ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/2016 от 17.03.2016 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

административное дело № 2а-317/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Переяславка 17 марта 2016 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе судьи Горбачева А.В.,

с участием представителя административного истца Обуховой И.Я.,

административного ответчика Шереметьева П.С.,

при секретаре Еронтьевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-317/2016 по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» об оспаривании предписания от 28.01.2016г. № 01/2016 ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьева П.С. «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы»,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» (далее – ФГБУ «Заповедное Приамурье») обратилось в суд с административным иском об оспаривании предписания от 28.01.2016г. № 01/2016 ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьева П.С. «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы».

В обоснование предъявленных требований указано, что оспариваемым предписанием на ФГБУ «Заповедное Приамурье» возложены обязанности: запретить движение транспорта по переправе на льду, обустроить переправу в соответствии с ОДН 218.010-98, предъявить переправу к техническому освидетельствованию и постановке на учет в подразделение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю).

Административный истец считает оспариваемое предписание незаконным и не подлежащим исполнению по следующим основаниям.

Согласно Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012г. № 607, Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», мероприятия по надзору за использованием переправами осуществляются в форме плановой или внеплановой выездной проверки, проведение патрульных или рейдовых мероприятий в отношении переправ регламентом не предусмотрено. Проведенное в отношении ФГБУ «Заповедное Приамурье» контрольно-надзорное мероприятие проведено с нарушениями требований указанных Административного регламента и Федерального закона.

Правом запрещать эксплуатацию переправ, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей, в соответствии с указанным Административным регламентом, наделены главный государственный инспектор, заместители главного государственного инспектора по маломерным судам и главные государственные инспекторы по маломерным судам субъектов Российской Федерации. ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьев П.С., запретив эксплуатацию переправы, превысил свои полномочия.

Обязывая ФГБУ «Заповедное Приамурье» обустроить ледовую переправу на территории государственного природного заповедника, предписание фактически требует нарушить режим его особой охраны.

У ФГБУ «Заповедное Приамурье» отсутствуют финансовые средства для обустройства переправы.

ФГБУ «Заповедное Приамурье» владельцем ледовой переправы не является, её эксплуатацией не занимается.

Административными ответчиками ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьевым П.С., ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» на иск представлены возражения, в которых ответчики предъявленные требования не признали полностью, ссылаясь на следующие обстоятельства.

На основании распоряжений ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» № 458 от 14.12.2015г., 415 от 09.10.2015г., в рамках месячника безопасности людей на водных объектах в зимнем периоде 2015-2016г.г., Группой патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) были проведены патрулирования с целью проверки выполнения мероприятий по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, а также выявления несанкционированных выездов автотранспорта на ледовое покрытие водных объектов (ледовых переправ). В ходе патрулирования была выявлена действующая, не состоящая на учете и не прошедшая технического освидетельствования в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», несанкционированная ледовая переправа <данные изъяты>

28.01.2016г. ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьевым П.С. выдано ФГБУ «Заповедное Приамурье» предписания № 01/2016 «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы», которое ответчики считают законным и обоснованным.

Представитель административного истца ФГБУ «Заповедное Приамурье» по доверенности Обухова И.Я. в судебном заседании предъявленные требования поддержала полностью, дала пояснения аналогичные изложенному в иске.

Административный ответчик Шереметьев П.С. в судебном заседании предъявленные требования не признал полностью, дал пояснения аналогичные изложенному в возражениях на иск.

Административный ответчик ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Приказом ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 07.10.2015г. № 568 в период с 16.11.2015г. и до начала весеннего паводка организовано проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в период проведения месячника безопасности на водных объектах Хабаровского края, утвержден План проведения месячника безопасности на водных объектах Хабаровского края, в соответствии с пунктом 7 которого Руководителям отделений и участков ГИМС поручено выявлять не поставленные на учет и действующие переправы, принимать административные меры к организациям, эксплуатирующим не поставленные на учет переправы, организовать контроль за выставлением аншлагов с информацией о запрете выезда автотранспорта и выхода людей на лед.

Распоряжением начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» от 09.11.2015г. № 415 поручено провести патрулирование на водных объектах в границах зоны ответственности Группы патрульной службы № 4; лицом, уполномоченным на проведение патрулирования назначен государственный инспектор по маломерным судам Шереметьев П.С. При выявлении несанкционированной ледовой переправы, провести привязку местонахождения переправы к местности, зафиксировать переправу и прилегающую территорию на фото- и (или) видеоаппаратуру, составить соответствующие документы (предписание) на ответственное лицо.

Распоряжением ВрИО начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» от 14.12.2015г. № 458 руководителям инспекторских подразделений поручено провести в период с 14 по 21 декабря 2015г. патрулирования в зонах ответственности подразделений с целью выявления несанкционированных выездов автотранспорта на ледовое покрытие водных объектов (ледовых переправ).

15.12.2015г., на основании плана-задания, ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьевым П.С. проведено патрулирование реки Чирка района имени Лазо Хабаровского края, в ходе которого выявлена действующая, не состоящая на учете и не прошедшая технического освидетельствования в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», несанкционированная ледовая переправа на реке Чирка в 220 метрах выше по течению от места впадения в реку Чирка реки Цыпа муниципального района имени Лазо Хабаровского края, о чем составлен соответствующий акт с фиксацией результатов путем фото- и видеосъемки.

28.01.2016г. ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьевым П.С. выдано ФГБУ «Заповедное Приамурье» предписание № 01/2016 «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы» о возложении обязанностей: запретить движение транспорта по переправе на льду (перекрыть все возможные съезды на ледовое покрытие реки, выставить дорожные знаки о запрещении движения) до постановки на учет в подразделение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», обустроить переправу в соответствии с ОДН 218.010-98, предъявить переправу к техническому освидетельствованию и постановке на учет в подразделение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю». Срок исполнения предписания установлен в 10 рабочих дней с момента получении (вручения) предписания.

Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 01.02.1963г. № 59 организован <данные изъяты>

Согласно картографическому описанию внешних границ государственного природного заповедника «Большехехцирский», его южная граница проходит от автодороги <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 9 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

д) выполнение научно-исследовательских задач;

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (часть 2).

Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники (часть 5).

В соответствии с пунктом 1.3 ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ» ледовые переправы – это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.

Согласно пункта 9.6 ОДН 218.010-98 на территории заповедников и в местах массовой миграции животных через подходы к переправе необходимо предусматривать переходы в виде мостиков или скотопрогонов, а на остальном протяжении ограждать проезжую часть и устанавливать отпугивающие столбики.

Исследовав материалы дела, в том числе: акт технического осмотра (освидетельствования) переправы на льду от 15.12.2015г. с приложенными результатами фото- и видеофиксации, письмо директора ФГБУ «Заповедное Приамурье» от 13.01.2016г. (л.д. 11), в совокупности с пояснениями представителя административного истца, согласно которых ими используется колесная и гусеничная специальная техника для движения по всей охраняемой территории, включая водные объекты, пребывание посторонних лиц на территории заповедника не допускается, суд приходит к выводу, что административным истцом на территории государственного природного заповедника «Большехехцирский» для осуществления мероприятий и деятельности, указанных в части 2 статьи 9 Закона № 33-ФЗ, организована временная зимняя автодорога (автозимник), частью которой является ледовая переправа через реку Чирка, расположенная в 220 метрах выше по течению от места впадения в реку Чирка реки Цыпа муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

В силу Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006г. № 143-пр, проектирование, строительство и эксплуатация ледовых переправ осуществляется в соответствии с требованиями отраслевых дорожных норм ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», утвержденных Приказом Федеральной дорожной службы России от 26.08.1998г. № 228.

Использование ледовых переправ допускается при наличии разрешения на их эксплуатацию, выдаваемого Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Хабаровскому краю в установленном порядке (пункт 6.1).

Ответственность за обеспечение безопасности жизни людей на ледовой переправе возлагается на администрацию организации, эксплуатирующей переправу.

Организация переправы и безопасность пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения, наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций съездов на лед и восстановление переправ возлагаются на организации, эксплуатирующие ледовые переправы (пункт 6.6).

Поскольку административным истцом не представлено доказательств соответствия ледовой переправы требованиям ОДН 218.010-98, а также наличия разрешения на её эксплуатацию, выданного ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» в установленном порядке, суд приходит к выводу, что ФГБУ «Заповедное Приамурье» надлежащим образом не организовало ледовую переправу через реку Чирка.

При таких обстоятельствах довод ФГБУ «Заповедное Приамурье» о том, что, обязывая истца обустроить ледовую переправу на территории государственного природного заповедника, предписание фактически требует нарушить режим его особой охраны, признается несостоятельным, поскольку в предписании содержится не требование об обустройстве ледовой переправы на территории государственного природного заповедника, а требование привести в соответствии с ОДН 218.010-98 переправу, которую истец уже организовал на своей территории.

Довод административного истца о превышении полномочий ВрИО старшего государственного инспектора Шереметьевым П.С., при возложении на ФГБУ «Заповедное Приамурье» обязанности запретить движение транспорта по переправе на льду (перекрыть все возможные съезды на ледовое покрытие реки, выставить дорожные знаки о запрещении движения), поскольку в силу пункта 1.7 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012г. № 607, права запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде или угрожает безопасности судоходства и мореплавания, предоставлены Главному государственному инспектору по маломерным судам, заместителям главного государственного инспектора по маломерным судам и главным государственным инспекторам по маломерным судам субъектов Российской Федерации, суд признает несостоятельным по следующим основаниям.

Истцом не принято во внимание, что в силу подпункта 2 пункта 8 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004г. № 835, Приказа МЧС России от 12.03.2015г. № 113 «Об утверждении Перечня должностей Главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, Государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей» должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам, к которым отнесена и должность старшего государственного инспектора по маломерным судам центра ГИМС по субъекту Российской Федерации, имеют право запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания.

Доводы истца о несоблюдении ВрИО старшего государственного инспектора Шереметьевым П.С. требований пунктов 3.5 и 3.25 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012г. № 607, Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении контрольно-надзорного мероприятия в отношении ФГБУ «Заповедное Приамурье», не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьевым П.С. проводилось патрулирование в зоне ответственности подразделения с целью выявления несанкционированных выездов автотранспорта на ледовое покрытие водных объектов (ледовых переправ), а не контрольно-надзорное мероприятие в отношении ФГБУ «Заповедное Приамурье» либо иных санкционированных переправ.

Таким образом, нарушения, непосредственно обнаруженные должностным лицом в ходе патрулирования, допущенные ФГБУ «Заповедное Приамурье», обоснованно послужили поводом для внесения представления об их устранении.

Несостоятельным также признается довод административного истца об отсутствии финансовых средств на устранение нарушений при организации и использовании ледовой переправы, поскольку это обстоятельство не освобождает ФГБУ «Заповедное Приамурье» от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется в виду его необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» об оспаривании предписания от 28.01.2016г. № 01/2016 ВрИО старшего государственного инспектора Группы патрульной службы № 4 (Лазо, Бикинский, Вяземский) ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» Шереметьева П.С. «Об устранении нарушений, выявленных при проверке ледовой переправы» - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 22.03.2016г.

Судья А.В. Горбачев