ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/17 от 19.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№2а-317/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2017 г. г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Завертайлова В.А.,

при секретаре Плешаковой Л.Р.,

с участием административного истца Стрельникова Ф.С., его представителя на основании удовлетворённого судом ходатайства Горбуновой Н.А., представителя административных ответчиков Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, Управления ФНС России по Алтайскому краю на основании доверенностей Феско Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стрельникова Ф.С. к заместителю начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю Кабак Н.В., Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, заместителю руководителя Управления ФНС России по Алтайскому краю Бондаренко Н.В., УФНС России по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в совершении действий, возложении обязанности,-

у с т а н о в и л:

Стрельников Ф.С. обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением с требованиями к заместителю начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю Кабак Н.В., Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, заместителю руководителя Управления ФНС России по Алтайскому краю Бондаренко Н.В., УФНС России по Алтайскому краю. Просит отказ Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю от "дата" на его заявление от "дата" о проставлении отметки в паспорте транспортного средства на автомобиль Toyota Avensis, <данные изъяты> года выпуска, об уплате утилизационного сбора в размере <данные изъяты> руб.; решение УФНС России в лице заместителя руководителя, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса УФНС по Алтайскому краю Бондаренко Н.В. от "дата" на его жалобу от "дата" на отказ Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю в проставлении отметки в паспорте транспортного средства об уплате утилизационного сбора; возложить на Межрайонную ИФНС России №14 по Алтайскому краю обязанность повторно рассмотреть его заявление о проставлении отметки в паспорте транспортного средства на автомобиль Toyota Avensis, <данные изъяты> года выпуска, об уплате утилизационного сбора в размере <данные изъяты> руб. и проставить об этом отметку в паспорте транспортного средства на указанный автомобиль.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что "дата" приобрел у К. транспортное средство Toyota Avensis, <данные изъяты> года выпуска, которое ввезено последним на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан. Козлов Е.А. был освобожден от уплаты утилизационного сбора на основании абз. 2 п.6 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а он (Стрельников Ф.С.) на основании абз. 4 ч. 3 ст. 24.1 указанного ФЗ признается плательщиком утилизационного сбора, так как приобрел транспортное средство на территории Российской федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор на основании абз. 2 и 3 п.6 ст. 24.1. В <данные изъяты> года он обратился в МИФНС России №14 по Алтайскому краю с заявлением о проставлении в паспорте транспортного средства на автомобиль отметки об уплате утилизационного сбора. К заявлению приложен расчет размера утилизационного сбора и квитанция об уплате утилизационного сбора в размере <данные изъяты> руб. Письмом от "дата" МИФНС России №14 по Алтайскому краю ему отказано в проставлении отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора, указав, что утилизационный сбор рассчитан им неверно и предложено оплатить <данные изъяты> руб. Не согласившись с отказом, "дата" он обратился с жалобой в Управление ФНС по Алтайскому краю. Решением Управления ФНС от "дата" на его жалобе на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС России №14 по Алтайскому краю, выразившееся в отказе в проставлении отметки об уплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства, ему отказано в удовлетворении жалобы со ссылкой, что утилизационный сбор рассчитан неверно и приведен расчет, где сумма составляет <данные изъяты> руб. Ссылаясь на ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, указывает, что утилизационный сбор за ввозимое транспортное средство подлежит уплате в момент ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации. При этом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства определяется в зависимости от цели ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации. Размер утилизационного сбора должен быть равен сбору, который должен был поступить в доход государства при ввозе транспортного средства. На момент ввоза указанного транспортного средства на территории Российской Федерации (<данные изъяты> год) К. был освобожден от уплат утилизационного сбора. Следовательно, государству, в связи с ввозом указанного автомобиля для личного пользования в <данные изъяты> года, должен был поступить утилизационный сбор в размере <данные изъяты> Поэтому он (Стрельников Ф.С.) должен уплатить утилизационный сбор в этом размере. Таким образом, МИФНС №14 и Управление ФНС неправомерно отказали ему в проставлении отметки в паспорте технического средства об уплате утилизационного сбора.

Административное исковое заявление Стрельникова Ф.С. принято к производству Ленинского районного суда г. Барнаула с возбуждением по нему административного дела.

