Резолютивная часть Дело № 2а-317/2022
75RS0004-01-2022-000694-03
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,
при секретаре Матафоновой Е.А.,
с участием помощника прокурора Балейской межрайпрокуратурыЕркович Д.Я.,
представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от 26.09.2022 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 29 сентября 2022 годаадминистративное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального района «Балейский район» о признании бездействия по непроведению ремонтно-восстановительных мероприятий по подготовке объектов в отопительному сезону 2022-2023 гг. незаконным; понуждению к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка администрации муниципального района «Балейский район» на предмет исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства.Согласно протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Балейского района от 05.08.2022 года крайне необходимо выполнение мероприятий, без которых начало отопительного сезона 2022-2023 гг. невозможно:
- замена конвейерной ленты топливоподачи на Центральной котельной г. Балея на сумму 1088111,51 руб.,
- капитальный ремонт водовода ХВС от УТ № 1 до УТ № 2 (ул. Энтузиастов - ул. Заречная г. Балей) на сумму 3010528,80 руб.,
- замена котла КВр-1,25 в с. Нижний Кокуй на сумму 1378590 руб.
Общая требуемая сумма для вхождения в отопительный сезон 2022/2023 составляет 5477230,31 руб.По информации АО «ЗабТЭК» для благополучного прохождения отопительного сезона 2022-2023 необходимо также произвести замену котла № 1 КВр-0,6 котельной с. Ундино-Поселье.Собственником котельных с. Нижний Кокуй и с. Ундино-Поселье является администрация муниципального района «Балейский район», бездействие которой создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц: граждан, проживающих в «Нижнекокуйское», «Ундино-Посельское» - потребителей коммунальных услуг, на получение коммунальных услуг в необходимом объеме, на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, прокурор просит: Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Балейский район» по непроведению ремонтно-восстановительных мероприятий по подготовке объектов к отопительному сезону 2022-2023 гг.;Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» в срок до 15.09.2022 провести ремонтно-восстановительные мероприятия, а именно:
- замена котла КВр-1,25 Гкал/ч в здании котельной с. Нижний Кокуй, находящейся по адресу: <...>;
- замена котла № 1 КВр-0,6 Гкал/ч в здании котельной с. Ундино-Поселье, находящейся по адресу: <...>.Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Еркович Д.Я. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал, суду пояснил, что Администрация МР « Балейский район» принимала меры в ходе подготовки объектов к отопительному сезону, : была успешно проведена защита мероприятий, направленных на подготовку к осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов, направлялись запросы Губернатору Забайкальского края, в Министерство ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о необходимости выделения денежных средств для подготовки объектов к отопительному сезону. Крое того котлы в зданиях котельных с. Нижний Кокуй и с. Ундино-Поселье являются резервными. Основные котлы исправны и обеспечивают подачу тепла потребителям. В условиях отсутствия денежных средств их замена была отложена. Таким образом бездействие со стороны администрации в указанном вопросе отсутствует.
Заинтересованные лица АдминистрацияСП « Нижнекокуйское», СП «Ундино-Посельское», надлежащим образом извещены о дне и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки не сообщили.
Представитель АО «ЗабТЭК» Ш., представил в судебное заседание отзыв на иск, в котором полагал требования подлежащими удовлетворению
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края П., представила письменное пояснение в котором ссылалась на то, что перечень мероприятий и объектов, на которых необходимо проведение капитального ремонта их первоочередность по сравнению с другими объектами планируется, составляется и обосновывается органами местного самоуправления на очередной осенне-зимний период самостоятельно, путем представления соответствующей документации в Министерство. 11.02.2022 года с Администрацией МР «Балейский район» было заключено Соглашение № 11/2022-4 о предоставлении в 2022 году субсидии из бюджета Забайкальского края бюджету МР «Балейский район» на модернизацию объектов теплоэнергетики и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности. Мероприятий по осуществлению капитального ремонта объектов перечисленных в исковом заявлении данным соглашением не предусмотрено.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу подпунктов «в, д» пункта 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Как установлено судом, Балейской межрайонной прокуратурой проведена проверка Администрации МР « Балейский район» на предмет исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что в целях недопущения возникновения ЧС и прохождения отопительного сезона 2022-2023 годов необходимо проведение следующих работ:
Замена котла КВр-1,25 в с. Нижний Кокуй на сумму 1 378 590,00 рублей, замена котла № 1 КВр-0,6 котельной с. Ундино-Поселье.
По информации АО « ЗабТЭК» от 22.08.2022 года для благополучного прохождения отопительного сезона собственнику необходимо выполнить работы по замене котла № 2 марки КВр1,25 Гкал/час, замене котла № 1 марки КВр-0,6 котельной с. Ундино-Поселье
Постановлением № 33 от 05.08.2022 года Администрацией МР « Балейский район»на территории МР « Балейский район» в целях недопущения возникновения ЧС при подготовке к осенне-зимнему сезону 2022-2023 годоввведен режим повышенной готовности
Согласно протокола комиссии от 05.08.2022 года крайне необходимы мероприятия, без которых начало отопительного сезона невозможно: замена котла КВр-1,254 в с. Нижний Кокуй.
