ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/20 от 02.07.2020 Петуховского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-317/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Петухово 02 июля 2020 года

Петуховский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Александровой О.В.,

при секретаре судебного заседания Трофимовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Приютинского сельсовета к Петуховскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Приютинского сельсовета Петуховского района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Петуховскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об отмене постановления от 16.06.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.

В обоснование иска указано, что в установленный срок решение Петуховского районного суда от 31.03.2015 исполнить не представляется возможным, так как д.Подувальная граничит с Республикой Казахстан. В настоящее время проводится демаркация Государственной границы РФ, в связи с чем, ООО «Геос», с которым заключен договор на изготовление карты (плана) границ населенных пунктов, не имеет возможности закончить землеустроительные работы.

Представитель административного истца Администрации Приютинского сельсовета ФИО1 в судебном заседании пояснил, что законность постановления от 16.06.2020 он не оспаривает, просит суд освободить Администрацию Приютинского сельсовета от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по основаниям, указанным в заявлении. На сегодняшний день место прохождения Государственной границы с Республикой Казахстан в районе д.Подувальная не определено. В связи с чем, провести повторную экспертизу и завершить работы по описанию границ населенных пунктов сельского совета не представляется возможным. По двум другим населенным пунктам описание границ проведено.

Представитель административного ответчика Петуховского РОС УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Старший судебный пристав Петуховского РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ст. 16 КАС РФ.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229).

В соответствии со ст. 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 указанного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статье 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу п.75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В пункте 74 названного постановления указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождения от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Решением Петуховского районного суда Курганской области от 31.03.2015 на Администрацию Приютинского сельсовета возложена обязанность провести работы по описанию границ населенных пунктов сельсовета путем подготовки карты (плана) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 и направить результаты работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области для внесения сведений о границах населенных пунктов в государственный кадастр недвижимости.

13.05.2015 на основании выданного судом исполнительного листа возбуждено исполнительное производство, должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней.

Определениями Петуховского районного суда Курганской области Администрации Приютинского сельсовета неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения, а именно определениями суда от 21.05.2015 на срок до 30.12.2015, от 01.08.2018 на срок до 01.02.2019, от 14.06.2019 на срок до 31.12.2019, от 30.06.2020 на срок до 24.12.2020 (определение не вступило в законную силу на день рассмотрения административного иска).

16.06.2020 начальником отдела -старшим судебным приставом Петуховского РО СП УФССП России по Курганской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании с Администрации Приютинского сельсовета исполнительского сбора в сумме 50000 руб. ввиду неисполнения без уважительных причин должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения.

Из материалов дела следует, что выполнение работ по договору подряда на выполнение землеустроительных работ, заключенному между ООО «Геос» и Администрацией Приютинского сельского совета Петуховского района Курганской области, приостановлено. По заключению экспертной комиссии, представленная на экспертизу граница н.п. Подувальная не совпадает с предполагаемым расположением участка государственной границы Российской Федерации и Республики Казахстан (однозначно определить располагается южная часть н.п. Подувальная на территории Российской Федерации или на территории Республики Казахстан не представляется возможным). Окончание работ невозможно по независящим от подрядчика причинам.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного судебным - приставом исполнителем пятидневного срока для Администрации Приютинского сельсовета реальное исполнение решения суда о проведении работ по описанию границ населенных пунктов сельсовета путем подготовки карты (плана) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 №621 невозможно вследствие объективных обстоятельств и не зависит исключительно от действий административного истца.

Доказательства уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа в данном случае отсутствуют.

Вместе с тем, судом учитываются так же следующие обстоятельства.

Законом Курганской области от 02.05.2017 № 25 «О внесении изменений в статью 1 Закона Курганской области «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», вступившим в силу с 01.01.2018, пункт 14 статьи 1 областного закона изложен в новой редакции, согласно которой, за сельскими поселениями в области градостроительства закрепляются только полномочия по резервированию земель и изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Полномочия по вопросам градостроительной деятельности, в том числе по утверждению генеральных планов поселений, в соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2018 перешли к органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу положений ч.5.1 ст.22 ГрК РФ сведения о границах населенных пунктов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, являются обязательным приложением к генеральному плану поселений.

Согласно ч.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Поскольку утверждение генерального плана поселений на территории Приютинского сельсовета отнесено в настоящее время к ведению Администрации Петуховского района, истец не имеет возможности так же исполнить решение суда по причине, не зависящей от него.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях должника – Администрации Приютинского сельсовета отсутствует вина, что исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, в виде взыскания исполнительского сбора и является основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации Приютинского сельского совета к Петуховскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить должника Администрацию Приютинского сельсовета Петуховского района Курганской области от исполнительского сбора в размере 50000 руб., взысканного постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Петуховского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области ФИО2 от 16.06.2020 по исполнительному производству .

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2020.

Судья О.В.Александрова