плана городского округа «Город Якутск», согласно которому трассировка железнодорожной линии была определена по акту выбора ТЭО ОАО «Проекттрансстрой». Кроме того, имеется распоряжение Правительства РС(Я) от ____.2005 «О резервировании земельных участков для завершения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Также пояснила, что согласно сведениям ЕГРН на принадлежащий истцу участок установлено ограничение на основании распоряжения от ____.2014, а государственная регистрация права произведена ____.2014, вид разрешенного использования участка – под размещение пожарной части технической службы. Кроме того, согласно сведениям ИСОГД участок расположен в зоне Т-4 – производственной зоне, предназначенной для размещения объектов коммунального, производственного, транспортного, логистического и складского значения, объектов инженерной инфраструктуры 4, 5 классов опасности, также установлена зона экологического ограничения (зона железной дороги, водоохранная зона, береговая полоса за пределами, шумовая зона аэропорта), то есть это зона с особыми условиями использования территории. Также административный ответчик ссылается на пропуск истцом срока обращения в суд. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства РС(Я) Глазков С.М. с административным иском не согласился, пояснил, что строительство железной дороги на территории ГО «город Якутск» включено в план по строительству железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск», мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска, строительство которых предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от ____.2001 . Строительство линейного объекта «железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» предусмотрено Схемой территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ____.2013 и Схемой территориального планирования Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от ____.2011 . Схема железной дороги отражена на основных градостроительных документах ГО «город Якутск» - генеральном плане ГО «город Якутск», утвержденном постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от ____.2005 «Об утверждении генерального плана ГО «город Якутск», и Правилах землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденных Якутской городской Думой от ____.2013 . Таким образом, решение о резервировании земельных участков принято в соответствии с документами территориального планирования и действующим законодательством РФ в пределах предоставленных ОА г. Якутска полномочий, поскольку управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет орган местного самоуправления. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

В судебном заседании прокурор Ларионов Э.Н. просил административный иск удовлетворить, поскольку железная дорога является объектом федерального значения, так как предусмотрена схемой территориального планирования РФ, таким образом, ОА г. Якутска превысила свои полномочия изданием оспариваемых распоряжений. Согласно Положению о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ____.2008 г. , решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Также считает заслуживающими внимание доводы административного истца о том, что согласно генеральному плану размещение железной дороги предусмотрено в части земельного участка истца, однако решение о резервировании принято в отношении всего участка. Кроме того, ЗК РФ не предусмотрено продление срока резервирования земельных участков, что в данном случае произведено ответчиком при издании оспариваемых распоряжений.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ___, с разрешенным видом использования – под теплые гаражные стоянки, общей площадью ___ кв.м., расположенный по адресу: ____, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из кадастрового дела следует, что в настоящее время разрешенный вид использования земельного участка изменился на «размещение пожарной технической службы» в связи с внесением изменений в документы территориального планирования г. Якутска.

Распоряжением ОА г. Якутска от ____.2014 «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» осуществлено резервирование для муниципальных нужд ГО «город Якутск» сроком на ___ лет земельных участков, расположенных на территории ГО «город Якутск», в целях строительства железной дороги, согласно перечню кадастровых номеров земельных участков (приложение №2), в том числе принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ___, площадью ___ кв.м., указанного в перечне под номером .

Распоряжением ОА г. Якутска от ____.2016 внесено изменение в распоряжение ОА г. Якутска от ____.2014 «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», заменено приложение №2 в новой редакции.

Наличие зарегистрированных обременений в отношении земельного участка истца подтверждается выпиской из ЕГРН и материалами кадастрового дела.

Полагая решение административного ответчика по включению, принадлежащего административному истцу земельного участка в перечень зарезервированных земель незаконными, Клхатян обратился в суд с административным исковым заявлением.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

Поскольку оспариваемые истцом распоряжения и приняты органом, наделенным полномочиями в соответствии с Земельным кодексом РФ принимать решения о резервировании земельных участков, ими установлены ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, арендаторов земельных участков на использование земельных участков, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (п.1.1 распоряжений), согласно перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение N 2), такие ограничения соответствуют положениям ст. 56 ЗК РФ, установлены в отношении неограниченного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом распоряжения обладают всеми признаками нормативно-правовых актов. В связи с чем, довод ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, не имеет правового значения для дела, поскольку в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Также судом установлено, что оспариваемое распоряжение от ____.2014 опубликовано для всеобщего сведения в газете ЭХО СТОЛИЦЫ от ____, распоряжения приняты в соответствии с п.п.26, п.1 ст. 9 Устава Городского округа «Город Якутск».

Осуществляя проверку соответствует ли содержание оспариваемых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия Окружной администрации по принятию решения о резервировании земельных участков под строительство железной дороги, суд учитывает следующее.

Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земельных участков допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ____.2008 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее Положение о резервировании).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о резервировании, решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании документов территориального планирования.

Таким образом, документы территориального планирования первичны по отношению к решению о резервировании земельного участка.

Судом установлено, что резервирование принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ___ связано с предстоящим строительством железной дороги федерального значения, необходимость размещения которой может рассматриваться в качестве основания для резервирования земельных участков (пункт 2 части 1 статьи 49 и часть 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации) и принято на основании актов органов исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия), а также городского Собрания депутатов г. Якутска.

