ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3183/17 от 07.09.2017 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-3183/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2017 года г.Уссурийск

Уссурийский районный суд в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Нечаевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Администрации Уссурийского городского округа о признании Постановления администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 10.10.2014 № 4027, утвердившее проект планировки территории в городе Уссурийске в границах XXXX недействующим в части утверждения местоположения красной линии по XXXX в отношении земельного участка с кадастровым номером XXXX, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: XXXX,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с указанными требованием в обоснование которых указали на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: XXXX, возведенный в ДД.ММ.ГГ году, расположенный на земельном участке с кадастровым номером XXXX, который поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, а на основании межевого дела от ДД.ММ.ГГ в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены границы этого земельного участка. ДД.ММ.ГГ они обратились в администрацию УГО с заявлением о предоставлении в собственность, бесплатно, земельного участка с кадастровым номером XXXX, уточненной площадью XXXX кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: XXXX, и получили отказ от ДД.ММ.ГГ за номером XXXX, по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы красных линий и не подлежит приватизации в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

План красных линий утвержден Постановлением Администрации Уссурийского городского округа Приморского края XXXX от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении проекта планировки территории в городе Уссурийске в границах XXXX которое применимо к административным истцам, поскольку в результате утверждения местоположения красной линии по XXXX она пересекла границы земельного участка с кадастровым номером XXXX, находящийся в пользовании административных истцов.

По вопросу корректировки красных линий административные истцы обратились в администрацию УГО с заявлением от ДД.ММ.ГГ о внесении изменений в проект планировки территории г. Уссурийска таким образом, чтобы исключить прохождение красных линий по уже сформированному земельному участку с кадастровым номером XXXX, однако ДД.ММ.ГГ был получен отказ XXXX в связи с тем, что указанное постановление принято и опубликовано после проведения публичных слушаний и в настоящее время действующее законодательство не предусматривает процедуры внесения изменений в указанный проект.

Считают Постановление администрации Уссурийского городского округа Приморского края № 4027 от 10.10.2014 года «Об утверждении проекта планировки территории в городе Уссурийске в границах XXXX незаконным в части утверждения местоположения красной линии по XXXX по периметру земельного участка с кадастровым номером XXXX и нарушающим их права и законные интересы, поскольку:

1) земельный участок с кадастровым номером XXXX поставлен на кадастровый учет для эксплуатации жилого дома ДД.ММ.ГГ года постройки, то есть до принятия нормативно-правового акта;

2) действующая на момент формирования спорного земельного участка Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятая Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 № 18-30 обязывала соблюдать красные линии всех субъектов градостроительной деятельности, участвующих в процессе проектирования, и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Земельный участок с кадастровым номером XXXX сформирован с учетом красных линий;

3) на спорном земельном участке отсутствуют объекты общего пользования, указанные в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, участок не используется как территория общего пользования неограниченным кругом лиц;

4) установление красных линий осуществлено без учета фактического землепользования и существующей застройки, что не соответствует требованиям пункта 3 раздела 3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 150 и положениям ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ в редакции от 21.07.2014 года;

5) отраслевые органы администрации города не исполнили обязанность по направлению заказными письмами текста объявления и приглашение принять участие в публичном слушании лицам, чьи права могут быть затронуты рассматриваемым проектом планировки, что является нарушением ст. 6 Порядка проведения публичных слушаний, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 28 февраля 2007 г. № 567-НПА «О Положении о публичных слушаниях в Уссурийском городском округе» в ред. Решения Думы Уссурийского городского округа от 28.06.2012 № 600-НПА и ч. 7 ст. 46 ГрК РФ;

Публикация программы мероприятий проведения публичных слушаний в средствах массовой информации не опровергает того, что федеральным законодателем и нормативными актами органов местного самоуправления, действовавшими на момент проведения публичных слушаний и принятия оспариваемого постановления, предусмотрены специальные меры защиты прав и законных интересов отдельных категорий граждан, в том числе и правообладателей земельных участков, расположенных на территории, в отношении которой разработан проект планировки.

6) оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован в полном объеме, то есть с описанием прохождения указанных линий или с разборчивым картографическим материалом, позволяющим установить их точное прохождение по территории, что не соответствует пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации;

7) пересечение земельного участка с кадастровым номером XXXX красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной мере приводит к ограничению реализации исключительного права заявителей, как собственников здания на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст. 39.20 ЗК РФ;

8) местоположение красных линий по XXXX в г. Уссурийске, установленное под предлогом расширения дороги, ничем не обосновано, что является нарушением требований к подготовке проекта планировки, предусмотренные в ст. 42 ГрК РФ, а значит отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает земельный участок с кадастровым номером XXXX.

Таким образом, полагают, что обжалуемое постановление не соответствует Градостроительному кодексу РФ, иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель административных истцов в судебном заседании на требованиях настаивала по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика не явился, ходатайствовал на рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные возражения, в которых с требованиями истца не согласились, указав на то, что обжалуемый отказ соответствует требованиям закона, поскольку по результатам публичных слушаний Постановлением главы УГО от 10.10.2014 №4027 был утвержден Проект планировки территории в г.Уссурийске в границах XXXX, согласно которому, земельный участок истцов не соответствует утвержденному проекту планировки и находится за пределами красной линии, то есть на территории общего пользования (дорога). Данный документ был опубликован в средствах массовой информации на официальном сайте администрации Уссурийского городского округа.

Суд, выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.

Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 Кодекса).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Кодекса следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

В силу предписаний части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Кодекса).

Поскольку согласно статье 5 Кодекса физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Кодекса), в связи с чем, оспариваемые нормативные правовые акты должны соответствовать требованиям статей 42 и 43 Кодекса, регламентирующих порядок их принятия.

Перечисленные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150 утверждена "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", определяющая требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Согласно которой проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ состоялись публичные слушания по проекту планировки. территории в г.Уссурийске в границах XXXX и ДД.ММ.ГГ постановлением XXXX данный проект был утвержден. Информация о проведении публичных слушаний, а также заключение о результатах слушаний и само обжалуемое постановление опубликованы в СМИ «XXXX» XXXX от ДД.ММ.ГГ, XXXX от ДД.ММ.ГГ и XXXX от ДД.ММ.ГГ, соответственно. Также данная информация размещена на официальном сайте администрации Уссурийского городского округа. Право заявителей на участие в данных публичных слушаниях было обеспечено надлежащем образом и нарушено не было.

Далее, истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: XXXX, расположенный на предоставленном для домовладения земельном участке площадью XXXX кв.м, что подтверждается содержанием инвентарного дела XXXX и имеющимися в нем свидетельствами о праве на наследство по закону и по завещанию.

В настоящее время право собственности на земельный участок истцами не оформлено, при этом фактически ими используется земельный участок площадью XXXX кв.м, границы которого были определены до ДД.ММ.ГГ. Данная площадь участка превышает предельно допустимые максимальные размеры земельного участка, установленные ранее действовавшими решениями Думы муниципального образования г.Уссурийск и Уссурийский район и Уссурийского городского округа от 30.03.1998 N 12 и от 23.12.2003 N 513.

Таким образом, оспариваемый акт в части прохождения красной линии по земельному участку по XXXX,проект планировки территории в г.Уссурийске в границах XXXX разработан в соответствии с положениями статьи 42 ГрК РФ, не противоречит им и не нарушает права собственников земельного участка площадью XXXX кв.м, предоставленного ранее для обслуживания расположенного на нем домовладения.

Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемое постановление принято администрацией УГО в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной законом процедурой, с соблюдением баланса интересов всех жителей в обеспечение развития указанной в региональных нормативных актах территории и не нарушают законных прав и интересов административных истцов, в связи с чем, их требование удовлетворению не подлежит.

По изложенному и руководствуясь статьями 175-189, 227,228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Администрации Уссурийского городского округа о признании недействующим Постановления администрации Уссурийского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГXXXX об утверждении проекта планировки территории в городе Уссурийске в границах XXXX в части утверждения местоположения красной линии по XXXX в отношении земельного участка с кадастровым номером XXXX, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: XXXX, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Рогалев

Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2017 года.