Согласно выписке ЕГРН от 30.05.2022 года собственником котельных в <...>, <...> является Администрация МР «с Балейский район»
Согласно дефектного Акта в результате осмотра котла № 2 марки КВр 1,25 Гкал/ч котельной с. Нижний Кокуй, установлено, что трубы конвективной части котла имеют видимые абразивные повреждения, внутреннее пространство труб полностью заполнено отложениями, 80% труб не имеют циркуляции теплоносителя, за счет этого резко снижается КПД котла, металлическая стенка труб в результате перегревания деформировалась ( наблюдаются отдувы металла), в связи с чем комиссия пришла к заключению о необходимости замены котла марки КВр 1,25 Гкал/ч ( л.д. 22)
Согласно дефектного Акта в результате осмотра котла № 1 марки КВр-0,6 Гкал/ч котельной средней школы с. Ундино-Поселье установлено, что трубы конвективной части имеют видимые абразивные повреждения, внутреннее пространство труб полностью заполнено отложениями, 80 % не имеет циркуляции теплоносителя, за счет чего резко снижается мощность котлов, наблюдается критическое утонение металлических стенок трубопроводов за счет перегрева поверхностей, в результате чего комиссия призошла к заключению о необходимости замены котла № 1 марки КВр-0,6 Гкал/ч с установкой соответствующего оборудования. (л.д. 27)
Из письменных пояснений Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края следует, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 декабря 2021 года №2007-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», Порядком предоставления и расходования субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по модернизации объектов теплоэнергетики и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, подпрограммы Забайкальского края «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утверждённой Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2015 года №650, Министерством ежегодно заключаются соглашения с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о предоставлении субсидий из бюджета Забайкальского края. Указанные соглашения заключаются с целью реализации вышеперечисленных нормативно-правовых актов и с учётом перечня мероприятий, предоставляемых органами местного самоуправления на предстоящий осенне-зимний период, а также объемом софинансирования из бюджета Забайкальского края необходимых на реализацию данных мероприятий и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных Министерством финансов Забайкальского края на реализацию подпрограммы. По итогам заседаний Комиссии по защите организационно-технических мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2022/2023 годов МР «Балейский район» заявлено к включению в общий план по краю 5 мероприятий на общую сумму 8,07 млн. рублей, в т.чзамена котла КВр 1,25 Гкал с установкой на сумму 1,4 млн. рублей.
С учетом представленных муниципальным районом мероприятий заключено соглашение от 11.02.2022 года № 11/2024-4 о предоставлении субсидии из бюджета Забайкальского краю бюджету МР «Балейский район» на модернизацию объектов теплоэнергетики и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы Забайкальского края «Модернизация объхектов коммунальной инфраструктуры».
Мероприятий по осуществлению замены котла № 1 КВр-0,6 Гкал/ч в здании котельной <...> данным соглашением не предусмотрено.
Исходя из того, что обязанность по капитальному ремонту объектов тепло -водоснабжения возложена на орган местного самоуправления,суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Обращаясь с иском прокурор просит признать незаконным бездействие администрации по непроведению ремонтно-восстановительных мероприятий по подготовке объектов к отопительному сезону 2022-2023 гг.
Вместе с тем судомустановлено, что Администрацией МР « Балейский район» предпринимались меры направленные на подготовку к отопительному сезону.Так, Администрацией МР «Балейский район» 01.08.2022 года в адрес Губернатора Забайкальского края (исх № 4-261), Министерства ЖКХ, энергетики и цифровизации Забайкальского края ( исх № 2562) направлялся запрос на выделение денежных средств для проведения первоочередных организационно-технических мероприятийв целях недопущения критической ситуации.
12.08.2022 года в адрес зам Губернатора Забайкальского края ФИО2 МИ. направлялся запрос на выделение денежных средств в целях недопущения ЧС при подготовке к отопительному сезону 2022-2023 годов.
23.08.2022 года Губернатору Забайкальского края направлялся запрос ( исх № 4-278) на выделение денежных средств в целях недопущения ЧС при подготовке к отопительному сезону 2022-2023 годов.
14.09.2022 года Министру ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края направлялся запрос ( исх № 3014) о выделении денежных средств в целях недопущения ЧС при подготовке к отопительному сезону 2022-2023 годов.
Были проведены мероприятияпро ремонту объектов теплоснабжения в ходе подготовки к отопительному сезону, о чем свидетельствуют Акты о приемке выполненных работ от 16.08.2022 года,18.05.2022 года 12.09.2022 года
Указанные действия свидетельствуют о том, что Администрацией МР «Балейский район» предпринимались меры направленные на проведение ремонт но-восстановительных мероприятий при подготовке к отопительному сезону, в связи с чем исковые требования в части признания бездействия администрации не законным удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя ответчика о том, что котлы которые необходимо заменить являются резервными и не единственными, их замена была отложена из за недостаточности денежных средств, суд считает несостоятельными. Котельные являются теплоисточником для объектов коммунальной и социально-культурной сфер муниципального образования, их остановка вследствие прекращения подачи электроэнергии, в отсутствии резервного источника питания, может повлечь нарушение прав и законных интересов жителей на своевременное и в полном объеме получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, требования заместителя Балейского межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.188 КАС суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению в силу положений ст.188 КАС РФ, поскольку в рамках настоящего административного дела особых обстоятельств, свидетельствующих о том, что замедление исполнения решения в части возложения на административного ответчика обязанностей по устранению допущенных нарушений может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, не установлено, в связи с чем, суд не усматривает оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
В соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, судья
р е ш и л :
Административное исковое заявление Балейского межрайонного прокурораудовлетворить частично.
Обязать администрацию МР «Балейский район» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести ремонтно-восстановительные мероприятия: заменить котел КВр-1,25 Гкал/ч в здании котельной с. Нижний Кокуй, находящейся по адресу: <...>;заменить котел № 1 КВр-0,6 Гкал/ч в здании котельной с. Ундино-Поселье, находящейся по адресу: <...>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательном виде вынесено 06 октября 2022 года
Судья : Щеглова О.Ю.