В судебном заседании административный истец Стрельников Ф.С., его представитель на основании удовлетворённого судом ходатайства Горбунова Н.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, Управления ФНС России по Алтайскому краю на основании доверенностей Феско Н.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. В пояснениях, данных в судебном заседании, а также письменном отзыве на административное исковое заявление указывает, что "дата" Стрельниковым Ф.С. приобретен легковой автомобиль Toyota Avensis, <данные изъяты> года выпуска, рабочий объем двигателя <данные изъяты> куб. см. Автомобиль приобретен у К., который ввез указанный автомобиль из Республики Казахстан. В паспорте транспортного средства имеется особая отметка о том, что утилизационный сбор при ввозе товара не уплачивается, товар Таможенного союза, ввезен физическим лицом. Таким образом, Стрельников Ф.С. признается плательщиком утилизационного сбора, поскольку приобрел транспортное средство на территории российской Федерации у физического лица, не уплатившего утилизационный сбор. Легковые автомобили, автобусы и другая специализированная пассажирская транспортная техника относятся к категории М1, базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора для данной категории равна <данные изъяты> руб., коэффициент расчета <данные изъяты> Следовательно, размер утилизационного сбора составляет <данные изъяты> руб. Поскольку Стрельников Ф.С. уплатил утилизационный сбор за приобретенный автомобиль <данные изъяты> руб., у налогового органа отсутствовали основания поставить отметку об уплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства. В рассматриваемой ситуации заявитель не осуществлял ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации, в связи с чем, применение к нему понижающего коэффициента при исчислении размера утилизационного сбора не основано на законе. Кроме того, требование заявителя о признании незаконным решения Управления удовлетворению не подлежат, так как оставляя жалобу Стрельникова Ф.С. без удовлетворения, не изменило правового статуса решения нижестоящего налогового органа, тем самым самостоятельно не нарушило права и законные интересы Стрельникова Ф.С., не возложило на него дополнительных обязанностей и не создало иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Административные ответчики заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю Кабак Н.В., заместитель руководителя Управления ФНС России по Алтайскому краю Бондаренко Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по делу судом извещены надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора (пункт 3).

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси), ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абзацы 1, 2 пункта 6).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора; перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

Указанные Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1 Правил).

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора».

Согласно перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) коэффициент расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 с рабочим объемом двигателя свыше <данные изъяты> куб. сантиметров, но не более <данные изъяты> куб. сантиметров, с даты выпуска которых прошло более <данные изъяты> лет составляет <данные изъяты> (пункт 2). В отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя коэффициент (на момент ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации) составлял <данные изъяты> (пункт 3). Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 равна <данные изъяты> рублей (сноска 5).

Из приведенного правового регулирования следует, что по общему правилу утилизационный сбор за ввозимое транспортное средство подлежит уплате в момент ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации. При этом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства определяется в зависимости от цели ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации. В том случае, когда утилизационный сбор не был уплачен (как правомерно, так и без законных на то оснований), данный сбор уплачивается лицом, которое впоследствии приобрело транспортное средство. В связи с этим и размер уплачиваемого сбора должен быть равен размеру сбора, который должен был поступить в доход государства при ввозе транспортного средства.

В судебном заседании установлено, что на момент ввоза транспортного средства Toyota Avensis, <данные изъяты> года выпуска, на территорию Российской Федерации К. утилизационный сбор уплате не подлежал на основании абз. 2 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», о чем имеется отметка в паспорте транспортного средства. То есть автомобиль ввезен К. по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для личного пользования, и в последующем "дата" приобретен административным истцом также для личного пользования.

Следовательно, государству в связи с ввозом автомобиля должен был поступить утилизационный сбор в размере, установленном пунктом 3 Перечня в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, поэтому Стрельников Ф.С. должен уплатить его в этом размере, на что он обоснованно указывает в административном исковом заявлении.

Основания для уплаты Стрельниковым Ф.С. утилизационного сбора за приобретенный автомобиль, как ввезенный не для целей личного пользования, то есть в размере, установленном пунктом 2 Перечня, отсутствуют. То обстоятельство, что ввоз транспортного средства осуществил не административный истец, в данном случае правового значения не имеет.

"дата" Стрельников Ф.С. обратился в Межрайонную ИФНС №14 по Алтайскому краю с заявлением (расчетом суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, шасси и прицепов) и приложением квитанции об уплате утилизационного сбора в размере <данные изъяты> руб.

"дата" Стрельникову Ф.С. дан ответ заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю Кабак Н.В., которым Стрельникову Ф.С. отказано в проставлении отметки об уплате утилизационного сбора, так как им (Стрельниковым Ф.С.) сумма утилизационного сбора рассчитана не верно. Дополнительно указано, что для проставления отметки об уплате утилизационного сбора необходимо оплатить сумму утилизационного сбора в размере <данные изъяты> руб. и представить уточненный расчет утилизационного сбора.

"дата" Стрельников Ф.С. обратился в Управление ФНС по Алтайскому краю с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, выразившиеся в отказе в проставлении отметки об уплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства.

Решением заместителя руководителя Управления ФНС по Алтайскому краю Бондаренко Н.В. от "дата" жалоба Стрельникова Ф.С. от "дата" без номера на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю, выразившееся в отказе в проставлении отметки об уплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства, оставлена без удовлетворения.

С учетом изложенного требования истца в части признания незаконным решения Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю, а также решения УФНС России по Алтайскому краю обоснованными и подлежащими удовлетворению. Для восстановления прав административного истца следует возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Стрельникова Ф.С. о проставлении отметки об уплате утилизационного сбора в установленном законом порядке.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,-

р е ш и л:

Исковые требования Стрельникова Ф.С. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Алтайскому краю от "дата" в проставлении в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора, решения Управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю от "дата" об отказе в удовлетворении жалобы на указанный отказ МИФНС России № 14 по Алтайскому краю.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 14 по Алтайскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление (расчёт) Стрельникова Ф.С. о проставлении в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в установленном законом порядке.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Мотивированное решение по делу составлено 24 января 2017 года.

Судья В.А. Завертайлов По состоянию на 7 февраля 2017 года не вступило в законную силу