Так, постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от ____.2005 утвержден Генеральный план развития г. Якутска, согласно которому развитие внешней транспортной сети города ориентируется на строительство мобильной и железнодорожной магистралей и проектированием мостового перехода через р. Лену, местоположение которого подлежит утверждению.

Распоряжением Правительства РС(Я) от ____.2005 «О резервировании земельных участков для завершения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск» в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27, п. 7 ст. 90 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от ____.2004 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск», распоряжением Правительства РС(Я) от ____.2002 «Об утверждении показателей ТЭО (проект) завершения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск» зарезервированы земельные участки для завершения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск согласно проекту технико-экономического обоснования строительства железнодорожной линии участка Томмот-Якутск общей площадью ___ га до 2010 года, согласно приложению, ограничен оборот земельных участков, зарезервированных для государственных нужд.

Распоряжением Правительства РС(Я) от ____.2006 в целях завершения корректировки технико-экономического обоснования строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск с выделением пустового комплекса «Кердем-левобережье реки Лены (Якутский речной порт)», с развитием железнодорожной инфраструктуры в п. Нижний Бестях образована рабочая комиссия по выбору трассы железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск на участке ст. Кердем - ст.Правая Лена - мостовой переход через р. Лена - г. Якутск - ст. Речной Порт; ст. Правая Лена – ст. Нижний Бестях.

Распоряжением Правительства РС(Я) от ____.2007 утвержден акт выбора железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск на участке ст. Кердем - ст.Правая Лена-мостовой переход через р. Лена-г. Якутск-ст. Речной Порт; ст. Права Лена – ст. Нижний Бестях, согласованный государственной экологической экспертизой; утвержден акт выбора подъездного железнодорожного пути км 876 – км 884 и строительной площадки железнодорожного вокзала ст. Якутск-пассажирская на 400 пассажиров в районе действующего аэровокзального комплекса.

Распоряжением главы ГО «город Якутск» от ____.2007 «О резервировании земельного участка» на основании ЗК РФ, ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании Генерального плана развития г. Якутска, утвержденного постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от ____.2005 , Правил землепользования и застройки г. Якутска, утвержденных решением Окружного Совета г. Якутска от ____.2007 , зарезервирован на срок ___ лет земельный участок для строительства железнодорожной линии, расположенный на территории ГО «город Якутск», в границах согласно утвержденному проекту границ земельного участка.

Распоряжением Правительства РФ от ____.2013 утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, согласно которой предусмотрено строительство новой железнодорожной линии Томмот-Кердем-Якутск (Нижний Бестях).

Постановлением Правительства РС(Я) от ____2011 утверждена Схема территориального планирования Республики Саха (Якутия), согласно которой при осуществлении территориального планирования Республики Саха (Якутия) в числе прочих учтены существующие объекты федерального значения, в том числе строящаяся железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск.

Нормативным правовым актом Якутской городской думы от ____.2012 , принятым решением Якутской городской Думы от ____.2012 , внесены изменения в постановление городского Собрания депутатов г. Якутска от ____.2005 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа «город Якутск» в части населенного пункта город Якутск, постановлением дополнено приложением №35 «Трассировка железнодорожной линии по акту выбора ТЭО ОАО «Проекттрансстрой», согласно приложению №15 к нормативному правовому акту.

Таким образом, вариант размещения объекта, одобренный решением градостроительного совета с учетом оценки необходимости соблюдения баланса общественных и частных интересов, прошел процедуру публичных слушаний и включен в генеральный план города Якутска.

Решение Якутской городской думы от ____.2012 в установленном законом порядке не оспорено. Порядок резервирования земель, определенный в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ____.2008 , при принятии оспариваемых распоряжений не нарушен.

Данный нормативный правовой акт принят на основании документов территориального планирования Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генерального плана ГО «Город Якутск», схема резервируемых земель в границах земельного участка с кадастровым номером ___ им соответствует, что подтверждается представленным в материалы дела приложением №35 к Генеральному плану города Якутска «Трассировка железнодорожной линии по акту выбора ТЭО ОАО «Проекттрансстрой», а также распечаткой из автоматизированной системы ИНГЕО, представленной ответчиком, на которой схема трассировки детализирована в области спорного земельного участка.

Доводы представителя истца, а также прокурора со ссылкой на п. 2 Положения о резервировании о том, что резервирование земель для федеральных нужд, к которым относится федеральная железная дорога, должно было приниматься федеральным органом исполнительной власти, суд находит обоснованным, однако воспроизведение в оспариваемых распоряжениях положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу (распоряжения Правительства РС(Я) от ____.2005 , документов территориального планирования РФ и РС (Я)) само по себе не свидетельствует об их незаконности (п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части») и не может повлечь признание их недействующими.

Признание распоряжений недействующими в части резервирования земельного участка истца, без изменения положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, изменения документов территориального планирования, не приведет к отмене ограничений прав истца, как землепользователя.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит отказу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Хлхатяна Сурика Шайвалади к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья А.А. Кочкина