ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/2022 от 04.05.2022 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

№2а-317/2022

УИД 11RS0016-01-2022-000425-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Долгих Е.А.,

при секретаре Анисовец А.А.,

рассмотрев 04 мая 2022 года в с. Выльгорт в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района, действия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления прокурорской проверки соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», выявлены интернет-страницы с адресами в сети «Интернет» <данные изъяты>, содержащие в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно информацию о способе приобретения поддельных документов о получении различных видов образования, с указанием видов предлагаемых к приобретению документов и цен на них.

Прокурор Нестеренко А.Г. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела без его представителя, а также представило отзыв, согласно которому требования, изложенные в административном исковом заявлении поддерживает частично.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (ст. 1 указанного Федерального закона).

Согласно ч.ч. 1,6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приводится понятие информационных технологий, которыми признаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ).

Страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (п. 14 ст. 2 Федерального закона № 149- ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На основании п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за противоправные деяния - подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, бланков.

В ходе проведенной прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми проверки установлено, что на сайтах <данные изъяты> в сети «Интернет» размещена информация о способе приобретения поддельных документов о получении различных видов образования (высшего, среднего и т.д.), с указанием видов предлагаемых к приобретению документов и цен на них, то есть информация пропагандирующая такие противоправные деяния, как подделка официальных документов и их незаконный сбыт.

Указанная информация на сайте предоставлена в свободном доступе, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.

Как следует из материалов дела собственники интернет сайтов <данные изъяты> не установлены.

При этом, поскольку установить лиц, разместивших информационные материалы в сети «Интернет» на интернет ресурсах по адресам: <данные изъяты>, - равно как и правообладателя сайтов, не предоставляется возможным, суд признает обоснованным избранный прокуратурой Сыктывдинского района способ защиты прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, информация, содержащаяся на Интернет-страницах <данные изъяты> является противозаконной.

Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение подобной информации.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информации, является, по существу, ее распространением.

На основании ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов <данные изъяты>, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения указанных интернет сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2022 года.

Судья Е.А. Долгих